Народный цирк - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Народный цирк

Эти слова стали с недавних пор такими же привычными, как «народный театр», «народный университет культуры». Цирковая художественная самодеятельность, приобретает все больший размах, приобщая молодежь к увлекательному и многокрасочному искусству манежа.

Романтика цирка издавна волновала молодые сердца. Но только в советское время созданы условия, которые позво­ляют сотням и тысячам юношей и девушек всерьез заняться любимым искус­ством. Во многих школах, Домах пио­неров, клубах и Дворцах культуры рабо­тают сейчас кружки акробатов, жонгле­ров, эквилибристов, фокусников. Число их с каждым годом растет.

Народные цирки — качественно но­вая и наиболее совершенная форма цирковой художественной самодеятельно­сти. Как и народные театры, они преду­сматривают планомерное и глубокое изучение искусства, всестороннюю под­готовку самодеятельных артистов. Кол­лективы, получившие право называться народными цирками, имеют, как пра­вило, большую и разнообразную по жан­рам программу, в которую входят выступления эквилибристов и клоунов, жонглеров и воздушных гимнастов, ве-лофигуристов и акробатов, иллюзиони­стов и музыкальных эксцентриков.

Методы подготовки участников на­родного цирка принципиально не отличаются от методов воспитания профес­сиональных артистов. Но цели разные. Основная задача народного цирка — эстетическое воспитание молодежи, при­общение ее к искусству. Самодеятель­ность в нашей стране — это художест­венное творчество миллионов без отры­ва от производства.

Вполне естественно, что многие ода­ренные юноши и девушки мечтают перейти на стезю профессионального ис­кусства. Как говорится, в добрый путь! Мы знаем немало случаев, когда вче­рашние участники художественной са­модеятельности становятся мастерами манежа, приумножают своим творчест­вом славу советского цирка. Самодея­тельное искусство было, есть и будет в нашей стране неиссякаемым родником для пополнения искусства профессио­нального.

Но при этом важно помнить и знать: далеко не каждый может стать артистом профессионального цирка. Одного жела­ния, даже если оно продиктовано самой искренней любовью к искусству, мало — нужно дарование, талант, необходима та драгоценная искорка, которая со време­нем будет питать и согревать творчество художника. К тому же путь на профес­сиональный манеж не усыпан розами, как кажется порой некоторым молодым людям: искусство цирка требует огром­ного труда, каждодневных тренировок, умения всецело подчинить себя беском­промиссным законам художественного творчества.

В этой связи особо важное значение приобретает проблема руководства народными цирковыми коллективами. Хо­рошо, когда во главе их стоят такие ква­лифицированные, знающие свое дело люди, как В. Кузнецов и А. Сосин в Ле­нинграде или А. Гольский в Москве. К сожалению, не везде воспитание са­модеятельных артистов находится в ру­ках опытных мастеров и педагогов. По­рой те, кто мог бы действительно помочь молодежи в постижении трудной и ув­лекательной цирковой науки, остаются в стороне, а их место занимают люди случайные. Отсутствие опыта и профес­сиональных знаний у таких руководите­лей приводит к тому, что их ученики нередко получают на занятиях физиче­ские травмы. Более того, они перестают верить в свои силы, утрачивают интерес к замечательному цирковому искусству.

Отдельные педагоги встают порой на путь «натаскивания» артистов-любителей вместо того, чтобы планомерно и кропотливо заниматься с ними, всесто­ронне готовить их по тщательно проду­манной системе. Приходится сталкивать­ся иногда и с деляческим стремлением превратить выступления участников цирковой самодеятельности в доходную статью клубной сметы.

Надо ли говорить, что нам совершен­но не нужна такая «профессионализация»! Не нужна прежде всего потому, что она вредна участникам художествен­ной самодеятельности, противопоказана высоким задачам эстетического воспита­ния молодежи, К счастью, среди руководителей на­родных цирков не так уж много холод­ных ремесленников, людей, не пони­мающих самой природы самодеятельно­го художественного творчества. Подав­ляющее большинство их хорошо знают и любят свое трудное дело, отдают ему много энергии и сил.

Пример вдумчивого отношения к ра­боте с молодежью показывают руководители и педагоги ленинградской студии самодеятельного циркового искусства, организованной при Доме культуры ра­ботников пищевой промышленности. За два года обучения каждый студиец по­лучает здесь возможность всесторонне раскрыть свои способности и дарования.

Хорошо зарекомендовал себя народ­ный цирк при московском Доме культуры «Новатор». Руководитель А. Гольский подготовил со своими воспитанни­ками большую программу, с которой недавно познакомилась многомиллион­ная аудитория телевидения. В Литве по­пулярным стал народный цирк шауляй-ского Дома культуры, его часто приглашают в гости колхозники сосед­них районов. Самодеятельные артисты при Дворце культуры Нижне-Тагильско-го металлургического комбината имени Ленина регулярно выступают перед ра­бочими на манеже собственного неболь­шого   цирка-шапито.

Отрадно, что народные цирки непре­станно ищут новые формы работы, стремясь всемерно приумножить ряды лю­бителей циркового искусства. Всяческого одобрения заслуживает коллектив сык­тывкарского клуба лесосплава. Летом прошлого года его участники не раз де­монстрировали свое мастерство на ста­дионе при большом стечении зрителей. Польза таких выступлений огромна. Ведь    именно    на    стадионах    бывает обычно много подростков, молодежи, среди которых особенно важна пропа­ганда самодеятельного циркового искус­ства.

Народный цирк — дело новое, и, как всякое новшество, он нуждается в поддержке и помощи. Хорошо, что люби­тельские коллективы пользуются вни­манием со стороны Всесоюзного объеди­нения государственных цирков, которое оказывает им методическую помощь, на­правляет время от времени в народные цирки своих режиссеров для консульта­ции. Так, например, большую работу провел в Нижнем Тагиле специально ко­мандированный туда режиссер Е. Тимо­шенко. Любителям цирка в Москве охот­но помогают режиссеры заслуженный деятель искусств РСФСР М. Местечкин и В. Захарьин, заслуженная артистка РСФСР 3. Кох.

Отраден и тот факт, что многие цир­ковые стационары имеют теперь своих спутников. Так творческие работники Московского цирка активно шефствуют над любительскими коллективами не только столицы, но и Сыктывкара, Клайпеды, Иванова. Работники Киевской группы «Цирк на сцене» помогли орга­низовать народные цирки в Киеве, Чер­кассах, Луганске, Запорожье, Николае­ве, Кривом Роге. С любителями циркового искусства поддерживают творческую связь и от­дельные артисты. Недавно редакция по­лучила письмо из Челябинска. Руково­дители и участники одного из народных цирков с благодарностью рассказывают о той большой практической помощи, которую оказали им заслуженный ар­тист РСФСР А. Кисс и артистка В. Де­мина.

Все это, разумеется, радует. Однако репертуарно-художественный отдел Союзгосцирка, наши мастера манежа могут и должны делать для развития самодея­тельного искусства значительно больше, чем- они делают до сих пор. Нужно до­биться такого положения, чтобы каж­дый творческий работник цирка считал непреложным долгом внести свой вклад в развитие народного творчества. Выез­жая на гастроли в тот или иной город, артисты непременно должны встретить­ся со своими младшими собратьями по искусству, побывать у них на занятиях, практически помочь в подготовке номе­ра или трюка. Чаще — и главное! — ре­гулярнее нужно выезжать в самодея­тельные цирковые коллективы нашим режиссерам. Каждый стационарный цирк, каждая группа «цирк на сцене» непременно должны иметь свой под­шефный   народный   цирк.

Бурное развитие народного циркового искусства требует незамедлительного решения и других проблем. До сих пор, например, почти нет методической ли­тературы для занятий с самодеятельны­ми артистами. Опыт лучших руководи­телей народных цирков не обобщается, никто не занимается его распростране­нием. Не выработано по сей день «По­ложение о народных цирках», что не дает возможности определить, кто из самодеятельных коллективов имеет пра­во носить это звание. Ждут своего ре­шения и многие другие вопросы.

Близится знаменательная дата — 50-летие Великого Октября. В ознамено­вание славного юбилея предполагается провести в. 1966—1967 годах Всесоюзный фестиваль самодеятельного искусства. Лучшие народные театры, филармонии и цирки выступят перед трудящимися с творческими отчетами. Необходимо сде­лать все для того, чтобы участники на­родных цирков успешно выдержали ответственный экзамен, заняли достой­ное место в этом праздничном состяза­нии талантов.

На заре существования Советского государства Владимир Ильич Ленин говорил, что искусство должно уходить корнями в самую толщу народных масс, что оно должно пробуждать в народе художников, растить их. Благодаря забо­там Коммунистической партии искусст­во в нашей стране вышло за рамки про­фессиональных театров и цирков, сту­дий и мастерских. Жажда художествен­ного творчества властно пробуждена в миллионах людских сердец. И наглядное подтверждение тому — бурное развитие цирковой художественной самодеятель­ности, создание народных цирков.

Настольные скульптуры, изготовленные Дулевским фар­форовым заводом.

На первой странице обложки: народный ар­тист РСФСР Владимир Дуров с гепардом.
На четвертой странице обложки: настольные скульптуры, изготовленные Дулевским фар­форовым заводом.

 

Журнал Советский цирк. Июнь 1966 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100