В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Не только представление

В газете «Советская культура» я прочел, что Пермский цирк занял первое место в социалистическом соревновании театрально-зрелищных коллективов наряду с Большим театром Союза ССР,  Художественным театром имени Горького, Ленинградским цирком, Театром имени Евг. Вахтангова и другими ведущими предприятиями, действующими в сфере искусства в нашей стране.

Согласитесь, что далеко не просто цирку, который даже не значится постановочным, встать в один ряд с самыми прославленными художественными учреждениями, хорошо известными не только у нас, но и во всем цивилизованном мире.

Случилось, что мне довелось побывать в Перми, и я, разумеется, не преминул посетить цирк. Конечно, слишком глубоко войти а его работу мне не удалось, но на важнейшие факты, многое характеризующие, не мог не обратить внимания.

Пермский цирк не только выполнил, но и перевыполнил напряженный производственный план. Практически каждый день над кассой висел аншлаг: «Все билеты проданы». Было дано большее число представлений, чем предполагалось по плану, главным образом за счет дополнительных дневных сеансов, предназначаемых не только для детей, но и для взрослых, для тружеников окрестных совхозов и колхозов, а иногда и достаточно отдаленных городов. Предприятия покупали билеты на целевые представления и привозили рабочих, служащих, колхозников на специальных поездах или автобусах. Конечно, проведение таких спектаклей требовало от администрации и художественно-творческого состава дополнительных усилий.

Вообще цирк с предприятиями города и области связан крепко: артисты систематически выезжают с отчетами и концертами во Дворцы культуры и клубы. Это, разумеется, является одной из форм агитации за цирковое искусство.

Нельзя также не сказать о своеобразных тематических представлениях, посвященных то молодежи, а то и пенсионерам. В зависимости от контингента зрителей изменяется и пролог, а него вводятся фрагменты, а которых так или иначе говорится о тех, кто заполнил цирк. И при всем этом дирекция умудряется проводить разумную экономию, не допускает никаких лишних расходов.

Широки и разнообразны формы взаимоотношений цирка с прессой. Газеты печатают не только информации и рецензии о программах, но и подробные рассказы руководителей о работе предприятия, очерки об артистах. Ведется в цирке и большая художественно-творческая работа.

С директором Пермского цирка Ю. Александровским мы оказались старыми знакомыми — несколько десятилетий назад вместе работали в Свердловске. Он тогда только что приехал из Одессы, откуда вышли многие театральные организаторы, и работал в Свердловске в театре оперетты вторым администратором.

Позже Александровский занимал должности заместителя директора Омского театра музыкальной комедии и Театра оперы и балета в Перми. Перейдя в цирк, он сохранил привязанность к театру — едва мы с ним встретились, посоветовал посмотреть в Пермском драматическом театре в постановке главного режиссера И. Бобылева «Сирано де Бержераки Э. Ростана. А в Художественный музей на выставку знаменитой пермской скульптуры мы отправились вместо. Я пишу об этом, чтобы сказать: директор Пермского цирка по-настоящему интеллигентный человек. Очень важное качество для современного руководителя, особенно зрелищного предприятия.

Весьма характерно, что, сколько мы с ним ни беседовали, мне ни разу нс довелось услышать: «Это сделал я». Наоборот: «все сделано нами». Александровский постоянно отмечал заслуги режиссера, дирижера, заместителя директора, администратора, инженера, инспектора манежа, контролеров, униформистов, работников бюро организации зрителей. При этом авторитет Александровского в цирке непререкаем. Но он сам постоянно помнит, что работает в коллективе, постоянно опирается на него, добивается, чтобы каждый почувствовал ответственность за свой участок.

Человек достаточно решительный и волевой, в высшей степени работоспособный и ответственный за порученное дело, он в то же время по принципиальным вопросам обязательно советуется с партийной и профсоюзной организациями, делает все для поднятия их авторитета и сам на них опирается. В результате в цирке сложилась атмосфера дружбы и взаимной требовательности, то есть лучшая атмосфера, какая только может быть в учреждении.

Ближайший помощник Александровского главный режиссер цирка А. Ди-Машио а прошлом оперный артист. Он подарил мне на память фотографическую карточку, на которой запечатлен на репетиции. А вел репетицию В. И. Немирович-Данченко. Надо ли говорить, что работа с великим режиссером дала Ди-Машио очень много. Позже Ди-Машио занимал в театрах административные посты, и это способствовало тому, что ом познал театральное дело со всех сторон.

Мне довелось увидеть поставленный им пролог «Весна победы», посвященный тридцатилетию окончания войны. При минимуме затраченных средств режиссер добился большого воздействия на зрительный зал. Его постановка может быть определена как живой плакат, напоминающий о трудных днях войны, о героизме народа и о том, что советский народ, руководимый Коммунистической партией, победил жестокого. сильного и коварного врага. При всей плакатности сделанное режиссером (он же автор сценария) производит впечатление, волнует. И, конечно, "Весна победы" далеко отстоит от тех банальных и безликих парадов, которыми, увы, открываются представления в большинстве цирков.

Но главный режиссер — это не только постановщик пролога, но и организатор всего представления, и здесь он достигает многого.

Когда смотришь представление, прежде всего нельзя не отметить и не похвалить инспектора манежа В. Наумова. Ого внешность выразительна, голос хорошо звучит, речь культурно, он артистичен, умеет не только «подать» номер, но, когда это необходимо, органически войти в него. Может быть, он только излишне скромно одет. Думаю, что фрак ему бы пошел, а это придало бы большую парадность всему представлению.

Оркестр цирка, возглавляемый В. Буйлиным, не просто аккомпанирует номеру, но сливается с ним, добивается, чтобы номер приобретал особую музыкальную выразительность. Вероятно поэтому дирижер решительно отказывается исполнять заигранные, безликие мелодии, даже если они нравятся кому-нибудь из артистов. Отказываясь, Буйлин всегда предлагает свой вариант музыкального оформления, доказывает, спорит, убеждает. И чаще выходит победителем. Его оркестр выполняет важную художественную функцию, он несет хорошую музыку.

В то время когда я был в Перми, там гастролировал "Цирк на воде" — уникальный, интересный и творческий коллектив, возглавляемый Г. Коженковым. Шла программа, поставленная Н. Барзиловичем. Права такой коллектив с успехом мог бы выступать в Москве. Ленинграде, Киеве, за рубежом. Вообще удивительно: о том, насколько важно создавать в Союзгосцирке творческие коллективы, говорится очень много. Но вот один из них действует и он интересен, однако ему почему-то весьма мало уделяется внимания.

Но прежде чем рассказывать о коллективе, заметим: Пермский цирк всегда заранее узнает, какую программу ему ждать, и связывается с ее представителями. Он интересуется, какая творческая и организационная помощь нужна артистам, что необходимо дополнительно изготовить на пермских заводах, чтобы программа шла еще лучше, и даже, как целесообразнее разместить приезжих в цирковой гостинице.

И это делается не только путем переписки. Для просмотра программы и установления творческих контактов в тот город, где в данный момент работает коллектив, выезжает режиссер, иногда прихватывая с собой дирижера и инженера К приезду новой программы в Пермь все должно быть ясно. Тут уж ни один час не должен пропадать в разговорах. Устроились с жильем, пожалуйте на репетицию пролога и всей программы. Времени всегда бывает в обрез.

Но вернемся к «Цирку на воде». Собственно на воде идет только второе отделение, названное «Водопад чудес». Первое происходит на обычном манеже. В нем удачно выступает Б. Игнатов с группой бурых медведей-гимнастов. На самом деле, кого не удивит сальто-мортале медведя с турника на землю! И проводит свой номер артист весело, энергично, превращая его в игру. У исполнителей икарийских игр, руководимых Ю. Ахматоаским, удивительна верхняя партнерша, с ней он и проделывает чудеса. Хорош также и по трюкам и по какой-то лирической наполненности номер акробатов-вольтижеров Сергуниных. Жонглер Г. Исияма, представитель старой цирковой семьи, профессионал высокого класса, это обнаруживается сразу, как только артист начинает оперировать большими мячами, делая это легко и изящно. Вполне на уровне современного цирка гимнастки на обручах Смирновы, акробаты Ивановы, эквилибристы М. и В. Алексеевы. К сожалению, слишком банален по трюкам и подаче номер с дрессированными собаками, который показывает В. Стародубцева. Даже обидно, что представительница старой и славной цирковой династии Митус-Стародубцевых выступает с таким номером. Технически очень несложные вещи показывают и жонглеры Шабалины. Построение их номера тоже шаблонно.

Во втором отделении всегда поражает пуск воды. Это действительно феерическое зрелище, когда огромная масса воды, переливаясь и сверкая под прожекторами, через несколько минут превращается на манеже в тихое озеро, в центре которого, как в сказке, вырастает остров.

Конечно, что скрывать, пуск воды бывал и еще более впечатляющ, когда вода, ленясь, летела сверху через пороги рампад и низвергалась в виде ливня из-под купола. Технически это асе выполнимо, а коли так, надо подумать, чтобы подобное зрелище вновь пришло на арену.

Нельзя сказать, чтобы артисты, выступающие во втором отделении, исполняли какие-то необыкновенные, не виданные ранее вещи. Но окружающая их водная гладь, своеобразное световое и музыкальное оформление придают даже средним номерам особое, необъяснимое очарование. Исключение составляет лишь иллюзионистка Т. Кузнецова, чьи камерные фокусы плохо воспринимаются на широком водном пространстве.

Программу, так сказать, обслуживают три клоуна: В. Бурмашов, С. Яковлев и О. Ахматовский. Первый из них человек безусловно одаренный, наделенный мягким юмором. Но пока он повторяет то, что было открыто ранее. И маска у него не очень-то определена. Естественно, это обедняет его выступление. Два других исполнителя пока еще не нашли себя в клоунаде.

В финале представления под самый купол бьют водяные и, кажется, горящие фонтаны, и среди этих фонтанов выступают все артисты труппы. Это отлично поставленная финальная точка представления.

А когда публика разошлась, мы вместе с Александровским отправились по домам. И он снова начал рассказывать мне о цирке о сотрудниках. И снова местоимение «як было заменено на «мы», последнее же относилось ко всему цирковому коллективу.

Ю. ДМИТРИЕВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100