В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Незабываемое

Артисты-мейерхольдовцы: М. Местечкин, Н. Березовский, М. Макаров (баянист), Н. Боголюбов, Л. СвердлинМне посчастливилось в дни своей молодости  работать  в  театре В. Э.  Мейерхольда, Всеволод Эмильевич был боль­шим поклонником и знатоком циркового искусства. 

В своей режиссер­ской практике он смело пользовал­ся выразительными средствами  цир­ка.  Так,  в спектакле «Трест   Д.   Е.» Всеволод Эмильевич применил прием цирковой пантомимы. В этом спектак­ле  он  участвовал  вместо актера М.  Мухина  в   сцене «В  пустыне».

На фото. Артисты-мейерхольдовцы: М. Местечкин, Н. Березовский, М. Макаров (баянист), Н. Боголюбов, Л. Свердлин
 
Мейерхольд въезжал на сцену на мотоцикле, который стремительно мчался ло проходу зрительного зала. С помощью цирковых иллюзион­ных приемов был сделан в пьесе С. Третьякова «Рычи, Китай» эпизод повешения боя (его роль исполняла М. И. Бабанова). Приемы цирка можно было встре­тить и в других постановках Мейер­хольда двадцатых годов, Например, в спектакле «Земля дыбом» в буф­фонном плане решена сценка с им­ператором. Мейерхольд высоко ценил увлече­ние артистов ТИМа акробатикой. Когда в театр приходили иностранные гости или режиссеры из других теат­ров, он любил демонстрировать ак­робатические способности своих ак­теров. Огромным успехом у посети­телей обычно пользовался Иван Ко-валь-Самборский, ставший впослед­ствии популярным артистом ,кино. В детские годы он убежал из дому в цирк и вместе с ним объездил мно­го стран. Коваль был прекрасным прыгуном.  Выступления  перед гостями он заканчивал «окрошкой» и вы­соким сальто-мортале.

Кстати, мейерхольдовцы всегда от­личались от своих коллег из других театров умением превосходно вла­деть  телом. Этого они достигали благодаря за­нятиям изобретенной Мейерхольдом «биомеханикой» — комплексом уп­ражнений, помогающих актерам гармонично развиваться физически и позволяющих им выразительно показывать на сцене различные душев­ные переживания. Существует и сейчас ряд замеча­тельных мастеров биомеханики — народный артист СССР Лев Сверд­лин,   Зосима   Злобин   и   другие.   Мне думается, что было бы полезно во­зобновить в ГУЦЭИ и в театральных вузах занятия биомеханикой вме­сто уроков так называемого «сцени­ческого движения». Это принесло бы несомненную пользу артистической молодежи, особенно тем, кто учится искусству цирка и эстрады.

Трудно в небольшой заметке рас­сказать об увлечении Мейерхольда цирком. Хочется только отметить главное. Его уроки, общение с этим великим режиссером незабываемы. Они стали для многих артистов и режиссерое театра и цирка творческим компасом в жизни.
 

М. МЕСТЕЧКИН

Журнал Советский цирк. Октябрь 1963 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100