Незабываемое
Мне посчастливилось в дни своей молодости работать в театре В. Э. Мейерхольда, Всеволод Эмильевич был большим поклонником и знатоком циркового искусства.
В своей режиссерской практике он смело пользовался выразительными средствами цирка. Так, в спектакле «Трест Д. Е.» Всеволод Эмильевич применил прием цирковой пантомимы. В этом спектакле он участвовал вместо актера М. Мухина в сцене «В пустыне».
На фото. Артисты-мейерхольдовцы: М. Местечкин, Н. Березовский, М. Макаров (баянист), Н. Боголюбов, Л. Свердлин
Мейерхольд въезжал на сцену на мотоцикле, который стремительно мчался ло проходу зрительного зала. С помощью цирковых иллюзионных приемов был сделан в пьесе С. Третьякова «Рычи, Китай» эпизод повешения боя (его роль исполняла М. И. Бабанова). Приемы цирка можно было встретить и в других постановках Мейерхольда двадцатых годов, Например, в спектакле «Земля дыбом» в буффонном плане решена сценка с императором. Мейерхольд высоко ценил увлечение артистов ТИМа акробатикой. Когда в театр приходили иностранные гости или режиссеры из других театров, он любил демонстрировать акробатические способности своих актеров. Огромным успехом у посетителей обычно пользовался Иван Ко-валь-Самборский, ставший впоследствии популярным артистом ,кино. В детские годы он убежал из дому в цирк и вместе с ним объездил много стран. Коваль был прекрасным прыгуном. Выступления перед гостями он заканчивал «окрошкой» и высоким сальто-мортале.
Кстати, мейерхольдовцы всегда отличались от своих коллег из других театров умением превосходно владеть телом. Этого они достигали благодаря занятиям изобретенной Мейерхольдом «биомеханикой» — комплексом упражнений, помогающих актерам гармонично развиваться физически и позволяющих им выразительно показывать на сцене различные душевные переживания. Существует и сейчас ряд замечательных мастеров биомеханики — народный артист СССР Лев Свердлин, Зосима Злобин и другие. Мне думается, что было бы полезно возобновить в ГУЦЭИ и в театральных вузах занятия биомеханикой вместо уроков так называемого «сценического движения». Это принесло бы несомненную пользу артистической молодежи, особенно тем, кто учится искусству цирка и эстрады.
Трудно в небольшой заметке рассказать об увлечении Мейерхольда цирком. Хочется только отметить главное. Его уроки, общение с этим великим режиссером незабываемы. Они стали для многих артистов и режиссерое театра и цирка творческим компасом в жизни.
М. МЕСТЕЧКИН
Журнал Советский цирк. Октябрь 1963 г.
оставить комментарий