Новые поиски - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Новые поиски

Заслуженная артистка РСФСР Л. МЕРЖАНОВА и лауреат Всесоюзного кон­курса артистов эстрады Б. ЗДАНЕВИЧЛюдмиле Мержановой было семь лет, когда ее приняли в хореографическое училище Большого театра. Строгая дисциплина, сложные физические упражнения часто отпугивают ребят — мечта о танцах разбивается о трудности повседневной, кропотливой учебы.

Заслуженная артистка РСФСР Л. МЕРЖАНОВА и лауреат Всесоюзного кон­курса артистов эстрады Б. ЗДАНЕВИЧ

Но будущая танцовщица оказа­лась одной из тех, кого увлекли трудно­сти познания азов балетного искусства. Во втором учебном году у Мержано­вой началась сценическая практика. Ее ввели в ответственную детскую партию Амура в балете «Дон-Кихот». Легко рас­теряться на огромной ярко освещенной сцене Большого театра. Но девочка не испугалась и свое первое выступление провела спокойно, уверенно.

В спектакле «Красный цветок» она исполняла роль маленького кули и очень гордилась тем, что в третьем акте умирающая Тао-Хоа, партию кото­рой танцевала прославленная балерина Е. Гельцер, передавала ей красный цве­ток — символ борьбы и победы народа. Переходя из рук в руки, цветок плыл над толпой, превращаясь в развеваю­щееся алое знамя...

В том же году балетмейстер Е. До-линская поставила для школьного кон­церта танец «Куколка и негр». Куколку танцевала Людмила Мержанова. Этот номер, пользовавшийся большим успе­хом, пробудил в девочке живой интерес к выступлениям на эстраде, перерос­ший затем в серьезное увлечение.

Постановщик балета «Три толстяка» И. Моисеев поручил воспитаннице Мержановой партию мулатки в большом танце «Мулатка и шестнадцать негров». По общему признанию, она исполняла его превосходно, и, когда несколько лет спустя балет «Три толстяка» был возоб­новлен, Мержанова — уже артистка Большого театра — осталась исполни­тельницей этого номера. Ей же доверил впоследствии Моисеев и партию Суок — главную в балете, — и артистка блестяще справилась с ней. Это была серьезная победа. За ней последовали классиче­ские вариации в «Раймонде», па-де-труа в «Лебедином озере», подруга Китри в «Дон-Кихоте», вариации феи и камней в «Спящей красавице», сестра-злюка в «Золушке» и многие другие.

Для каждой партии исполнительница находит новые краски, новые движе­ния. Трудолюбивая и взыскательная, она часто приходит в репетиционный зал первой и уходит последней. На сцену она выносит не только уверенную тех­нику, но и убедительные образы. Наряду с работой в театре Людмила Мержанова часто танцует в концертах. Выступления на эстраде доставляют ей большую радость. Номера ее всегда четко отрепетированы, костюмы тща­тельно  продуманы.

Гастрольные поездки по городам Украины, Белоруссии, Урала, Сибири убедили артистку в том, что даже в са­мых маленьких городах, где нет постоян­ных балетных коллективов, зрители любят классический танец. Вместе с артистом Большого театра Н. Лихачевым Мержанова исполняет фрагменты из балетов, дуэты, вариации. Но успех обязывает: нужно беспрестанно обнов­лять репертуар, серьезно работать над сюжетами новых номеров, находить ба­летмейстеров, способных создать на основе классического танца эстрадные миниатюры.

Эстрадный танец имеет свою специ­фику; почти всегда это новелла, корот­кая и насыщенная. За три-четыре ми­нуты артист должен донести до зрителя идею номера, показать яркие, убедитель­ные характеры, продемонстрировать танцевальную технику. И все это без декораций, без специального освещения, без оркестра. На эстраде, разумеет­ся, можно исполнять и отрывки из балетов, адажио, вальсы. Но если вы­ступления в концертах становятся регу­лярными и контакты со зрителями более тесными, то неизбежно возникает жела­ние создавать новое, танцевать номера, поставленные специально для эстрады.

Л. Мержанова стремится найти для своих номеров современные, актуальные сюжеты. Эстрада, куда она вскоре пере­ходит на постоянную работу, становится ей все ближе и роднее. Завязываются творческие контакты с постановщиками. Балетмейстер В. Варковицкий ставит для Мержановой номер «В полет» — о человеке, обретшем крылья и стремя­щемся к освоению космических просто­ров. Народный артист РСФСР Р. Заха­ров готовит вместе с ней хореографиче­скую сцену «Мы за мир». Под впечат­лением поездки в Корейскую Народно-Демократическую Республику рождается номер К. Голейзовского «Дочь Кореи» — о девушке, не склонившей головы перед оккупантами.

Танцевать приходится то на больших сценах Дворцов культуры, то на крошечных эстрадах маленьких клубов, а иногда на подмостках, на скорую руку сколоченных бойцами подшефной части. И всегда Мержанова подтянута, творче­ски взволнованна, влюблена в своих зрителей. Никогда не позволяет она себе танцевать небрежно или выйти на эстраду недостаточно подготовленной. Недаром товарищи говорят о ней: «Мер­жанова не тренируется только в само­лете».

Сейчас заслуженная артистка РСФСР Людмила Владимировна Мержанова — один из ведущих мастеров эстрады. Но это не мешает ей оставаться самой ста­рательной ученицей в тренировочном классе и всякий раз волноваться перед выступлением. Вместе с партнером — лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстра­ды Борисом Зданевичем — Мержанова объездила всю нашу страну, не раз бывала за рубежом. В ее репертуаре — «Весенние воды» С. Рахманинова, ком­позиция «Красный цветок» на музыку Р. Глиэра, «Татарский романс» Н. Жи­ганова, вальсы И. Штрауса, миниатюра «Искушение», созданная по карикату­рам Бидструпа. Их последняя работа — номер на сюжет русской сказки «Царевна-лягушка» (музыка композитора В. Власова).

Впереди — новые гастрольные поезд­ки, концерты в Москве, много труда и волнений, а главное — новые и новые поиски. Словом, все то, что составляет всегда беспокойную и всегда радостную жизнь артистки эстрады.

 

В. ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ, заслуженная артистка УССР

Журнал Советский цирк. Апрель 1967 г

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования