О представлении Московского цирка «Романтики»
Парад силы, грации, изящества, веселого остроумия подчинен в программе Московского цирка «Романтики» единой мысли, сверхзадаче, точно выраженной в названии представления.
Программу ведет АЛЕКСАНДР БУШЕ
Но не только о романтике арены — о романтике самой жизни идет здесь речь. Об руку с комсомольским композитором А. Пахмутовой, поэтами С. Гребенниковым и Н. Добронравовым артисты Московского цирка воспевают романтику творческого подвига, огромный созидательный потенциал искусства. Романтика цирковой арены не менее значительна, чем романтика строительства ГЭС, покорения целины — вот что решили доказать мастера цирка (постановщик М. Местечкин).
Сложная задача! Можно ли ее осуществить лишь с помощью обаяния и красоты молодости? Ведь большинство исполнителей программы — молодые артисты. Достанет ли сил и мастерства? Романтика подвига — это романтика первооткрывательства. Есть ли в программе исполнители, творчество которых ярче, совершеннее мастерства их предшественников?
К чести постановщиков, программа не только интересно заявляет о необычности замысла, но и в основе своей этот замысел реализует. Блестящий дуэт воздушных гимнастов Эллы Анзорге и Виктора Голикова с рискованными сальто под куполом цирка, мужественная грациозность атлета Вячеслава Анохина, феноменальный темп и каскад трюков жонглера Эдуарда Аберта, отличная дрессура обезьян Вандой и Валентином Ивановыми и, наконец, целый спектакль иллюзиониста Игоря Кио — все это бесспорное подтверждение величия «веселого мира нехоженых дорог». Мира, который не только рассказывает о возможностях человека, возвеличивая его, но и учит людей смелости, отваге, красоте и радости дерзания.
Богата и изысканна палитра новой программы. Выступая, однако, добрыми продолжателями лучших традиций советского цирка, постановщики «Романтиков» не сумели, на наш взгляд, достойно продолжить ту линию этих традиций, которая восходит к жизнеутверждающей сатире, яркой плакатности социальных обобщений, гротеску, живительному и созидательному смеху. Две интермедии, показанные на премьере,— «Снабженец» и «Письмо из дому» (которые, кстати сказать, сами по себе не блещут ни новизной, ни глубиной изображенных явлений) — оказались в программе, скорее, случайными «сатирическими довесками», не отвечающими смыслу, логике, специфическому характеру выразительных средств циркового представления и поэтому были вскоре после премьеры исключены из спектакля.
На арене «Романтиков» весь вечер работают клоуны М. и Н. Городинские — веселые люди, легкие, живые, удачно избежавшие многих из надоевших клоунских штампов (не потому ли, что один из клоунов — женщина!). Но и этим милым, обаятельным коверным не хватает порой острой, злободневной шутки, сатирического и остроумного обличения тех недостатков, которые еще бытуют в жизни. А не в этом ли одна из главнейших романтических стихий циркового творчества — искусства, не только отражающего мир, но и его переделывающего?!

На манеже ИГОРЬ КИО, ЭНГЕЛИНА РОГАЛЬСКАЯ и ее «артисты», МИХАИЛ ИВАНОВ и НИНА ОСТРОВСКАЯ, жонглер ЭДУАРД АБЕРТ, ИОЛАНТА ОЛЬХОВИКОВА, солист группы шимпанзе (дрессировщики ВАНДА и ВАЛЕНТИН ИВАНОВЫ), ЭЛЛА АНЗОРГЕ и ВИКТОР ГОЛИКОВ.
НАТ. СМИРНОВА
Журнал Советский цирк. Декабрь 1966 г.
оставить комментарий