В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О статье «В золе догоревших каминов»

В журнале «Советская эстрада и цирк» № 7 за 1966 год была опубликована статья Л. Энтелиса «В золе догоревших каминов». Мне непонятно, что хочет Л. Энтелис? Неужели он боится, что, прослушав старинные русские романсы, я не пойду на концерт советской эстрады?

Но ведь одно другому ничуть не мешает. Наш зритель настолько вырос интеллектуально, что сам разберется в том, что ему сегодня хочется послушать — современную музыку (часто очень неинтересную!) или старинный русский романс.

Люди старшего поколения хорошо помнят романсы, которые так огульно, безжалостно осмеял автор упомянутой статьи. Но прошлое не так-то легко вы­бить из памяти человека... Старинный русский романс своим лиризмом, ду­шевностью и красотой мелодии будит в душе каждого из нас, людей старшего поколения, все то хорошее (а оно было обязательно у каждого), что осталось в далеком прошлом. Воспоминания о луч­шей поре жизни — молодости — никогда не изгладятся. Никогда! Зачем же так безжалостно стараться изгнать со сцены эти волнующие мелодии нашего про­шлого? Мы должны быть благодарны тем артистам, которые дали нам, слушате­лям, возможность вновь пережить то неповторимое время, которое называет­ся молодостью!

Да, мы, старые люди, были молоды, когда слушали «У камина», «Ямщик, не гони лошадей», «Пара, гнедых», «Как хороши, как свежи были розы», «На за­ре ты ее не буди» и многие другие хо­рошие романсы, которые и теперь вы­зывают слезы восторга. Зачем же осмеивать их?

ГЕОРГИЙ КОБРАНОВ
 

ОТВЕТ Л. ЭНТЕЛИСА

Уважаемый тов. Кобранов! Я с интере­сом и вниманием прочитал Ваше письмо и жалею, что Вы уделили значительно мень­ше внимания моей статье. Сужу об этом по тому, что Вы не приметили в ней самое важное. Я отнюдь не выступаю с огульным от­рицанием старинного романса — я высту­паю в защиту его. Я только настаиваю на разграничении этого общего и, собствен­но, ничего не дающего термина — «старин­ный романс». Да, «Пара гнедых», «На заре ты ее не буди», «Отцвели уж давно хризан­темы в саду» романсы разные, но каждый из них по-своему поэтичен. Не их вина, а их беда в том, что они подвергались во все времена (и в наше в том числе) испол­нительскому  опошлению.

И совсем к иному разряду относятся «Эх, на последнюю, эх, на пятерку», при­влекший Ваши симпатии «У камина», «Мы только знакомы» и т. п., в которых пош­лость проникла в самую сердцевину, и требуются сверхталантливые исполнитель­ские усилия, чтобы пошлость эту по край­ней мере нейтрализовать. Нужно ли расходовать на это энергию талантливых людей! Писал и повторяю — нет, не нужно!

Что же касается Вашего утверждения, что многие романсы пробуждают воспо­минания о молодости, о прошлом — не могу не согласиться с Вами: да, вызывают. Я тоже, кстати, принадлежу к людям стар­шего поколения, и мне, как и Вам, прият­но оглянуться и увидеть себя таким, каким я был годы и годы тому назад. Но всему есть мера. Как бы нам ни были дороги воспоминания, движение вперед нам представляется неизмеримо более важным. Идти вперед с головой, повернутой на­зад, — в лучшем случае неудобно.

ЛЕОНИД ЭНТЕЛИС
 

ОТ РЕДАКЦИИ

В статье «В золе догоревших каминов» («Советская эстра­да и цирк», № 7, 1966 год) ленинградский музыковед Л. Энте­лис подверг критическому анализу состояние концертного репертуара, в котором за последнее время непомерно боль­шое место, занял жанр старинного и цыганского романса, причем, нередко под его маркой на эстраду проникают да­леко не первоклассные произведения, «боевики» нэпманских времен. Ряд серьезных замечаний высказал автор и по поводу исполнительской манеры некоторых вокалистов, вы­ступающих в этом жанре.

Статья Л. Энтелиса вызвала широкий отклик читателей и музыкальной общественности. В Московской концертной организации, в связи с публикацией названной выше статьи и посвященной этой же теме статьи М. Игнатьевой «Жесто­кий» романс. 1966 год» (газета «Советская культура» от 3 сентября с. г.), состоялось расширенное заседание партий­ного бюро, в работе которого приняли участие представите­ли городского и районного комитетов КПСС, Министерства культуры РСФСР, дирекции и художественного руководства Москонцерта и Росконцерта.

Как сообщил редакции секретарь партийной организации Москонцерта Г. Сорокин, обе статьи признаны правильными и своевременными. Выступавшие отметили точность и вы­сокий профессиональный уровень оценок авторов обеих статей. Особенно резко участники обсуждения говорили о засоренности репертуара псевдостаринными и псевдоцыган­скими произведениями, примитивными сочинениями Про­зоровского, Фомина, Лишина, Бакалейникова и другими образцами мещанской пошлости. Острой критике были подвергнуты некоторые певцы, несущие с эстрады слащавость, ложный пафос, кабацкий надрыв. Партийное бюро приняло развернутое решение, обязывающее очистить репертуар от пошлых произведений, пересмотреть сольные программы исполнителей, чьи творческие возможности вызывают сом­нение, принять ряд других мер, улучшающих концертную деятельность.

Обсуждение обеих статей состоялось и на заседании ка­федры вокального факультета Московской консерватории. В нем приняли участие ведущие профессора и преподава­тели М. Рейзен, А. Батурин, Н. Дорлиак, М. Мирзоева, О. Свешникова, Г. Тиц и другие. Единодушно отмечалась актуальность и важность проблем, поднятых в выступле­ниях журнала и газеты, правильность и серьезность крити­ческих оценок, высказанных Л. Энтелисом и М. Игнатьевой. Говорилось о том, что нынешнее состояние эстрадно-певче­ского искусства, и с точки зрения репертуара и с точки зре­ния исполнительства, порой самым пагубным образом влияет на воспитание вкусов широких масс, на развитие вокальной культуры в нашей стране. Кстати, многие высту­павшие подчеркивали, что серьезный ущерб развитию пев­ческого искусства наносят зачастую радио и телевидение, пропагандирующие порой произведения низкого художест­венного уровня, нетребовательно подходящие к отбору исполнителей, участвующих в передачах. Собравшиеся вы­сказали пожелание журналу и газете, чтобы они продолжи­ли разговор о художественной взыскательности в эстрадном искусстве и призвали всех тех, кому доверено дело массо­вой музыкальной пропаганды, со значительно большей от­ветственностью выполнять свою миссию.


Журнал Советский цирк. Декабрь 1966 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100