В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О жанрах циркового искусства

За прошедших два года издательство «Искусство» совместно с методическим кабинетом Министерства культуры СССР выпустило немало интересных книг о цирке, авторы которых — мастера манежа.

Обобщая свой опыт и опыт товарищей, они создают пособия по различным жанрам циркового творчества. О многих книгах уже писалось на страницах нашего журнала. Схожем еще о работе Л. Шляпина «Цирк любителей», раскрывающей технологию подготовки акробатических номеров, и о книге «Воздушные жанры в цирке» И. Сиренко. Правда, пособия эти предназначены для художественной самодеятельности, но они разумеется представляют ценность и для профессионалов.

Среди книг, появившихся в 1977 году, особое внимание привлекает работа Зиновия Бонича Гуревича «О жанрах советского цирка», осуществленная под общей редакцией Р. Славского. Автор этого труда хорошо известен в цирковом мире. Его знают и как артиста, и как режиссера, и как педагога, и как специалиста, занимающегося разработкой теории цирка. Его книга издана в качестве учебного пособия для училищ циркового и эстрадного искусства и отделений режиссуры цирка театральных институт тов. Иными словами, в сеет вышел первый учебник по цирковому искусству.

Весь материал в нем разбит на пять глав. Назовем их по порядку: «Почерк советского цирка», «О происхождении жанров», «Основные жанры», «Неосновные жанры», «Многообразие цирковых ферм». На страницах учебника дается характеристика и проводится классификация жанров существующих в советском цирке. Каждое положение автор иллюстрирует яркими примерами, взятыми из творческой практики отечественных мастеров арены. В ряде случаев, подробно рассказывая о трюках, 3. Гуревич называет фамилии первых исполнителей. Анализируя номера различных жанров, говорит о достижениях, а также вскрывают причины неудач, что надо думать, в равной степени полезно.

С наибольшим интересом, пожалуй, читается та часть книги, где идет разговор о каждом жанре в отдельности, например. акробатике, гимнастике, жонглировании и др. Эти главы подкупают четкостью формулировок, глубиной проникновения в суть каждого номера, богатым фактологическим материалом. Иногда автору удастся достичь той степени образности в описании циркового номера, когда трюки как бы осязаемо возникают на страницах книги.

В работе над учебником у Зиновия Бонича возникали трудности. И автор не скрывает этого. По его словам, они заключались а том, что наряду с прочно сложившимися понятиями и определениями в цирке немало и спорных вопросов, которые не стали еще предметом серьезного обсуждения и исследования. Это, безусловно, так. Дело в том, что молодая наука «цирковедение», основы которой заложены трудами советских историков и теоретиков Е. Кузнецова, Ю. Дмитриева, И, Новодворской, а также режиссерами-практиками М. Местечкиным, Е. Зискиндом, М. Немчинским и другими находится а стадии становления. И потому появление первого учебника должно привлечь, как нам кажется, самое пристальное внимание знатоков и любителей цирка. Возможно, вокруг этой работы разгорятся жаркие споры. Возможно, автору будут высказаны замечания по каким-либо положениям. Но, думается, это мало принесет пользы делу развития теории циркового искусства, если обсуждение не обретет форму научной дискуссии. Конференция, разумеется, организованная методическим кабинетом Министерства культуры СССР, поможет уточнить вопросы терминологии, поставленные в учебнике, конкретизировать некоторой нечеткие определения, данные автором книги, поможет снять отдельные противоречия.

Обратимся к таким примерам. На странице 118 автор пишет, что «один из испытанных номеров в репертуаре коверного клоуна — пародия», а чуть ниже говорит, что «пародия не единственный прием в палитре коверного». Невольно возникает вопрос: что же такое пародия — номер или прием? И еще. Зиновий Бонич на странице 5 утверждает, что «клишников, складывающихся в уродливые позы», не увидишь в нашем цирке, этот вид акробатики изжил себя. Однако, повторяя на 73 странице, что «клишничество во многих своих элементах выглядит довольно неэстетично», автор тут же говорит следующее: «Клишничество, подаваемое в форме комедийных заставок, давно и прочно вошло в клоунский репертуар». Вновь возникает противоречие. Даже если судить по фактам, приведенным в учебнике, этот вид акробатики не исчез и не изжил себя, а претерпел некоторые изменения.

Но несмотря на отдельные недочеты, издание первого учебника по теории — важное событие в советском цирковедении.

СЕРГЕЙ МАКАРОВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100