Об искусстве и ремесле
Попросите любого человека перечислить артистов эстрады, которых он знает. Он назовет пять-десять известных фамилий.
Подойдите с тем же вопросом к другому: он повторит те же имена. Почитайте статьи и рецензии об искусстве эстрады, в качестве образцов там будут названы все те же общеизвестные имена мастеров эстрадного искусства. О чем это говорит? Об однообразии вкусов и невежестве зрителей? Или о том, что критики «ленивы и нелюбопытны», не выискивают новые примеры? Нет, прежде всего о том, что больших мастеров эстрады действительно мало; особенно по отношению к количеству эстрадных артистов вообще. Чем же отличаются эти лучшие артисты? Здесь и встает одна из важнейших проблем искусства — об индивидуальности художника.
Акробатический этюд - А.Кузнецова и А.Байков
Случалось ли вам видеть «рядовой» эстрадный концерт на фабрике, в каком-нибудь районном городке или в большом сельском клубе? Посмотрите. Большинство номеров не вызовет у вас ни негодования, ни восторга, вы два-три раза хлопнете в ладоши, повинуясь традиции, что не хлопать неприлично, как бы плох ни был выступавший. Человек все-таки трудился — вы ему благодарны. А на другой день попробуйте вспомнить кого-нибудь из виденных артистов. Вам это не удастся. Эмоциональная память удерживает то, что ярко и своеобразно, непохоже на другое, а все эти артисты были безлики и похожи на сотни других. Правда, непохожести можно добиваться специально, то есть оригинальничать, а не быть оригинальным. До активизации кампании по борьбе с пошлостью на эстраде часто так и случалось. Ведь плод оригинальничания — именно пошлость. Вопрос о подлинной и мнимой оригинальности художника давно решен эстетикой. Оригинальность — это своеобразие содержания, темы, личности художника, и в силу этого — оригинальная форма его искусства; оригинальничание — это трюкачество формы при отсутствии сколько-нибудь яркого и нового содержания. В исполнительском искусстве эстрады пошлость — это и есть выдвижение на первый план формы, чтобы скрыть отсутствие интересного содержания и творческой интерпретации артиста. Когда нечего сказать, не найдены смысл и цель в самом материале номера, вольно и невольно выступают другие смысл и цель выступления: добиться успеха у публики во что бы то ни стало или уж, на худой конец, просто приписать еще одну палочку к записи спетых или сыгранных за месяц концертов, или, как говорят, на эстрадном производстве — норм. Каким путем достигается первая цель? Невероятным наигрышем и нажимом при подаче текста, если это артист жанра юмора и сатиры, или усиленным кокетством, тенденциозной манерой исполнения и крикливым туалетом, если это жанровая певица. Пошлость в номерах оригинального жанра выявляется в мишурной пестроте реквизита и плоскости острот, если в номере этого жанра присутствует текст. Так формально прикрывается пустота содержания, которым в цирковом номере является трудность трюка и артистизм исполнения.
Великолепные номера акробатов Р. Кузнецовой и А. Байкова, И. Осинцовой и О. Иванова, строго и элегантно оформленный номер иллюзионистов Л. и Ю. Мозжухиных или всегда темпераментное и безупречное профессиональное выступление жонглера М. Мещерякова не нуждаются в такой мишуре.
Труднее всего приходится артистам жанра художественного слова. Здесь возможность формальных ухищрений минимальна, и если текст не оживлен собственной яркой творческой интерпретацией, он проходит мимо ушей слушателя, каковы бы ни были опытность и техническое совершенство исполнителя. Все эти истины очевидны, но они редко, к сожалению, служат критерием оценки исполнения, хотя именно яркая творческая индивидуальность и составляет содержание таланта, а значит, искусства вообще.
Безликое же, бессмысленное творчество относится к категории ремесла, идет ли речь о собственно созидающем или исполнительском искусстве. Возможно, полная объективность исполнения требуется только от дикторов и соответствует их задаче: довести до сведения то-то и то-то. Когда же до нашего сведения «доводят» песню или рассказ, то они не доходят, потому что подразумевают еще и эмоциональное воздействие.
Вадим Муратов
Задача исполнительского искусства — оживить замысел автора, а плоть и кровь ему может дать только яркая творческая индивидуальность. В ремесленном исполнении компрометируются достоинства хорошего произведения. Как только появляется удачная песня, ее начинают исполнять все жанровые певицы. Это особенно характерно как раз для исполнителей, лишенных индивидуальности. Поскольку они не ограничены своей темой и наличием определенных средств, они всеядны.
Хорошая песня становится хорошей на эстраде у талантливой исполнительницы и стирается — у всех прочих. Так произошло с «Песней об иве» А. Эшпая после исполнения ее Н. Разинкиной, Е. Богатовой, Р. Немёновой, Э. Подольской, И. Куприной, М. Мальцевой, И. Яблочанской и др., поэтому век полюбившихся эстрадных песен так недолог (если в данном случае опустить специфичность легкой музыки вообще). Например, трудно судить обо всех достоинствах песни молодого композитора Фаттаха «Научись на гармошке играть», пока не услышишь ее в исполнении И. Бржевской. Оживает образ задорной и лукавой сибирячки, у которой, наверно, румянец во всю щеку и за себя постоять она умеет, но зато и любит крепко и своего милого и красоту сибирских закатов. Раскрывается и любовь певииы к своей героине и мягкий юмор исполнения и шутливого мелодического рисунка с интонацией северных частушек.
А несколько лет назад в репертуаре И. Бржевской была французская песня «Мери на прогулке». Это был совсем другой образ, искрившийся французским изяществом и иронией, но тоже на редкость жизнерадостный, как все героини певицы. Есть в творчеокой индивидуальности И. Бржевской и другая сторона — лирическая, грустная. Так поет она «Скрипку» Л. Лядовой, «Московские окна» Т. Хренникова и «Геологов» А. Пахмутовой. Но это всегда светлая грусть, которая скоро пройдет, потому что героини певицы молоды и прежде всего жизнелюбивы, хотя они разных национальностей и каждая со своим характером.
Ирина Бржевская
Эстрада — искусство личное, его контакт со зрителем — эта контакт не только образа, созданного артистом, но и самого артиста. Точное актерское перевоплощение редко встречается на эстраде. Оно и сложно, поскольку актер лишен театральных атрибутов, чаще всего он один на сцене. Да этого и не нужно, поскольку эстрада вообще — не театр, а искусство непосредственного контакта с аудиторией. Поэтому эстрада требует особенных людей — живых, ярких и своеобразных. Очень трудно, например, определить лицо пародиста. Но у К. Смирновой оно есть. Глядя на ее шаржи, мы видим и саму К. Смирнову, острую, темпераментную актрису и человека с большим вкусом.
По тому, что она пародирует, мы понимаем, что она отрицает, а ее новая работа: исполнение произведений Н. Матвеевой — объясняет, что она защищает. Главный объект шаржей Смирновой — нажим и наигрыш на сцене, бессодержательность и вульгарность, а любит она естественность и простоту искусства эстрады, его требование говорить со зрителем, как с собеседником, Стихи Новеллы Матвеевой, которые исполняет Смирнова, не претендуют на масштабность большой аудитории, для этого они мягки, их иносказания приблизительны, а переживания случайны и интимны. Но артистку привлекает их своеобразная одухотворенность, поэтичность их метафор, а чувство юмора и большой такт помогают исполнительнице не подменить их лиризм сентиментальностью, а их камерность — пошлостью.
Говоря о простоте общения со зрителем на эстраде, мы совсем не имеем в виду вялость и примитивность. Быть талантливым на эстраде — значит, быть очень темпера¬ментным человеком и артистом, ведь эстрада — искусство активное, жизнерадостное. И этот запас жизнелюбия дол¬жен быть неиссякаем, несмотря на то, что артист выходит на эстраду каждый вечер. Если он талантлив, его выступление всегда заразительно и безупречно. А сколько есть артистов, просто работающих на сцене, хотя когда-то они, вероятно, не были вялы и безлики. Наконец, простота общения совсем не подразумевает отсутствия мастерства. Только оно должно быть незаметно, а само по себе профессиональное умение никогда не заслонит бессмысленности или подражательности творчества. Молодой чтец В. Маратов быстро завоевал популярность. У него великолепный голос, профессиональная дикция и благодарные внешние данные. Он сразу заявил о себе как о чтеце своеобразной темы и манеры. Самый рискованный прием для современного восприятия — это пафос чувства и сентиментальность. Маратова отличает лаконизм, простота и строгость исполнительского стиля. Его пафос — пафос мысли, он умеет думать на сцене и зримо выявлять мысль. Но любую творческую тему, а особенно чисто интеллектуальную, надо развивать и обогащать. Артист, пользующийся бесконечно раз найденным, теряет свежесть эмоционального восприятия; вместе с отсутствием эмоций уходит содержательность исполняемого, а значит, и воздействие на зрителей. Зато появляются риторика и штамп. А привычка к штампу — это потеря творческой индивидуаль¬ности. И когда биография артиста только начинается, об этом стоит подумать.
Вопрос творческой индивидуальности — центральный вопрос художественной деятельности. Не иметь лица в искусстве — значит быть ремесленником, то есть не быть художником. И наука и производство нуждаются в работниках разной квалификации, искусство нуждается только в талантах, а талант включает в себя прежде всего понятие яркой индивидуальности.
Е. ТОРШИЛОВА
![Обложка. Журнал Советский цирк. Январь 1964 г.](http://www.ruscircus.ru/forum/index.php?app=core&module=attach§ion=attach&attach_rel_module=post&attach_id=50619)
Обложки. Журнал Советский цирк. Январь 1964 г.
![«Танец с зонтиками» в исполнении ансамбля «Балет на льду»](http://www.ruscircus.ru/forum/index.php?app=core&module=attach§ion=attach&attach_rel_module=post&attach_id=50621)
«Танец с зонтиками» в исполнении ансамбля «Балет на льду»
оставить комментарий