В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Обличает Хемингуэй

Смелым поиском в эстрадном искусстве представляется мне работа Анны Пирятинской над романом Хемингуэя «Иметь и не иметь». Исполнительница поставила перед собой трудную задачу. Ее работа — это, по-существу, спектакль, сыгранный одной актрисой.

На сцене — парус, две табуретки (во втором отделении одна из них обтянута крепом). Декораций совсем немного, но как помогают эти скупые детали уви­деть события и героев романа! Действие происходит во Флориде — это объясняет световая заставка в начале спектакля. Отсюда и выбор цвета — желто-корич­невого, как бы подчеркивающего зной­ность юга. Интересно решено звуковое оформление: зловещий удар гонга не только отделяет одну зарисовку от дру­гой, но и создает нужное настроение в зале.

В течение всего спектакля зрители находятся в напряжении, они с пристальным вниманием следят за судьба­ми героев. Страсти накалены до преде­ла, идет жестокая борьба за существо­вание. Вот он — капиталистический мир с его ущербной моралью и волчьими законами.

Герой романа Гарри Морган загнан в тупик. Он хочет лишь одного — чтобы его семья не голодала. Он знает, что «нет такого закона, чтобы человек го­лодал». Но у него нет выбора, нет вы­хода. Да и есть ли он вообще? Лишенный возможности найти работу, Гарри вынужден пойти на преступление. И только умирая, он начинает понимать, что «человек один не может ни черта». Гневно и скорбно звучат слова писате­ля: «Потребовалось очень много времени, чтобы он выговорил это, и потре­бовалась вся его жизнь, чтобы он понял это».

А сколько вокруг других судеб, иска­леченных безжалостной капиталистической машиной! Вот несчастный, заби­тый нуждой Элберт. Стремление зара­ботать деньги тоже приводит его к гибе­ли. Но еще страшнее — духовная смерть человека. Вечно пьяный писатель Гор­дон и его истерзанная жена, хлебный маклер, утративший даже представле­ние о человеческих идеалах и чув­ствах — все это тени, не имеющие места в жизни. И единственный счастливец в этом безумном мире — сумасшедший Га­рольд Спелмэн.

Пирятинская не столько создает внешние портреты героев романа, сколь­ко стремится показать характеры, про­следить причины поступков людей, пси­хологически очертить их образы. Пони­мая, что Хемингуэй не нуждается в эмо­циональной раскраске, исполнительница пользуется скупыми, строго отобранны­ми средствами. Очень выразительны глаза актрисы, — то затуманенные неж­ной грустью, если перед нами любящая Мария, то гневно-негодующие, когда мы видим возмущенного Гарри, то насмеш­ливо-безумные, когда она знакомит нас со Спелмэном (кстати, это один из са­мых ярких образов, созданных актри­сой).

Главное достоинство этой работы в том, что Анна Пирятинская вызывает активное чувство ненависти к капита­листическому миру — миру лжи и пре­ступлений, обманутых надежд и искале­ченных судеб. Социальный смысл спек­такля глубок и ясен. Общественный строй, основанный на несправедливости, уничтожает даже надежду на сча­стье, растлевает душу человека, убивает его.

Очень удачным кажется мне финал. Постепенно гаснет свет и, когда снова вспыхивает экран, с него смотрят на нас мудрые и проницательные глаза Хемин­гуэя. Это он клеймит несправедливость, это его разум, его гнев только что сопережили  зрители. Большую работу проделали создате­ли этого оригинального по форме, глубокого по содержанию спектакля. Хоте­лось бы, чтобы зрители имели возмож­ность чаще видеть его на нашей эстраде.
 

А. ПАВЛОВА

Журнал Советский цирк. Октябрь 1966 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100