Об аттракционах - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Об аттракционах

Статью прочитали. Обсудили. Согласились. Ответ опубликовали. И... все осталось без изменения!
Нет, это не каркас традиционной клоунской репризы. К сожалению, банальная ситуация подсказана жизнью...
Год назад газета «Советская культура» в статье А. Басманова «Гвоздь программы» затронула важную для советского цирка проблему. А. Басманов справедливо утверждал: любому представлению необходим гвоздь программы — аттракцион. К сожалению, из этой вполне правильной посылки были сделаны ошибочные   выводы.
Спустя несколько месяцев после опубликования статьи «Гвоздь программы» «Советская культура» поместила ответ из Союзгосцирка: «Всесоюзное объединение государственных цирков сообщает, что в настоящее время готовится выпуск передвижных аттракционов — представления «Водная феерия» и аттракциона «Балет на льду», предназначенных для показа во всех цирках страны. В 1961 году будет выпущен аттракцион дрессированных животных под руководством   В.   Запашного».
Посулы, откровенно говоря, не столь уж щедрые. Тем не менее почти все они остались только на бумаге. Начал выступления с дрессированными хищниками В. Запашный. Что же касается танцоров на льду и водяной феерии, то их в цирках пока не видели. Да и цирковой ли аттракцион «Балет на льду»? Думается, что он возведен в этот ранг скорее росчерком пера, чем по жанровым признакам.
Итак, проблема аттракциона не решена ни теоретически, ни практически. С одной стороны, на пути создания эффектных номеров А. Басмановым возведен искусственный барьер: аттракцион должен быть масштабен. В результате подавляющее большинство артистов автоматически устраняется даже от попыток занять центральное место в программе. С другой стороны, руководство Союзгосцирка не приняло действенных мер для активизации творческих усилий мастеров манежа.
Произвольная классификация привела А. Басманова к ошибочному заключению: имеется всего лишь 25 аттракционов, от которых зависит успех представления на любом манеже. Но утверждение это по меньшей   мере   спорно.
Цирков-то больше. В весенне-летний сезон их функционирует свыше сорока. Добрая треть из них не имеет в программе крупногабаритных номеров и, значит, обречена, с точки зрения А. Басманова, на провал.
Но такое мнение противоречит фактам. Цирки работают, зрители их посещают, финансовый план выполняется. Известно даже, что директора цирков, борющиеся за высокие экономические показатели, часто отказываются от дорогостоящих аттракционов, предпочитая им хорошо скомплектованную программу.
Статья вызывает возражение еще и потому, что ее автор, хотел он того или не хотел, обедняет наш цирк, игнорирует достижения десятков мастеров, внесших большой вклад в развитие искусства цирка.
Если встать на его точку зрения, то бесхитростное выступление Д.  Шевченко со львицами, езда в  шаре на мотоциклах Н. и П. Маяцких — аттракционы, а полет на ракете гимнастов Е. Синьковской и В. Лисина — нет.
В свое время выдающийся жонглер Энрико Растелли был гвоздем программы любого цирка. Советские жонглеры-эквилибристы Виолетта и Александр Кисс, глубоко понявшие суть жанра, превзошли предшественников, и созданный ими номер представляет собой уникальное явление. И все же, с точки зрения автора статьи «Гвоздь программы», их нельзя рекламировать   как   подлинный    аттракцион    советского цирка.
Количество примеров можно умножить, но и этих достаточно, чтобы убедиться в неточности определения аттракциона, предложенного А. Басмановым.
За последние десятилетия сложилось превратное, ничем не обоснованное представление, что аттракцион должен   иметь   много  людей,   много   животных,   несколько вагонов реквизита, занимать целое отделение. Но характерны для него как раз не эти признаки. Что   же   такое   аттракцион?
«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова разъясняет: «Номер в цирковой или эстрадной программе, выделяющийся своей эффектностью и потому особенно интересный, заманчивый для публики» (т. 1, стр. 68—69).
В свое время руководитель пресс-бюро цирка Саразани А. Кобер одну из своих книг назвал «Гвоздь программы». В книге рассказывалось о жонглере, эквилибристе, двух велофигуристах, укротительнице, группе воздушных полетчиков — создателях и исполнителях номеров, поражавших современников не масштабностью, а совершенством исполнения, мастерством.
АттракционВ довоенные годы как аттракционы рекламировались гимнастические номера, созданные Е. и А. Бараненко, Е. Синьковской и В. Лисиным, В. и М. Волгиными   и   другие.
Даже этот короткий экскурс в историю цирка свидетельствует, что между масштабным номером и аттракционом — гвоздем программы — не всегда можно, поставить   знак   равенства.
Спор этот не лексический, а по существу вопроса.  Исход его важен для практики.  Если  во главу; угла выдвигается глубокое содержание, высокое мастерство, оригинальные трюки,  артистизм, то перед каждым из многотысячной армии артистов открываются неограниченные возможности для роста.
Может возникнуть вопрос: «Что же любой номер может быть аттракционом?» В потенции да. Но в искусстве идет непрерывное творческое соревнование, и только победитель может претендовать на центральное   место   в  цирковой   программе.
Дело не только в овладении мастерством и развитии высокого художественного вкуса. От исполнителя требуется большее — стоять на уровне эстетических требований времени,
эстетически воспитывать зрителей.
Так что же такое аттракцион? По-французски attraction означает «притяжение». Каким же образом слово это попало на цирковую афишу?
В конце прошлого века в цирках Европы гастролировали велофигуристы Нуазетт. Они создали номер, основанный на точном   математическом   расчете.
Работа велосипедистов проходила в специальной деревянной корзине без дна, поднятой над манежем.
Номер рекламировался как аттракцион. Звучное название наиболее точно раскрывало его значение. Центробежная сила как бы притягивала машины с артистами к стенкам корзины. Необычайно эффектный номер привлекал публику. Отсюда это слово и вошло в наш язык, заняло место в рекламе.
Итак, аттракцион — новаторский номер, выдающийся по культуре и артистичности исполнителей, по насыщенности оригинальными трюками. Если с такой меркой подходить к завоеваниям советского цирка, то окажется, что он не так уж беден, как это представлялось А.
Басманову. Смело можно именовать аттракционами ряд акробатических и гимнастических номеров, пользующихся заслуженным успехом.

Можно, но это не делается. От робости, от неумения правильно, оригинально, свежо рекламировать и пропагандировать наши достижения. Новое всегда требует коренной ломки устоявшихся представлений во взглядах как деятелей цирка, так и зрителей.
Подлинных аттракционов сейчас больше 25. Но все это говорится отнюдь не для успокоения.
Аттракцион

Наоборот. Думается, что предлагаемое определение аттракциона ставит перед артистами сложные задачи.
Аттракцион — синтез многих слагаемых. Это вершина в цирковом искусстве. Взобраться на нее могут только те, кто обладает чувством времени, волей, вечно живущим духом новаторства, ясным пониманием законов и  задач  искусства.
В свое время А. В. Луначарский призывал беречь традиции циркового мастерства. Призыв не утратил значения и через сорок с лишним лет. И сейчас необходимо вести интенсивные поиски нового и борьбу за сохранение и восстановление исчезающих номеров-аттракционов.
Прежде всего следует возродить жанры, присущие конному цирку. Нужны своеобразные дрессировки, темпераментные и отважные жокеи, сальто-морталисты на лошади, парфорс и гротеск наездники. Не мешало бы заполнить пространство под куполом номерами высокого класса: полетами  (в том числе двух и трехъярусными), воздушными турнистами, исполняющими рекордные трюки. Речь идет о выдающихся номерах. И эти номера могут стать аттракционами.
Хотя и сетуют, что из 25 аттракционов 16 связаны с дрессировкой животных, все же осмелимся заметить, что возможности зооцирка далеко не исчерпаны. Следует еще раз подчеркнуть: речь идет о новом.
Аттракцион создается годами. Но день его рождения может отодвинуться на весьма неопределенный срок, если Союзгосцирк не возьмет твердого курса на подготовку выдающихся номеров. Сейчас никто из его руководителей не сможет определенно сказать, сколько аттракционов родится в этом году, сколько в следующем.
Надо почаще задумываться о завтрашнем дне. Ни о какой целеустремленной работе артистов, режиссеров, художников и других творческих работников нельзя говорить без перспективного планирования, кропотливой организаторской работы.
Творческие смотры новых номеров и аттракционов проводятся подчас формально, решения выносятся почти в кулуарном порядке. Настало время объявлять о предварительно отобранных для смотра номерах в программах, раздавать зрителям анкеты с просьбой ответить, какие номера им особенно понравились, проводить общественные обсуждения программ. Только так можно выявить действительно наиболее интересное и ценное, рождающееся в цирке.
В цирке главное — человек. Успех определяется только мерой его таланта, мастерства, артистичности. Аппаратуре же в номере принадлежит весьма скромная роль. Она должна только помочь более полному выявлению способности артистов.
Под куполом высится тяжелый металлический шар, лишая привычную полусферу воздуха и света. Он давит на амфитеатр. Оглушительный рокот моторов, мчащиеся фигурки Н. и П. Маяцких. Где же мастерство?   Техника   подавила   человека.
На габаритной конструкции работают сестры Кох. Но внимание приковано не к конструкции, а к артисткам. Традиционные акробатические и эквилибристические трюки, музыка, пластическая выразительность, балетная легкость — все подчинено созданию ярких образов наших отважных современниц. Работа сестер Кох   вызывает  эстетическое  чувство.
Радует глаз под куполом ракета, торпеда, стрела, спутник и другие снаряды, созданные воздушными гимнастами. Но до чего ж однообразны трюки, исполняемые на этих снарядах! А ведь каждый аппарат требует и соответствующих трюков.
Содержание номера должно определять и конструкцию аппарата, и образ, и трюки, и костюм, и музыку, и свет — все до мельчайших деталей. Работа по созданию аттракциона открывает неограниченные возможности для творчества артистов, сценариста, режиссера, художника, композитора.
Функции сценариста и режиссера определяются и ограничиваются специфическими условиями цирка. Почти всегда автором и исполнителем идеи, аппарата, трюка является артист. Разработка сюжета, который можно было бы раскрыть специфическими средствами цирка, забота о композиции, народности и национальной форме ложатся на плечи сценариста и режиссера.
В аттракционе идейный замысел должен получить четкое воплощение в оригинальных трюках, ярких художественно совершенных образах.
В обращении ЦК КПСС к композиторам говорится: «Советскому народу нужно больше произведений, в которых была бы выражена романтика подвига советских людей, запечатлены волевые, сильные, героические характеры наших современников, способные увлечь молодежь, помогать ее патриотическому воспитанию». Эта же задача стоит и перед цирком. И долг мастеров манежа создать в ближайшие годы новые яркие произведения.
И пусть их будет больше! От этого выиграют и зрители   и   цирковое   искусство.
г. Запорожье
 Аттракцион

Рисунки    Ю.    ФЕДОРОВА

И. ЧЕРНЕНКО

Журнал ”Советский цирк” август 1962г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования