Играет эстрадный оркестр под руководством Юрия Петрова
Волга. Она сегодня спокойная, даже задумчивая. Река сменила свой летний сверкающий наряд на скромный свинцово-серый. Стоит поздняя осень. А радио принесло песенку о голубых снежинках, что тают на ресницах у девчонки, и которым так хочется, чтобы все было белым и чистым. Эту песенку написал выпускник Калининского музыкально-педагогического училища Владимир Дьяконов. Да разве в Калинине мало талантливой молодежи!.. Но сегодня поговорим о другом — не о том, что украшает, делает радостной нашу жизнь, а о том, что обедняет ее. Много ли надо, чтоб огорчить человека? Недавно я встретил на улице своего знакомого. У него было испорченное настроение.
— В чем дело? — спросил я.
— Обокрали, понимаешь, обокрали, — и протянул мне книгу.
— Когда, кого, при чем тут книга?
— Давал читать знакомым. Полюбуйся, кто-то во многих местах выдрал страницы.
...А на днях мне довелось испытать такое же горькое чувство. Я так же вот шел и зло посматривал вокруг. Правда, я не нес растерзанный томик Хемингуэя, но все равно было такое ощущение, что и я обворован. Обворован публично, при свете... Еще днем меня привлекла афиша: «Драмтеатр. Сегодня вечер танцев. Играет эстрадный оркестр под руководством Юрия Петрова». Очень захотелось послушать хорошую музыку. ...Пять парней без пиджаков надрываются на эстраде. И ни одной танцующей пары.
— Что они играют? — спросил я соседа.
— А кто его знает...
— Похоже на краковяк, — с сомнением протянула его спутница.
Я удивленно посмотрел на нее. И все-таки она была права. Среди топота слонов, рычания подстреленного тигра, визга разыгравшихся обезьян и хриплых вздохов бегемота мелькали знакомые нам с детства такты. Боже мой — действительно краковяк! Когда кончился, с позволения сказать, номер, я подошел к парням.
— К нам работать? — заинтересовались они.
— Что вы, ребята. Я просто Юрия Петрова хочу видеть. Это вы, наверное, да?
— Нет, — сказал аккордеонист. — Я здесь человек случайный. Некому было играть — согласился.
— А где же все-таки Петров?
— Во Дворце металлистов, — ответил саксофонист. — Там на вечере основной состав.
— А как же афиша?
— Ну что тебе афиша — висит и пусть висит.
— Собственно, что надо-то? — подключился еще один из пятерки.
— Да вот я хотел сказать — гармонии-то у вас никакой нет.
— А ты приходи завтра. Завтра весь состав собирается, будет и гармония. Сами чувствуем, что неважно сегодня. Ну, да сойдет. Приготовиться! Начали!
Конечно, с испорченным вкусом или недоразвитым слухом здесь можно было пробыть и до конца, ну а как быть тем, кому медведь на ухо не наступил? Бежать? Только куда? Летом, осенью — в горсад, на танцплощадку. С великим удовольствием вас примут за пятьдесят копеек. Только и здесь больше пятнадцати минут не выдержать. Если вам не понравилась профессиональная, как они именуют себя, группа Юрия Петрова, то вам захочется кричать «караул!» от музыки эстрадного оркестра под руководством Михаила Степанова. Выбор произведений, качество исполнения оставляют удручающее впечатление. Главное место, конечно, уделено зарубежным авторам и далеко не лучшим. Когда слушаешь такой «концерт», возникает ощущение, что читаешь серую-пресерую книжку с выдранными во многих местах листами...
— Не нравится? — густым басом спросит Михаил Федорович. — Поищите лучше. Мы не сидим сложа руки, а вон концерт в три отделения гоним. А ведь совсем недавно о самодеятельном эстрадном оркестре Дворца культуры имени Трусова калининцы были другого мнения. Тогда «не зашибали ребята деньгу». Нет, они играли, чтоб доставить людям удовольствие. И когда в этом году проходил смотр народных талантов области, жюри достойно оценило труд самодеятельных музыкантов. Им присудили первое место, вручили диплом первой степени. Только, наверное, зря — поторопились. Тяга к внешним эффектам, крикливости, к этакой развязной манере поведения, подсмотренной в иностранных кинокартинах, сослужила недобрую услугу—загублено творческое лицо коллектива. Труд нескольких лет пошел насмарку.
Ну, а если калининцам захотелось отдохнуть вечером в ресторане, послушать легкую музыку, потанцевать? Белоснежное комфортабельное здание над рекой. Новый ресторан «Волга». Зайдем? С первых же шагов на голову обрушился шквал оглушительных звуков, а через минуту по барабанным перепонкам ударила целая батарея тяжелых орудий. Хорошо, что существуют антракты по пятнадцать минут! Нет, здесь мы не услышим настоящей, любимой молодежью легкой музыки, новых советских песен. Такая вот халтура вовсю процветает в ресторане с красивым названием. Здесь на протяжении двух лет, изо дня в день пять «артистов-профессионалов» «рвут страсти в клочья».
Вам часто приходилось ездить по шоссейным дорогам? Значит, вы видели щиты: «Пьяный за рулем — преступник!» Правда, нетрезвый музыкант из «Волги» никого не задавит, но он тоже очень опасен. Он может покалечить. Оскорбить чувство прекрасного, украсть у вас хорошее настроение. Почему пьяному саксофонисту Борису Пискуну позволяют портить вкус молодежи, насаждать этакий вульгарный и разухабистый стиль? И что самое грустное — борьба с такими вот «музыкальными нарушителями» ведется в Калинине очень слабо, формально. Руководители областного отдела культуры поручили музыкальному коллективу областной филармонии проверять и аттестовывать эстрадные оркестры ресторанов. Товарищи честно относятся к порученному, Проверяют, прослушивают. Но разве халтурщики враги себе? При аттестации они и играют сходно, и программа существует, и сами в трезвом виде — все чин чином. Но это же очковтирательство, это только до вечера, а там опять по проторенной дорожке...
Приспособленцы от искусства находят лазейки, перекрашиваются в любые краски, лишь бы продлить свое существование. Зная в лицо всех членов комиссии, они прикидываются этакими музыкальными «овечками», стоит войти вечером кому-нибудь из них в зал. Но, кроме того, музыканты из филармонии не получили никаких, в сущности, прав приостанавливать пошлость, несущуюся с эстрады в зал, они лишь дают оркестру право на существование, а дальше их «власть» кончается. Из Калинина каждый год в разные края уезжают хорошие молодые музыканты. В городе три музыкальных учебных заведения, больше ста преподавателей с высшим образованием. Неужели эта армия прекрасных специалистов не может справиться с кучкой халтурщиков? До каких же пор всюду, где только можно уместиться маленькой эстрадной группе, будет пропагандироваться импортное, взятое с чужого плеча, да и то далеко не лучшее...
Правда, тут вина лежит не на одних калининских музыкантах. Пройдемте по нотным магазинам, кроме нотной бумаги да самоучителей игры на баяне, ничего нет. Музыкальной литературы вы не найдете. На полках не увидите ежемесячника «Песни радио и кино», мелодий легкого жанра, оркестровок. Неужели при Союзе композиторов нельзя создать бюро из квалифицированных специалистов, которые бы выполняли заказы по оркестровкам? Неужели нельзя все фонды на содержание городских оркестров передать, допустим, филармонии и тем самым прекратить появление на свет «полулегальных» оркестров с их «негритянскими игрушками»? Только тогда зазвучит красивая, современная легкая музыка. А пока что в Калинине нужен музыкальный патруль с такими же правами, как у народной дружины. Есть одна очень верная пословица: «Пока не возьмешься за дело, не узнаешь, что можешь сделать».
Ресторан «Селигер». Раньше о его эстрадном оркестре ни одного хорошего слова не слышали, И вот в этот коллектив пришел молодой талантливый парень, выпускник Калининского музыкально-педагогического училища Валерий Забрусский. И как-то сразу все встало на свои места. Главное место в репертуаре заняли новые песни и пьесы советских композиторов. Пьесы концертного плана, где каждый музыкант проявляет себя как солист. Играют «Гуцульский танец», вальс-фантазию, попурри из вальсов Штрауса, русские старинные романсы. С успехом исполняются мелодии стран народной демократии — Чехословакии, Венгрии, Польши. В сформированный вновь оркестр вошли солист Николай Максимов (саксофон-кларнет), Владимир Борисов (саксофон), Евгений Додонов. Они имеют специальное образование. В оркестре только два человека: Валентин Исаев и Ким Вахов — не были профессионалами. Забрусский и Максимов в свободное время занимаются с ними не только по специальной подготовке, но и по теории дисциплин. Занятия по теории музыки Валерий проводит со всем оркестром. Изучают гармонию и современную технику исполнения (имеется в виду импровизация).
Оркестр зазвучал по-новому. Но, чтобы он стел еще более активным пропагандистом лучших советских мелодий, чтобы помогал развитию подлинно художественных вкусов, нужна песня — песня и ее исполнитель. Концерт с хорошим вокалистом несомненно принес бы еще большую пользу. И это нетрудно сделать своими средствами. Может быть, упразднить один из двух саксофонов и пригласить певицу? Музыка, звучащая с массовых площадок, в местах широкого посещения публикой, должна находиться под особым контролем музыкальной общественности наших больших и малых городов. Симфонические концерты в филармонии, вечера камерной музыки посещает сейчас все больше и больше любителей классики. И это радует. Но нельзя забывать, что это лишь частица нашего музыкального «багажа». Куда чаще и настойчивей достигает ушей музыка из репродуктора, с открытой площадки в городском саду, в парке, в кафе, в вагоне поезда, в кинотеатре. Качество ее должно быть отличным.
Г. Калинин, Ю. ЯКОВЛЕВ
Журнал Советский цирк. Декабрь 1963 г.
оставить комментарий