Основы манипуляции - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Основы манипуляции

В помощь руководителям народного цирка. Многие любители цирка стремятся  овладеть секретами фокусов, что­бы затем исполнять их на клубной сцене.

За последнее время вышло несколько книг об этом жанре. Однако в них мало места отводится манипу­ляции — самому сложному виду фокусов. Этот пробел мы пытаемся частично восполнить в данной статье. Если иллюзионные трюки стро­ятся на применений специальной аппаратуры — ящиках с двойным дном, с пружинками и различными секретными устройствами, — то искусство манипуляции основывается на большой подвижности, гибкости пальцев артиста, в ру­ках которого незаметно появляются и исче­зают различные предметы — карты, монеты, шарики, платки и т. д. Наиболее простейши­ми для начинающих манипуляторов являются упражнения   с   папиросами   и   сигаретами.

ОСНОВНЫЕ   ПРИЕМЫ МАНИПУЛЯЦИИ  С ПАПИРОСАМИ

Они создают видимость перемещения папи­росы из одной руки в другую, в то время как папироса в действительности никуда не пере­мещается. Овладение приемами требует упорного тру­да. Вначале упражнения следует выполнять медленно и четко, постепенно ускоряя темп. Желательно научиться их выполнять обеими руками.

ПРИЕМ ПЕРВЫЙ

Взять папиросу в правую руку между указательным и средним пальцами, показать зрителям пустую левую руку, переложить в нее папиросу из правой руки, проводя при этом пальцами правой руки по лицевой части левой ладони, в пальцах ко­торой    папироса    «зажимается».    После    этого легкими движениями согнутых в горсть паль­цев левой руки «втираем» папиросу в ладонь. Открываем левую руку. В этот момент зри­тель видит, что папироса исчезла из раскрытой ладони левой руки. Но она тут же появляется с  «воздуха»  в  правой  руке. Для выполнения этого приема необходимо проделать ряд предварительных упражнений, чтобы  выработать технику движения  рук.

Возьмите папиросу между указательным и средним пальцами правой руки, как показано на рисунке А (упражнение 1); затем четыре пальца этой руки, кроме большого, немного согните внутрь ладони так, чтобы один конец папиросы оказался между большим и указа­тельным пальцами (рис. А, упражнение 2). Зажав этот конец папиросы большим и указательным пальцами, быстро выбрасы­вайте согнутые четыре пальца правой руки так, как показано на рис. А (упражнение 3). Папироса покажется исчезнувшей, когда вы смотрите на руку с обратной стороны ла­дони. Чтобы папироса появилась вновь, нуж­но незажатый конец папиросы направить меж­ду средним и безымянным пальцами (рис. А, упражнение 4) и, ухватив папиросу средним и безымянным пальцами, легким движением большого пальца незаметно вытолкнуть ее почти до конца (рис. А, упражнения 5 и 6). Все движения с самой папиросой выполняются правой рукой; левой рукой надо лишь замас­кировать обманные движения, когда папироса прячется в правой руке (первым, вторым и третьим   упражнениями   первого   приема).

ПРИЕМ ВТОРОЙ

В левую руку берется папироса, один конец которой находится меж­ду средним и безымянным пальцами; второй — придерживается  большим   пальцем. Правой рукой папироса берется из левой так, чтобы большой палец правой руки нахо­дился между папиросой и лицевой частью ладони левой руки; в это же время осталь­ные четыре пальца правой руки обхватывают папиросу. Затем сжимаем правую руку в ку­лак; легкими движениями согнутых в горсть пальцев правой руки как бы втираем па­пиросу в ладонь. Выбросом вверх правая ру­ка  открывается — и папироса  исчезает в воздухе. В этот момент «исчезнувшая» папироса «ловится» из «воздуха» левой рукой и, пой­манная, оказывается зажатой в кулаке. Оста­ется только вытолкнуть папиросу из левого кулака указательным пальцем правой  руки. Показав зрителю указательным пальцем правой руки, что папироса осталась в левом кулаке, слегка поворачиваем кулак папиросой вниз (к себе). В это время папироса прикры­вается пальцами правой руки. Затем руки разъединяются, и зритель видит, что папироса исчезла из левой руки и появилась в правой, зажатая большим и указательным пальцами. Для выполнения второго приема также не­обходимы   предварительные  упражнения.

Поставьте в левую руку папиросу одним концом между средним и безымянным паль­цами; на второй конец папиросы наложите большой палец, как показано на рис. Б (уп­ражнение 7). Правой рукой папироса берет­ся из левой так, чтобы большой палец пра­вой руки заходил за папиросу. В это время остальные четыре пальца прикрывают ее. Соз­дается впечатление, что берут папиросу. Опу­стив затем большой палец левой руки, даем возможность упасть папиросе в ладонь. В то время, когда второй конец папиросы зажат средним и безымянным пальцами и прижат к внутренней части сомкнутых пальцев ладони (рис. Б, упражнение 8), зрители думают, что папироса взята в кулак правой руки. Броском вверх кулак правой руки раскрывается, и ла­донь оказывается пустой — папироса исчезла. В этот момент «исчезнувшая» папироса «ло­вится» в «воздухе» левой рукой и оказывается в кулаке (большой палец левой руки по­могает при этом поставить папиросу попе­рек ладони). Теперь выталкиваем папиросу из кулака указательным пальцем правой руки (рис.  Б,  упражнение 9).  Как только папироса наполовину выйдет из кулака левой руки, зафиксируйте руки, как показано на рис. Б (упражнение 10): кулак левой руки с папи­росой поверните вниз (к себе), а полусог­нутыми пальцами правой руки прикройте па­пиросу, зажимая вытолкнутый конец папиросы мизинцем и безымянным пальцем и посы­лая ее в ладонь правой руки (рис. Б, упраж­нение 11). Разъединив затем руки, раскры­вайте кулак левой руки, показывая, что па­пироса исчезла. Большим пальцем правой руки поставьте в ней папиросу в вертикаль­ное положение, слегка вытолкнув кверху, и зритель увидит ее зажатой большим и указа­тельным пальцами правой руки (рис. Б, уп­ражнения  12—13).

ПРИЕМ ТРЕТИЙ

Один конец папиросы берется в щепоть четырьмя пальцами левой ру­ки — большим, указательным, средним и безы­мянным. Пальцы вытянутой правой руки поло­жите на второй конец папиросы, она момен­тально  исчезает,  появляясь в  правой. Затем ставим папиросу между средним и безымянным пальцами левой руки — ближе к середине ладони — и показываем зрителям. Закрываем затем папиросу четырьмя пальца­ми правой руки, а левую быстро сжимаем в   кулак. Большой и указательный пальцы правой руки остаются зажатыми под мизинцем левой руки. Разъединив руки, открываем левую ру­ку, показывая, что папироса исчезла. Сле­дующим движением правой руки извлекаем папиросу из правого уха, затем сразу встав­ляем папиросу обратно в ухо, откуда она исчезает, появляясь в кулаке правой руки, между указательным и  средним пальцами.

После того как вы научитесь проделывать предыдущих два приема, можно будет добить­ся   быстрого   исчезновения   папиросы. Возьмите папиросу одним концом в левую руку в щепоть, между указательным, средним, безымянным и большим пальцами. На второй конец положите пальцы правой руки так, что­бы она приходилась между средним и безы­мянным пальцами   (рис.  В,  упражнение  14). Когда вы давите на папиросу пальцами правой   руки,   то   зрителям   кажется,   что   папироса опускается в левую руку. На самом деле пальцы левой руки скользят по папиро­се и одновременно закрывают ее. Кончиками пальцев левой руки прижимайте папиросу под пальцы правой, зажимая в то же время второй конец папиросы средним и безымянным паль­цами (рис. В, упражнение 15). Левая рука, освобожденная от папиросы, сжимается в ку­лак. После движений согнутых пальцев по ладони левая рука раскрывается, и зритель видит, что папироса исчезла и появилась в правой   (рис.  В,  упражнение   16).

Папироса ставится затем между средним и указательным пальцами левой руки (рис. В, упражнение 17). Закрываем папиросу Пальцами правой руки так, чтобы средний и безымянный захватили папиросу почти под самый конец (как по­казано на рис. В, упражнение 18). После этого пальцы левой руки моментально сжимаются в кулак (указательный и большой пальцы правой руки остаются при этом зажа­тыми под мизинцем левой), средним и безы­мянным пальцами правой руки отодвигаете папиросу внутрь ладони (рис. В, упражне­ние    19). Разъедините руки, чтобы зритель увидел исчезнувшую из левой руки папиросу. Появ­ляется она из правого уха, как показано на рис. В (упражнение 20). Тут же папироса моментально «вставляется» обратно в ухо. На самом же деле папироса исчезает опять под средним и безымянным пальцами правой руки (рис. В, упражнение 21, здесь папироса обозначена пунктиром). Захватив потом папиросу между большим и указательным пальцами правой руки (рис. В, упражнение 22), вы заставляете ее появиться в кулаке правой руки (рис. В, упражнение 23). С   помощью   этих   приемов   можно   демонстрировать не только исчезновение и появле­ние папиросы, но и незаметно подменять одну  папиросу другой,  одинаковую  с  первой.

ПОДМЕНЫ ПАПИРОС

ПОДМЕН ПЕРВЫЙ

Чтобы сделать этот подмен, необходимо предварительно от­крыть коробку спичек, выдвинуть внутреннюю часть коробки (где лежат спички) примерно на один сантиметр. В противоположный конец коробки, где образовалось свободное место, вложите немного обкуренную папиросу (об этой папиросе, вложенной в спичечную коробку, зрители не должны знать). Одну из спичек выдвиньте немного из короб­ки и приготовьте ее для прикуривания (рис. 1). Взяв затем из пачки целую папи­росу в правую руку, прикурите ее от спички, выдвинутой перед этим из спичечной коробки. Прикурив, закройте спичечную коробку; при закрывании коробку держите так, чтобы па­пироса упала в правую руку (рис. 2). Итак, одна папироса находится во рту, вторая (об­куренная) — в правой руке. Зажженную бе­рете правой рукой между указательным и средним пальцами. Вторая папироса скрыта также в правой руке, между средним и безы­мянным пальцами (рис. 3). В этом положе­нии одну папиросу обозначим буквой «А», вторую — буквой «Б». Папироса «А» броса­ется на пол; в момент броска папироса «Б» прячется в правой руке между указательным и большим пальцами. Этот подмен необходи­мо выполнять чисто, создавая впечатление, будто правой рукой вы бросили видимую пуб­лике папиросу.

ПОДМЕН ВТОРОЙ

Две одинаковые машинки, каждая из которых вмещает по семь-восемь подменных папирос, изготовляют­ся из листового дюраля. Размер пластинки 70 мм на 80 мм (рис. 4). На расстоянии 30 мм от верхнего края машинки в ее ушках кре­пится резинка, благодаря которой папиросы не выпадают и держатся так, чтобы их удоб­но было в нужный момент брать из машинки той или другой рукой. Перед зарядкой папирос в машинку все они, кроме одной, в каж­дой машинке обкуриваются. В обыкновенном костюме одна машинка подвешивается слева, другая — справа  под  пиджаком.

ПОДМЕНЫ ПАПИРОС

УСТРОЙСТВО МАШИНКИ

1 — дюралевая пластинка с закругленны­ми краями; 2 — резинка для поддержания па­пирос в положении, указанном на рис. 4; 3 — металлические патрончики, наглухо при­крепленные к пластинке, которые не дают сбиваться папиросам; 4 — отверстия для под­вески под пиджак; 5 — ушки для крепления резинки.

После овладения основными приемами манипуляции можно приступить к подготовке небольшого   номера.

СЦЕНАРИЙ   НОМЕРА МАНИПУЛЯЦИИ   С   ПАПИРОСАМИ

Манипулятор «ловит» правой рукой в «воз­духе» папиросу. Берет коробку спичек, при­куривает, бросает папиросу на пол, и в пра­вой руке его снова появляется горящая па­пироса (здесь применяется первый прием и первый   подмен). Эту папиросу он перекладывает в левую руку и кладет в карман брюк (и незаметно достает оттуда небольшую баранку). В правой руке опять появляется горящая папироса; манипулятор берет ее в рот и, набрав из нее дым, выпускает изо рта дымные кольца. Ле­вой рукой «извлекает» из дымного кольца баранку. Положив в сторону баранку, манипулятор берет изо рта папиросу уже левой рукой, бросает на пол, топчет ногой, а в левой руке «появляется» горящая папироса. Он берет её в рот и, прикурив, делает вид, что берет папиросу правой рукой. В действительности же манипулятор, прикрываясь правой рукой, прячет горящую папиросу в рот и вместо нее подставляет из ладони правой руки другую папиросу. Затем он бросает ее на пол, на­ступая на нее ногой. Во рту у манипулятора появляется горящая папироса; он берет ее левой рукой, снова бросает и снова топчет ногой, и опять в его левой руке «появляет­ся» из «воздуха» горящая папироса. Таким образом, манипулятор извлекает и разбрасы­вает шесть папирос.

В правой руке у него появляется седьмая папироса (все это выполняется при помощи второго подмена; в руке папиросы поступают из машинок, эти папиросы и бросаются на пол). Появляется ведущий программу и гово­рит: «Здесь курить нельзя», забирает у ма­нипулятора последнюю папиросу и уходит. А у манипулятора в правой руке появляется но­вая горящая папироса, он продолжает курить. Ведущий возвращается, забирает и эту па­пиросу и опять уходит. Тогда манипулятор идет за ведущим и «снимает» горящую папи­росу у него с пиджака и отдает ему (Ве­дущий отнимает папиросу столько же раз, сколько раз он незаметно передает манипуля­тору в правую руку подменную горящую па­пиросу, они-то и «появляются» затем в ру­ках   манипулятора.) В финале номера у манипулятора то в правой, то в левой руке появляются сразу по нескольку папирос, и их он также отдает ве­дущему (эти папиросы поступают в руки ма­нипулятора   из   машинок).

Итак, вам стали известны основы манипу­ляции с папиросами, и вы выступили на са­модеятельной сцене. Теперь вам необходимо придумать свои приемы подмены и свой сце­нарий манипуляции с папиросами. Научитесь также разгадывать фокусы профессиональных артистов. Это разовьет вашу творческую фантазию и поможет вашему дальнейшему совершенствованию в технике манипуляции.
 

П. НАЗАРОВ артист цирка

Журнал Советский цирк. Июнь 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования