Первые шаги в искусстве
Неподвижная группа людей. Каждый мускул у них напряжен до предела. Они застыли в страшном ожидании, лица их обращены в одну сторону — туда, где горит город... Взрыв!.. Могучий порыв ветра прижимает людей к земле, бросает их, как сухие листья, из стороны в сторону...
Так начинается пантомимическая цена «Хиросима» — один из номеров новой большой программы эстрадно-цирковой студии при Московком городском Дворце пионеров. Что же это за студия, в которой ребята осваивают мастерство пантомимы — трудный и еще малоизученный жанр? Полтора года назад Вячеславу Спесивцеву, в прошлом — студенту иМосковского циркового училища, а ныне студенту ГИТИСа, предложили организовать во Дворце пионеров эстрадно-цирковую студию. Поначалу в нее записалось сорок пять человек. Через некоторое время осталось только пятнадцать — ведь надо было по-настоящему работать, а это умели, да и хотели далеко не все. Но зато оставшиеся отдались делу с энтузиазмом. Впоследствии в группу влилось еще несколько ребят, им пришлось «догонять» остальных. Теперь все идут «в ногу». Несколько слов об учебе студийцев. Ребята осваивали азбуку пантомимы, ее основные элементы — они учились выразительно для зрителя «ходить», «тянуть канат», «идти против ветра» и многому другому.
На репетиции эстрадно-цирковой студии
Интересно, что Спесивцев часто давал своим воспитанникам для чтения стихотворения различных авторов. «В поэзии артист находит необходимый ему ритм, учится чувствовать его» — объясняет он. На репетициях ребята повторяют каждое движение десятки, сотни раз, пока оно не становится отточенным, не достигает совершенства. Кажется, что Рая Ермохина, Саша Камышникова, Сережа Годин, как, впрочем и все остальные, не знают усталости. Очень часто отведенное для занятии время кончается, но ребята выпрашивают у своего руководителя еще часок. Отказать им в этом невозможно. Не последнюю роль в успехах студии играет то, что коллектив подобрался дружный, веселый, жизнерадостный.
С любовью подготовили ребята свою первую программу, посвященную миру и свободе. Сценарии пантомим и эксцентрико-пластических сцен написал их руководитель — Спесивцев, но много свежего и интересного внесли и сами юные артисты. Премьера состоялась в мае. В программе — жонглерско-эксцентрическая пантомима «Африка», острая, сатирическая сценка «Короли», созданная по мотивам «Маленького принца» Антуана Сент-Экзюпери. Невозможно удержаться от смеха при виде двух старых королей, дерущихся за трон. Пожалуй, самая интересная пантомима «Свобода».
Ребята с увлечением отрабатывают каждое движение
...Высокие горы, напоминающие по своим очертаниям легендарные Сьерра-Маэстро. В глубине их небольшой отряд ведет бой. Он борется за свободу. Один за одним падают сраженные повстанцы. И перед ними возникают картины прошлого, весь путь, который привел их к борьбе. Маленький негритенок вспоминает, как его вышвырнули из школы, рабочие плантаций — издевательства надсмотрщиков, бедная прачка — свою трудовую жизнь. Особенно запоминается зрителям слепой гитарист. У него разбили гитару, раздавили его гордую песню. Невидящие глаза музыканта устремлены в пространств; кисти рук с длинными пальцами, еще так недавно плясавшие на струнах, твердо сжимают ручку гранаты... Все эти люди больше не хотят терпеть угнетения. Они ушли в горы, чтобы бороться... Исполняют ребята эту сложнейшую сцену блестяще. Каждый жест глубоко прочувствован, понят, продуман. Ни одного лишнего движения.
Многие часы и дни, проведенные в неустанной работе, не пропали даром. иБольшие планы у детской студии. Гастроли по стране, выступления в школах, клубах и Дворцах культуры — вот о чем сейчас думают юные исполнители.
Е. БАРАС
Журнал Советский цирк. Июнь 1965
оставить комментарий