В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Поздравляю тебя, песня!

С наступившим Новым годом тебя, наша песня! Слав­ный путь прошла ты почти за полвека своей жизни.

Вспоминается революция, гражданская война. Молодая Республика Советов окружена врагами. Завоеванная сво­бода в опасности. Но и в те трудные годы народ не мог и не хотел жить без песни, то суровой Я мужественной, то задумчивой и ласковой. Пели мы тогда и знаменитые рабочие песни — гимны, которые звучали еще на баррикадах 1905 года, на кандаль­ных этапах, в острогах и тюрьмах Сибири. Из этих песен особо близки народу были «Отречемся от старого мира».

«Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка», слова которой написал в ссылке верный ленинец Г. Кржижановский. И, ко­нечно, любимая песня Ильича — «Замучен тяжелой нево­лей». Возникали и новые песни. Их подхватывали солдаты революции и несли по фронтам гражданской войны. До сих пор не забыты «Проводы» на стихи Д. Бедного и заме­чательная песня двадцатых годов. «По долинам и по взгорьям шла дивизия вперед». С каждым годом все ярче, все настойчивей проявляла свою художественную самостоятельность новая песня, пес­ня первой в мире страны Советов. В Конной армии Буден­ного появился свой композитор — Дмитрий Покрасс, воспевший легендарную народную армию. Но родине нужны были не только солдаты. Она звала к труду рабочих — строителей будущего. А значит, нужны были и новые трудовые песни. И вот создаются такие, не­сколько наивные, но искренние произведения о рабочем классе, как «Шахта № 3» (музыка В. Кручинина, слова П. Германа). Композиторы, откликаясь на события тех лет, начинают создавать массовые хоровые песни. Кто не пом­нит, например, песню А. Давиденко на слова Д. Бедного «Нас побить, побить хотели», или «Первую Конную» на сти­хи Н. Асеева.

Вскоре прозвучали и песни А. Александрова в исполне­нии созданного им Ансамбля Советской Армии. Хор имени Пятницкого выдвинул исключительно яркого песенника В. Захарова. Вслед превосходным мелодиям И. Дунаевско­го, ставшим особенно популярными в народе, появились произведения более молодых авторов — В. Соловьева-Седого, Т. Хренникова, Б. Мокроусова, Г. Носова, М. Блантера, В. Мурадели. Не легко и не сразу дались советской песне самостоя­тельность, своеобразие. А. Давиденко, а затем В. Захаров возродили в массовой песне то славное русское многого­лосие, которое звучало в деревнях, но которому долгое время противостояли городские песни-романсы, подобные «Кирпичикам». Дальнейшее утверждение многоголосия особо ярко проявилось в годы Великой Отечественной войны, поро­дившей великолепные песни. Вспомним хотя бы «Священ­ную войну» А. Александрова и «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого. Многие произведения военного времени стали классическими образцами советского песенного творчества. Они вселяли в сердца бойцов веру в победу, давали им духовную стойкость, моральные силы. И чем дальше на Запад откатывался фронт, тем веселее и задор­нее становились наши песни.

Автору этих строк выпало счастье участвовать в созда­нии «звучащего оружия». Помню, как в Оренбурге мы организовали фронтовой эстрадный театр «Ястребок». Вско­ре он полюбился бойцам Юго-Западного фронта, где бы­вал частым гостем. Для этого театра много отличных пе­сен написал В. Соловьев-Седой на слова поэта-фронтовика А. Фатьянова. Среди них были такие известные произведе­ния, как «Давно мы дома не были», «Соловьи» и другие. Мне также довелось писать песни, которые несли свою полезную, хотя и не особо заметную службу. Это были песни — помощники солдата. Они строились на конкретном материале и часто посвящались людям определенной бое­вой профессии. Так родились песни на слова А. Безыменского «Саперы», «О поваре». На фронтах приходилось встречать и другие свои песни: «От края и до края», «Ка­зачья песня». К слову сказать, фронтовая тема не ушла из моего творчества и в послевоенные годы: я вновь вер­нулся к ней, когда работал над оперой «Судьба человека». Память о войне, о героизме советского солдата, о его высокой и чистой душе не померкнет. Такое не забывается. И не случайно песни тех лет не умирают. Они звучат и сегодня по радио, телевидению, в сотнях Домов культуры и клубов. Нашим лучшим песням времен Великой Отечест­венной войны предстоит долгая и славная жизнь. Они бес­смертны!

После войны порадовала народ новая поросль компо­зиторов-песенников — А. Эшпай, А. Холминов, А. Петров, Э. Колмановский, А. Пахмутова... «Я шагаю по Москве» и «Курганы» А. Петрова, «На безымянной высоте» В. Басне­ра и многие другие произведения утверждают, что нашему маститому песеннику В. Соловьеву-Седому пришла достойная смена. Да и сам маститый не отстает! Его песни, со­зданные в послевоенные годы — «Если бы парни всей зем­ли», «Подмосковные вечера», — стали исключительно популярными. Путь советской песни — это и путь ее исполнителей. Эстрадные певцы старшего поколения Л. Утесов, К. Шульженко и более молодые артисты много сделали и делают для пропаганды советской песни. Тем, что наши песни по­любил народ, мы обязаны, конечно, и исполнителям. И не только солистам, но и многочисленным хоровым коллекти­вам,  как профессиональным, так и самодеятельным. Сейчас наше песенное творчество переживает сложный процесс своего развития. Наряду с хорошими песнями по­является немало пустячков, подчас сомнительного качест­ва. Но это дело моды. Ну а значит, и не надолго. Здоро­вый процесс развития советской песни продолжается. И ни­какими модными течениями «западного толка» это разви­тие не остановить.

Гражданственность! Она, и только она, питала и питает произведения, которые нужны народу и которые поэтому воистину долговечны. Не случайно широкую международ­ную признательность получили такие произведения, как «Бухенвальдский набат» В. Мурадели и «Пусть всегда будет солнце» А. Островского. Песня, лишенная гражданствен­ности, словно птица без крыльев. А кому нужны бескры­лые птицы! Только тогда, когда песня волнует народ, когда она глубоко западает в сердца и души людей, она стано­вится нашим оружием. От штурма Зимнего дворца до старта космических ко­раблей — таков долгий и славный путь, который прошла наша песня. Так пусть же в будущем, как это было вчера и сегодня, нам песня гтроить и жить помогает, пусть воодушевляет она нас в борьбе за великое дело, ради которого сорок восемь лет назад мы свершили Революцию, — в борьбе за победу коммунизма.

Верю, что будет так. Верю и говорю: поздравляю тебя, песня!


И. ДЗЕРЖИНСКИЙ, заслуженный деятель искусств  РСФСР, лауреат Государственной премии

Журнал Советский цирк. Январь 1966 г.:  

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100