Поздравляю тебя, песня!
С наступившим Новым годом тебя, наша песня! Славный путь прошла ты почти за полвека своей жизни.
Вспоминается революция, гражданская война. Молодая Республика Советов окружена врагами. Завоеванная свобода в опасности. Но и в те трудные годы народ не мог и не хотел жить без песни, то суровой Я мужественной, то задумчивой и ласковой. Пели мы тогда и знаменитые рабочие песни — гимны, которые звучали еще на баррикадах 1905 года, на кандальных этапах, в острогах и тюрьмах Сибири. Из этих песен особо близки народу были «Отречемся от старого мира».
«Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка», слова которой написал в ссылке верный ленинец Г. Кржижановский. И, конечно, любимая песня Ильича — «Замучен тяжелой неволей». Возникали и новые песни. Их подхватывали солдаты революции и несли по фронтам гражданской войны. До сих пор не забыты «Проводы» на стихи Д. Бедного и замечательная песня двадцатых годов. «По долинам и по взгорьям шла дивизия вперед». С каждым годом все ярче, все настойчивей проявляла свою художественную самостоятельность новая песня, песня первой в мире страны Советов. В Конной армии Буденного появился свой композитор — Дмитрий Покрасс, воспевший легендарную народную армию. Но родине нужны были не только солдаты. Она звала к труду рабочих — строителей будущего. А значит, нужны были и новые трудовые песни. И вот создаются такие, несколько наивные, но искренние произведения о рабочем классе, как «Шахта № 3» (музыка В. Кручинина, слова П. Германа). Композиторы, откликаясь на события тех лет, начинают создавать массовые хоровые песни. Кто не помнит, например, песню А. Давиденко на слова Д. Бедного «Нас побить, побить хотели», или «Первую Конную» на стихи Н. Асеева.
Вскоре прозвучали и песни А. Александрова в исполнении созданного им Ансамбля Советской Армии. Хор имени Пятницкого выдвинул исключительно яркого песенника В. Захарова. Вслед превосходным мелодиям И. Дунаевского, ставшим особенно популярными в народе, появились произведения более молодых авторов — В. Соловьева-Седого, Т. Хренникова, Б. Мокроусова, Г. Носова, М. Блантера, В. Мурадели. Не легко и не сразу дались советской песне самостоятельность, своеобразие. А. Давиденко, а затем В. Захаров возродили в массовой песне то славное русское многоголосие, которое звучало в деревнях, но которому долгое время противостояли городские песни-романсы, подобные «Кирпичикам». Дальнейшее утверждение многоголосия особо ярко проявилось в годы Великой Отечественной войны, породившей великолепные песни. Вспомним хотя бы «Священную войну» А. Александрова и «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого. Многие произведения военного времени стали классическими образцами советского песенного творчества. Они вселяли в сердца бойцов веру в победу, давали им духовную стойкость, моральные силы. И чем дальше на Запад откатывался фронт, тем веселее и задорнее становились наши песни.
Автору этих строк выпало счастье участвовать в создании «звучащего оружия». Помню, как в Оренбурге мы организовали фронтовой эстрадный театр «Ястребок». Вскоре он полюбился бойцам Юго-Западного фронта, где бывал частым гостем. Для этого театра много отличных песен написал В. Соловьев-Седой на слова поэта-фронтовика А. Фатьянова. Среди них были такие известные произведения, как «Давно мы дома не были», «Соловьи» и другие. Мне также довелось писать песни, которые несли свою полезную, хотя и не особо заметную службу. Это были песни — помощники солдата. Они строились на конкретном материале и часто посвящались людям определенной боевой профессии. Так родились песни на слова А. Безыменского «Саперы», «О поваре». На фронтах приходилось встречать и другие свои песни: «От края и до края», «Казачья песня». К слову сказать, фронтовая тема не ушла из моего творчества и в послевоенные годы: я вновь вернулся к ней, когда работал над оперой «Судьба человека». Память о войне, о героизме советского солдата, о его высокой и чистой душе не померкнет. Такое не забывается. И не случайно песни тех лет не умирают. Они звучат и сегодня по радио, телевидению, в сотнях Домов культуры и клубов. Нашим лучшим песням времен Великой Отечественной войны предстоит долгая и славная жизнь. Они бессмертны!
После войны порадовала народ новая поросль композиторов-песенников — А. Эшпай, А. Холминов, А. Петров, Э. Колмановский, А. Пахмутова... «Я шагаю по Москве» и «Курганы» А. Петрова, «На безымянной высоте» В. Баснера и многие другие произведения утверждают, что нашему маститому песеннику В. Соловьеву-Седому пришла достойная смена. Да и сам маститый не отстает! Его песни, созданные в послевоенные годы — «Если бы парни всей земли», «Подмосковные вечера», — стали исключительно популярными. Путь советской песни — это и путь ее исполнителей. Эстрадные певцы старшего поколения Л. Утесов, К. Шульженко и более молодые артисты много сделали и делают для пропаганды советской песни. Тем, что наши песни полюбил народ, мы обязаны, конечно, и исполнителям. И не только солистам, но и многочисленным хоровым коллективам, как профессиональным, так и самодеятельным. Сейчас наше песенное творчество переживает сложный процесс своего развития. Наряду с хорошими песнями появляется немало пустячков, подчас сомнительного качества. Но это дело моды. Ну а значит, и не надолго. Здоровый процесс развития советской песни продолжается. И никакими модными течениями «западного толка» это развитие не остановить.
Гражданственность! Она, и только она, питала и питает произведения, которые нужны народу и которые поэтому воистину долговечны. Не случайно широкую международную признательность получили такие произведения, как «Бухенвальдский набат» В. Мурадели и «Пусть всегда будет солнце» А. Островского. Песня, лишенная гражданственности, словно птица без крыльев. А кому нужны бескрылые птицы! Только тогда, когда песня волнует народ, когда она глубоко западает в сердца и души людей, она становится нашим оружием. От штурма Зимнего дворца до старта космических кораблей — таков долгий и славный путь, который прошла наша песня. Так пусть же в будущем, как это было вчера и сегодня, нам песня гтроить и жить помогает, пусть воодушевляет она нас в борьбе за великое дело, ради которого сорок восемь лет назад мы свершили Революцию, — в борьбе за победу коммунизма.
Верю, что будет так. Верю и говорю: поздравляю тебя, песня!
И. ДЗЕРЖИНСКИЙ, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии
Журнал Советский цирк. Январь 1966 г.:
оставить комментарий