Природа циркового трюка - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Природа циркового трюка

Исполняя невероятные трюки, артисты цирка демонстрируют способность человека преодолевать любые трудности и выходить победителем из самых сложных и опасных положений. «Там, где цирковой номер поражает вас грацией и легкостью, — писал А. В. Луначарский, — где изумительные вещи, кажущиеся чудом, проделываются с естественностью, далеко превосходящей естественность походки любого обывателя, там торжествует человеческий дух».

Акробаты-прыгуны. Номер «Русская тройка» под руководством Н. ОЛЬХОВИКОВААкробаты-прыгуны. Номер «Русская тройка» под руководством Н. ОЛЬХОВИКОВА

По своей сути цирковой трюк воспроизводит то, что находится за пределами обычных возможностей человека. Велофигурист исполняет на одноколесном велосипеде (моноцикле) захватывающие виражи, канатоходец уверенно шагает по пружинящему тросу и несет на плечах несколько партнеров, джигит не только скачет во весь опор на галопирующей лошади, но и пролезает на полном скаку под животом коня; и снова оказывается в седле. Все эти захватывающие действия совершаются для того, чтобы утвердить действительность в ее лучших, высоких проявлениях.

Демонстрируя превосходство над обычными способностями людей, артисты цирка возвышаются над повседневностью. Достигают они этого, исполняя различные трюки. Трюки справедливо считаются основным выразительным средством цирка. Так что такое трюк? Необычное действие. Какое? На мой взгляд, трюк не просто сложное физическое действие, а яркое проявление определенных человеческих качеств. Однако существует мнение, что трюк — проявление «алогизма обычного», что специфика цирка, «вероятнее всего, в эксцентричности», что «цирк — это кажется бесспорным — эксцентричен во всех проявлениях». Я убежден: цирковой трюк не проявление алогизма обычного, а специфика цирка не эксцентрична во всех проявлениях. Да, элементы эксцентричности имеют место на цирковой арене, но в равной мере они находят свое проявление и в других видах искусства (балет, кукольный театр, пантомима, кино, эстрада). При определении природы эксцентрики я исхожу из замечания В. И. Ленина о том, что в эксцентрике мы находим «какое-то сатирическое или скептическое отношение к общепринятому... стремление вывернуть его наизнанку, немножко исказить, показать алогизм обычного».

Давайте задумаемся: дрессировщик кладет свою голову в пасть льва. Поступок, как говорится, архирискованный. Но что это — проявление ненормальности, глупости или абсурдного поведения? Разумеется, нет! В данном случае дрессировщик демонстрирует победу над инстинктами хищника, проявляет волевые качества, уверенность в своей власти над зверем. Здесь отношение к общепринятому выражается не скептически, а скорее, оптимистически. Артист не искажает, а преображает действительность. Алогизм обычного нарушает логику жизни и не возвышает, а скорее, унижает человеческое достоинство. Имеются многочисленные научные подтверждения того, что алогизм обычного, подобно абсурду, открыто «изобличает себя либо совершенной нелепостью доводов или умозаключений или в дурацких поступках, которые являются следствием недостаточности ума». В этом смысле «алогизм следует рассматривать как эстетически отрицательное явление, потому что расторгает связь истины и красоты».  

Анализируя выступления артистов в самых разных жанрах, легко убедиться, что в основе цирка лежит не эксцентрика, что цирковой трюк не выражает алогизм обычного. Приведу слова известного искусствоведа Г. Хайченко: «Стихия эксцентрики — сатира, юмор, шутка, буффонада. Поэтому эксцентрические приемы кроме прочих своих качеств обязательно должны быть комедийны, должны вызывать смех». Сложные цирковые трюки не вызывают смех, а удивляют, поражают, восторгают. Они утверждают силу человеческого духа, его стойкость, устремленность к совершенству.   Например, солист акробатического аттракциона «Масленица» В. Пугачев исполняет с подкидной доски на одной ходуле двойное переднее сальто-мортале с полупируэтом. Уникальный трюк исполняет и другой акробат этой группы, В. Федосеев, — тройное заднее сальто-мортале с пируэтом на колонну из двух человек. В свое время этот трюк, правда только на сход, исполнял Владимир Довейко. В. Федосеев значительно усложнил достижение мастера. Еще пример. До сих пор не превзойден никем трюк жонглера-виртуоза Александра Кисса, который, стоя на ускользающей из-под ног катушке, балансировал на лбу палку с мячом, одновременно жонглировал восемью кольцами. Все эти выдающиеся цирковые творения совершаются не для того, чтобы исказить действительность, а наоборот — чтобы утвердить действительность в ее лучших, высоких проявлениях.

Стремление циркового артиста выйти за пределы обычного ярко раскрывает сущность трюка как основного средства цирковой выразительности. Я убежден, трюк несет идейно-смысловую нагрузку. В трюке наглядно проявляется превосходство циркового исполнителя над обычными способностями и возможностями людей.   Трюк выражает лучшие качества человека, раскрывает его потенциальные возможности, это убедительно подтверждает, например, трюк, поразивший в свое время А. М. Горького. Он писал, что женщина, «держа в каждой руке по два карандаша и пятый в зубах, могла одновременно писать пять различных слов на пяти разных языках. Это казалось совершенно невероятным не потому, что физически трудно, а потому, что требует неестественного раздробления мысли, однако это факт». В действии, казалось бы, лишенном всякого практического смысла, открываются возможности, значительно превосходящие обычный предел человеческих способностей. Нечто значительное здесь проявляется в самом процессе реализации невероятных возможностей человека.   Природу циркового трюка составляет то, что считается невозможным в обычной, повседневной жизни. Видя выразительную силу циркового трюка, нельзя согласиться с тем утверждением, что «трюк сам по себе еще асоциален и находится за пределами всякого искусства».  

Подобное высказывание не согласуется с художественной практикой цирка. Ошибочно рассматривать трюк лишь как физическое упражнение, как строительный материал в создании цирковых номеров, обходя стороной его способность ярко раскрывать духовные достоинства человека. Смысл, эмоциональное воздействие любого выступления зависят от того, насколько убедительно трюки выражают лучшие качества человека.   Хочу обратить внимание — нас потрясают, восхищают и отдельные трюки. Скажем, такой, как финальный в одном из лучших воздушных полетов — «Галактика». Я. Ростоцкая, поднявшись под самый купол цирка, повисает на трапеции вниз головой, а затем, вытянувшись в струнку, камнем падает с двадцатишестиметровой высоты и лишь перед самой сеткой за какие-то доли секунды придает своему телу горизонтальное положение и мягко опускается. Даже будучи вычлененным из общей композиции номера, данный трюк глубоко впечатляет, ибо является выразителем безграничных возможностей человека. Данный трюк воспринимается как дерзновенный поступок, требующий от человека отваги и самообладания содержит социальное звучание.   Идейно-смысловая сторона трюка имеет принципиальное значение для верного понимания всей специфики цирковой выразительности. Наличие в отдельном трюке общечеловеческих и социально значимых черт позволяет артисту создавать характер сильной и волевой личности, способной дерзнуть на то, что для многих осталось за пределами возможностей.

В философском аспекте трюк аккумулирует в себе умение превосходить обычное, позволяет возвышаться над обыденностью и заурядностью. В этом захватывающая фабула трюка, его зрелищная притягательность. Трюк, в котором важнейшим эстетическим свойством выступает человеческое достоинство, социален. Социальность прямо не подчеркивается, а объективно вытекает из характера самого действия.   В цирке мы сталкиваемся с необыкновенно высоким уровнем физической и моральной данности человека, позволяющей ему превосходно действовать в исключительных обстоятельствах. Специфика цирковой выразительности производна от корней трудовой деятельности. Эстетическая потребность именно такого характера труда является принадлежностью исключительно народной «низовой культуры», берущей свои начала в естественной потребности человека трудиться и «чрезвычайно высоко ценить трудность дела и редкость вещи» (Н. Г. Чернышевский). И в этом — демократичность цирка, его социальная сила.   Возвышенное в цирке неотделимо от преодоления реальных трудностей и опасных положений. Трюк как основное выразительное средство цирка возвышает человека, а возвышенное, на мой взгляд, не может быть эксцентричным. И в этой возвышенности — жизнеутверждающий пафос цирка, сила его неувядающего оптимизма.  

ВИКТОР ВЛАДИМИРОВ, заслуженный артист РСФСР


оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования