В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Призвание

Не рано ли писать книгу о дресси­ровщице еще совсем молодой? Ведь привычно посвящать солидные тру­ды маститым и убеленным, тем, кто может уже «подводить итоги». Но, оказывается, что и о Маргарите Назаровой тоже есть что рассказать.

И вот — книга М. Лободина. На­писана она без дешевой сенсацион­ности (смотрите, мол, страшные хищ­ники и — хрупкая женщина). В то же время здесь отсутствует та засу­шивающая манера повествования, при которой живые черты стираются, блекнут и человек во плоти и крови превращается в препарированную мумию только артиста, только про­фессионала. На страницах этой книги мы видим дрессировщицу с прису­щими только ей поисками, ошибка­ми, победами.

Как велико счастье — отыскать свое настоящее место в жизни! Но человек находит свое призвание не сразу. Так произошло и с Назаро­вой. Что заставило молоденькую ба­лерину покинуть такое спокойное по­прище, как танец, и пойти в полную опасности и неизведанности область? Сначала просто случайность. Посте­пенно и все глубже увлекалась На­зарова работой с животными. В кон­це концов это стало тем единствен­ным   настоящим   делом,   в   котором артистка обнаружила свои дарова­ния.

Автор не останавливается на внеш­нем описании номера М. Назаровой, а показывает лабораторию, в кото­рой тот «выковывался». И это хоро­шо. Становится зримой, наглядной упорная, кропотливая работа артист­ки. Например, только для того чтобы научить тигров прыгать сквозь ог­ненное кольцо, потребовалось 250 ре­петиций!

Рассказ о Назаровой — это по сути рассказ об утверждении гуманных методов дрессуры. Любовь к живот­ным, глубокое знание особенностей каждого из них, а отсюда — мягкое обращение, индивидуальный подход к ним — все это для наших укротителей азбучные истины. То, что ранее казалось невозможным и не­мыслимым, стало обычным, само со­бой разумеющимся. И если при вы­ступлениях на арене с хищниками дрессировщица позволяет убрать предохранительную клетку, если она настойчиво приучает зверей к обста­новке повседневной человеческой жизни (например, часто гуляет со своими воспитанниками по улицам города), это — шаги в глубь неизве­данного, которые способен делать человек творческий.

Обо всем этом и рассказывается в книге. Но, к сожалению, в ней есть и чрезмерное количество языковых пог­решностей, стилистических небрежностей, за которые можно упрекнуть и автора, и редакторов (например, всерьез написано: «занятые репети­циями и выступлениями на манеже цирка, тигрицы отказались кормить и выхаживать тигрят»... и т. п.).
 

В. ЛЕВИТИНА

Журнал Советский цирк. Август 1963 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100