Призвание
Не рано ли писать книгу о дрессировщице еще совсем молодой? Ведь привычно посвящать солидные труды маститым и убеленным, тем, кто может уже «подводить итоги». Но, оказывается, что и о Маргарите Назаровой тоже есть что рассказать.
И вот — книга М. Лободина. Написана она без дешевой сенсационности (смотрите, мол, страшные хищники и — хрупкая женщина). В то же время здесь отсутствует та засушивающая манера повествования, при которой живые черты стираются, блекнут и человек во плоти и крови превращается в препарированную мумию только артиста, только профессионала. На страницах этой книги мы видим дрессировщицу с присущими только ей поисками, ошибками, победами.
Как велико счастье — отыскать свое настоящее место в жизни! Но человек находит свое призвание не сразу. Так произошло и с Назаровой. Что заставило молоденькую балерину покинуть такое спокойное поприще, как танец, и пойти в полную опасности и неизведанности область? Сначала просто случайность. Постепенно и все глубже увлекалась Назарова работой с животными. В конце концов это стало тем единственным настоящим делом, в котором артистка обнаружила свои дарования.
Автор не останавливается на внешнем описании номера М. Назаровой, а показывает лабораторию, в которой тот «выковывался». И это хорошо. Становится зримой, наглядной упорная, кропотливая работа артистки. Например, только для того чтобы научить тигров прыгать сквозь огненное кольцо, потребовалось 250 репетиций!
Рассказ о Назаровой — это по сути рассказ об утверждении гуманных методов дрессуры. Любовь к животным, глубокое знание особенностей каждого из них, а отсюда — мягкое обращение, индивидуальный подход к ним — все это для наших укротителей азбучные истины. То, что ранее казалось невозможным и немыслимым, стало обычным, само собой разумеющимся. И если при выступлениях на арене с хищниками дрессировщица позволяет убрать предохранительную клетку, если она настойчиво приучает зверей к обстановке повседневной человеческой жизни (например, часто гуляет со своими воспитанниками по улицам города), это — шаги в глубь неизведанного, которые способен делать человек творческий.
Обо всем этом и рассказывается в книге. Но, к сожалению, в ней есть и чрезмерное количество языковых погрешностей, стилистических небрежностей, за которые можно упрекнуть и автора, и редакторов (например, всерьез написано: «занятые репетициями и выступлениями на манеже цирка, тигрицы отказались кормить и выхаживать тигрят»... и т. п.).
В. ЛЕВИТИНА
Журнал Советский цирк. Август 1963 г.
оставить комментарий