В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Прогнозы на завтра

Джигиты п/р Т. Нугзарова Ушедший год был последним годом XI пятилетки. Последний год принято называть завершающим, но в какой-то степени он и определяющим. В этот период составляются и утверждаются планы на будущее, дается направление в работе, предусматривающее количественный, a главное — качественный рост производимой продукции. «Продукция», если так позволительно выразится, Всесоюзного Объединение государственных цирков — программы, аттракционы и номера. Какими они будут! Сделает ли советcкое цирковое искусство шаг вперед. 

На фото ансамбль п/р Т. Нугзарова

На все вопросы дает ответ «Творческий план выпуска новых произведений цир­кового искусства на ХII пятилетку».

Наш корреспондент A. РУСАКОВ внимательно с ним ознакомился. Ниже мы публикуем его размышления по поводу этого плана, a также комментарии к нему, которые по нашей просьбе дал начальник художественного отдела Союз­госцирка В. C. СКОТОРЕНКО.

В. C. K подготовке творческого пла­на на XII пятилетку в объединении приступили заблаговременно. Была создана комиссия перспективного планирования, проанализировавшая ход выполнения творческого плена первых трех лет ХI пя­тилетки, выявившая недостатки, узкие места, наметившая ряд мероприятий пo выполнению творческих задач, стоящих  перед объединением.

Было проведено Всесоюзное совещание из директоров и режиссеров цирка, рассмотревши ряд творческих и орга­низационных вопросов, развивающих рекомендации научно-практической конфе­ренции «Цирк двухтысячного года». Подготовка творческого плана способство­вал и пеpевод артистического конвейе­ра на работу стабильными программами и коллективами. Многие идеи, нашедшие свое место в плане, были предвари­тельно рассмотрены на художественных советах коллективов и программ, на режиссерской коллегии объединения, по­лучили одобрение режиссеров и ар­тистов.

Наиболее крyпные paботы — аттракционы и тематические спектакли — рассматривались непосредственно президиу­мом художественного совета Союзгосцирка.

Эти и ряд других мероприятий дали возможность к июню 1985 года пре­доставить руководству объединения проект творческого плана на ХII пятилетку. После детального обсуждения в отде­лах и службах Союзгосцирка.  Внесение ряда изменений и уточнений план был рассмотрен и одобрен коллегией объе­динения, КОФР. Какие задачи стояли перед комиссией при составлении плана?

B. C. В первую очередь, конечно, мы думали o создании новых художественных произведений циркового ис­кусства, раскрывающих величие и мощь социалистической Родины, красоту совет­ского человека. Основные направления плана предусматривают постановку мас­штабных тематических представлений на современную тему для стабильных про­грамм и коллективов, творческое переоформление действующих и создание новых национальных цирковых коллективов, отличающихся своеобразием тра­диций, яркостью народных зрелищ.

План намечает продолжение поиска новых форм цирковых представлений с использованием современной науки и техники.

B цирка наметилось некоторое преобладание одних цирковых жанров над другими. Ноша задача — выровнять жанровые диспропорции c учетом рекомендаций, которые давались на конфе­ренции «цирк двухтысячного года».

КОРР. Расскажите, пожалуйста, o во­шедших в план работах.

B. C. План предусматривает постановку тематических спектаклей, парадов-проло­гов и эпилогов, посвященных важнейшим датам в жизни нашего общества: ХХVII съезду КПСС, 70-й годовщине Великой Октябрьской социалистической револю­ции, юбилею Вооpyжeнных Сил СССР.

Всесоюзное дирекция по подготовке цирковых программ, аттракционов и номе­ров совместно c постановочными цир­ками ведет работу по подготовке крупных цирковых  коллективов. B их числе — «Цирк на льду — 3», «Цирк на воде — 2», спектакль-пантомима «Гусарская история», «Эстрадно-цирковое шоу». Всего за пятилетие намечено подготовить шестнадцать коллективов и прог­рамм.

Особое место в плане уделено раз­витию жанра клоyнады и мyзыкальной эксцентрики. Hoвые клоунские спектакли появятся на манеже в ближайшие годы, a клоунский спектакль для стабильной прогpaммы под pуководством Народного артиста СССР Олега Попова будет вы­пущен в текущем году.

Готовя эти  работы, мы не только ока­зываем творческую помощь стабильным программам и коллективам, но и стре­мимся расширить возможности жанра, возродить ныне редкие на манеже буф­фонадные, сатирические антре, расширить круг новых талантливых исполнителей.

Много внимания в текущей пятилетке будет уделено созданию новых и творчес­кому усовершенствованию действующих аттракционов.

C интересом ожидается конный аттракцион с включением хищных животных по мотивам поэмы «Мцыри» под руко­водством Народного артиста РСФСР, наг­ражденного «Золотым клоуном» на меж­дународном конкурсе в Монте-Карло, T. Нугзаровым. Большая работа предстоит народному артисту УССР В. Шевченко c аттракционом «Смешанная группа хищ­ников на лошадях».

План предусматривает также выпyск иллюзионного и технического аттракцио­нов, грyппы экзотических животных, ав­тоэквилибристов с медведями...

Цирк — искусство молодых. Намечено создание нового молодежного циркового коллектива на базе Киевского цирка. Наиболее одaренным, хорошо себя за­рекомендовавшим молодым режиссером и артистам доверено создание ряда произведений. В их числе — режиссеpы Ю. Туркин, A. Городецкий, П. Дубинский, артисты В. Шемшур, Ю. Александров...

КОРР. Итак, план создания новых произведений циркового искусства на пя­тилетку составлен. A как поступить ар­тисту, если в этот период y него появится интересная мысль и он захо­чет воплотить ее в жизнь?  Ждать следующую, ХIII пятилетку?

В. C. Творческий план не догма, a руководство к действию. Просмотрите его внимательно — конкретно названы в нем лишь крyпные произведения: прогpaммы, спектакли, аттракционы. Идея их вызревала не один год, теперь они будут реализованы. Что касается номеров, то в каждом году пятилетки предусмот­рено создание определенного их коли­чества по жанрам, пока без указания исполнителей. Исключение составляет лишь текущий 1986 год: здесь уже план детализирован, определены названия Но­меров, исполнители, суммы, отпущенные на ту или иную постановку. Так что перспективный план гибок, и талантливый артист вправе рассчитывать на созда­ние в ХII пятилетке новой рaботы, было бы желание, умение и интересный замысел...

КОРР. На страницах плана часто встречаются знакомые фамилии. Причем некоторые стали известны широкой публике недавно. Стоит ли тратить средства на создание нового номера, когда еще и «старый», которому всего-то несколько лет, находится на взлете и пользуется успехом? Еслиговорить конкретно, то меня удивили имена Крачинова, Шмарловского, Голышевых...

В. C. Это сложный вопрос. C од­ной стороны, стремление артистов к твор­ческому росту — a только так мы и расцениваем их  заявки на новые номера — похвально, и тормозить их порыв было бы неверным. Но... K сожалению, существует и вездесущее «но». Мы действительно должны учитывать возможности аморти­зации номеров, наши творческие и мате­риальные резервы. Что же касается конк­ретно названных исполнителей, то скажу следующее: каскадеры на брусьях пoд руководством В. Голышева не собира­ются предавать свой первый номер забвению, он останется в их творческом багаже. Дополнительно артисты готовят совершенно новый номер «Гимнасты на конь-махе» под руководством заслужен­ного деятеля искусств РСФСР В. Л. Пли­нера. Сейчас еще сложно сказать, бу­дут ли артисты выступать c двумя Но­мерами. Обнадёживает другое: цирк мо­жет обогатить« еще одним интересным произведением.

Евгений Шмарловский находится в по­стоянном творческом поиске. Он приду­мал новые комические трюки, хочет ввели в выступление Других мелких животных. Как же на поддержать испол­нителя такого интересного и редкого номера, с усовершенствованием талантливой работы В. Крачинова я лично бы подождал: номер его в хорошем творческом состоянии. Но план составля­ется не мной одним. Комиссия перспектив­ного планирования посчитала возможным удовлетворить заявку артиста.

КОРР. Владислав Семенович затронул интеpeсный вопрос, на котором бы хо­телось остановиться. Складывается парадоксальная ситуация; к улучшению своих номеров чаще стремятся исполнители, чья работа и так ни y кого сомнения не вызывает. НО ведь в конвейере мно­го и средних, как принято говорить, номеров, и вот их исполнители, до­вольствуясь «синицей в руках», не помыш­ляют o «журавле в небе».

Когда же они, собравшись c духом, ныряют в бурныe волны переоформления, на их творческие заявки смотрят скептически: мол, старый номер еле тянул, a уж за новый хочет браться!

Но вернемся к плану. B нем пре­дусмотрено несколько номеров c мед­ведями. Вспоминаются слова известного артиста, сказанные на одном из совещаний. Смысл их таков: косолапых на нашем манеже столько, что очередного выпускать туда следует лишь в том случае, если он выйдет и продекламирует:

«Я из лесу вы шел, был сильный мороз...»

Иными словами, сделает нечто из ряда вон выходящее. Возникает естественный вопрос: есть ли смысл в таком случае увеличивать количество «медвежьих» номеров?

В. C. Да, медведей y нас много, но... их нет! И это не каламбур, a горькая реальность. Известно, что у нас в   стране и за рубежом очень попу­лярны номера c медведями. A кто на самом деле является лидером в этом виде дрессуры, таких — единицы. A что же ocтальныe,у одних дрессура сла­бая, y других проходит смена поголовья, y третьих художественный уровень но­мера низок. Потому и появляется в плане номер c дрессированными медведями. Объясню почему. В недалеком будущем на работу c дрессированными живот­ными собираются переходить достаточно молодые артисты, отлично зарекомендовавшие себя в других жанрах и прошедшие стажировку по дрессировке животных y опытныx мастеров. Их отличает высокое трудолюбие, фaнтазия, умение собраться в работе и выложиться до конца.  

КОРР. B XII пятилетке предусмотрено создание Азербайджанского и Молдавско­го цирковых коллективов...

В. C. Да, такое решение принято. Азербайджанский национальный коллек­тив уже имеет свою историю — он был создан еще в 1945 году. Шли годы, менялись исполнители, и вот теперь он формируется заново. Выпускаться он будет с тематическим спектаклем «Вчера, сегодня и всегда». Аналогичная ситуация и в Молдaвском коллективе, готовится спектакль под условным названием «Каса маре, или Добро пожаловать, друзья!». Планируется подготовка новой програм­мы в обновленном Узбекском цирковом коллективе... Подобные коллективы обя­зательно должны иметь лидера, личность с  большой буквы, человека, умеющего создать творческую обстановку, умеюще­го Объединить людей. Но порой художественный руководитель, говоря язы­ком социологии, является формальным лидером. Думаю, разницу между формальным и нефoрмальным лидером объяснять не стоит. Такой человек, даже если он хороший артист, не станет стержнем коллектива, не соберет вокруг себя энтузиастов. Есть и иные причины, тормозящие развитие национальных цир­ковых формирований. Но, думаю. журналу стоит поговорить об этом отдельно — слишком обширна и серьезна тема.

КОРР. B начале шестидесятых годов был сформирован национальный коллек­тив, память о котором жива и по­ ныне. Речь идет o представителях цирко­вого искусства Армении. Енгибаров, Ар­зуманян, Асатурян — известные на цир­ковом небосклоне фамилии. Тогда еще в широком обиходе не использовалось по­нятие «лидер», но суть не в форму­лировках. Названные артисты своим вы­дающимся мастерством и личными ка­чествами цементировали программу, по­стоянно поддерживали в ней высокий творческий тонус. Здоровая атмосфера, постоянный творческий поиск сделали со­общество армянских артистов эталоном подобных формирований. Их c удовольст­вием, несмотря на многочисленность труппы, принимали директора всех цир­ков, за рубеж они выезжали почти в полном составе.

Что же происходит сейчас? Давайте посмотрим правде в глаза: не рвутся артисты союзных республик в свои на­циональные коллективы. Причины ясны: там и ставку повыше получить трудней и в столичные города не часто попа­дают — словом, нет интересных гастроль­ных поездок. И получается такая карти­на: те, кому республика доверяет по­четное право представлять свое нацио­нальное искусство в семье братских на­родов, от этого права отказываются.

Но в конце концов программа на два от­деления собирается. Ставится тематический спектакль или дивертисментная про­грамма — и труппа отправляется на гаст­роли. Вот тут и начинаются сбои: то одного что-то не устраивает, то другого. Погасить конфликт, узнать и устранить причину недовольства может только авторитетный человек. Такой, например, как B. Шевченко в национальном Украинском коллективе, гастроли которого про­шли c большим успехом в прошлом году в Париже. Или T. Нугзаров, сумевший сплотить вокруг себя крепкую группу единомышленников.

Сегодня приказами ничего не добьешься. Артистов нужно заинтересовать и творчески и материально, тогда  возродится былая слава и популярность национальных цирковых коллективов.

План на пятилетку обстоятелен и об­ширен. Но все же некоторые его пунк­ты вызывают недоуменные вопросы. Не­сколько лет готовит свой, аттракцион H. Милаева, и вновь работа эта стоит в плане.

Совсем непонятно обстоит дело cил­ с иллюзионным аттракционом Ю. Кукеса. Он уже демонстрировался на манеже, приглашался даже на такую ответствен­ную площадку, как Московский цирк. И вновь этот иллюзионный аттракцион можно увидеть в плане, в разделе «Совершенствование».

Как будет реализован «Творческий план выпуска новых произведений цир­кового искусства на ХII пятилетку» — покажет будущее. A пока остается по­желать, чтобы все планируемые произведения циркового искусства появились на манеже в намеченный срок. И глав­ное — чтобы их отличал высокий художественный уровень и оригинальность.
 

Беседу вел A. РУСАКОВ

Журнал Советская эстрада и цирк. Февраль 1986 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100