Рецензирует зритель
ПРИЕЗЖАЙТЕ К НАМ В КИРГИЗСТАН
Когда вы подлетаете к нашему городу на самолете, вам кажется, что пилот готовится к посадке на лесной массив. Это ощущение буйного засилья зелени не покидает вас и после приземления и въезда в город — многорядные бульвары, зеленые тоннели над тротуарами улиц, задумчивая тенистость знаменитой Карагачевой рощи... А архитектура! Город весь в стройке и с каждым днем становится все красивее: часами любуется приезжий монументальным зданием Академического театра оперы и балета, великолепным ансамблем новых корпусов республиканской Академии наук, гигантской моделью атома на развилке улицы имени XXII парт-съезда... Фрунзе — звезда солнечного Киргизстана — уютен и как-то особенно, по-восточному приветлив. И живут в нем жизнерадостные люди — рабочие, студенты, писатели, ученые... Они любят книги, спорт, живопись, театр. Они любят песни. Мои земляки хотят видеть, знать лучшее, чем богато советское искусство, в частности искусство нашей жизнерадостной боевой эстрады.
Вот почему фрунзенцы всегда с таким интересом ждут гастрольных спектаклей коллективов и отдельных исполнителей. В городе нет театра эстрады, приезжие артисты выступают на сцене филармонии. В 1963 году филармония провела концерты не только в столице, но и по всей республике. Она уже приняла пятьдесят три эстрадных коллектива. Были среди них более слабые (например, под руководством Волоха) и более сильные (украинский ансамбль при участии Вольского, Кострицы и др.) Здесь же мы хотим остановиться на тех запомнившихся нам спектаклях, которые обратили на себя особое внимание фрунзенцев. Прежде всего о Сибирском мюзик-холле. Гастроли его собрали большое число зрителей. Может быть, по той причине, что подобный жанр эстрады во Фрунзе видели впервые.
Отличительной чертой этого коллектива является то, что он еще очень молод — существует всего год, да и возраст его участников от 18 до 24 лет. Чувствуется, что артисты влюблены в свое искусство, и этой любовью заражают они зрителей. Способный молодой коллектив, разъезжая из города в город, приобретает все новых и новых поклонников. Оригинальны, свежи многие номера программы, молодостью, задором проникнут весь спектакль.
Если же говорить об отдельных номерах и исполнителях, чрезвычайно талантливой показалась нам артистка И. Батасова. Инна в прошлом — учительница средней школы; ныне — солистка мюзик-холла. Очень широк ее творческий диапазон: он простирается от жанровых песенок до музыкальных сцен, исполняемых без партнера. Она отличная танцовщица — выразительная, создающая острые образы при использовании очень скупых средств. Несколько па, две-три музыкальные или текстовые фразы (например, веселая перебранка на итальянской улочке) — и тотчас же переход к другому фрагменту. Это делает ее номера легкими, живыми и именно эстрадными в самом хорошем смысле этого слова. Хотелось бы подчеркнуть, что тот стиль, в котором работает И. Батасова, ничего общего не имеет с распространившимся, к сожалению, среди эстрадных певиц развязным пением у микрофона. Батасова артистична, выразительна, но крайне скромна и сдержанна.
Людмила Свидерская
Привлекает внимание выступление Людмилы Свидерской. Силовой номер выполняется женщиной! Такое не так-то часто можно увидеть. А увидев, не раз приходилось разочаровываться. Увлекшись показом трюков, их создатели забывали об эстетической стороне номера. В программе же сибирских гостей мы явились свидетелями работы на вертикальном канате изящной, женственной актрисы. Легкая, грациозная, она без видимого труда на высоте 17—20 метров исполняла сложные силовые трюки. Однако хочется сделать один упрек. Мы считаем, что актриса напрасно работает без лонжи. Вряд ли наших зрителей может привлекать неоправданный риск на сцене. Запомнился фрунзенцам оригинальный номер кукловодов Курчатовских «Валенки». В затемненном ящике с выходом вперед «играют» три пары ярко освещенных валенок, составляющих (причем в очень хорошем комическом ключе) треугольник — «он», «она» и «третий». «Она» в ярких, благодаря подсветке сбоку, беленьких валенках приходит на свидание немного рано и, судя по их движениям, начинает мерзнуть, нервничать. «Он» опаздывает. В это время появляется «третий». Этот «третий» представлен грязноватыми бурками. Парень настроен агрессивно и ведет себя явно не по-джентльменски. Однако появляется «он», завязывается борьба, хулиган выброшен с поля боя — и остается лишь пара влюбленных. Нужно сказать, что всю пантомиму разыгрывают только валенки, и, кроме них, зритель никого не видит. Правда, есть еще часы. Последние во время ожидания стоят, но, когда влюбленные начинают целоваться, часы приходят в бешеное движение. Номер имеет неизменный успех. Итак, сибиряки приобрели в лице зрителей нашей республики самых горячих друзей.
Артистка Сибирского мюзик-холла Тамара Лязгина
Однако не всегда встречи с гастролерами оставляют у нас ощущение праздничности, радости и тепла. Своеобразное впечатление произвело выступление известной исполнительницы жанровых песенок Ружены Сикоры. Мы отдаем должное выразительности ее пения, хорошей технике. Но нам всегда мешал некоторый налет западной манерности певицы; однако ей прощали это, как прощают любимому гостю. Но высокомерия, очевидно, спускать не следует никому. Нам довелось наблюдать сцену, которая заставляет серьезно задуматься о нравах некоторых заезжих «знаменитостей». Мы всегда считали, что артисту, репертуар которого хорошо известен, приносит удовольствие предоставить публике выбор бисовых номеров. Однако Р. Сикора думает иначе. На концерте, о котором идет речь, она получила немало записок с просьбой исполнить наиболее любимые слушателями песни. Но она не прореагировала ни на одну из них. всем своим видом выражая пренебрежение к просьбам и реакции зрителей. Ее презрение к сидящим в зале достигло апогея, когда на вопрос, адресованный из зала: «Почему не выполняются записки», — Сикора ответила: «Я исполняю не записки, а песенки». Да, зритель выразился неверно, но мне, старому театралу, впервые за полвека посещения театра довелось услышать, чтобы артист учил зрителя стилистике через рампу. Для этого нужно очень не уважать своих слушателей, и еще больше себя.
Но, к счастью, инцидент, о котором я рассказал, не часты в нашем городе. Гораздо чаще на сцену филармонии выходят актеры, любящие свое искусство и зрителя, которому они с большой радостью отдают свой талант. За это фрунзенцы платят им горячей признательностью.
Профессор Г. ФРЕНКЕЛЬ, член-корреспондент Академии наук Киргизской ССР
Журнал Советский цирк. Апрель 1964 г.
оставить комментарий