В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Наша газета. Декабрь 1959 год

 

ЗА УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

Велики успехи советского цир­ка. Большое значение для его роста сыграло улучшение ма­териально-бытового положения и условий труда работников цирка. Государство и профсою­зы следят за соблюдением тех­ники безопасности, санитарии и гигиены в цирках. За последние годы цирками освоены значи­тельные ассигнования на улучшение охраны труда, регуляр­но проводится обучение и инст­руктаж режиссеров-инспекторов манежа, артистов и обслу­живающего персонала по тех­нике безопасности. Благодаря этому в цирках значительно снизилось количество травм и несчастных случаев.

Улучшению условий труда в цирках много способствовал также проведенный в прошлом году Всесоюзным объедине­нием государственных цирков и его профсоюзным комите­том общественный смотр со­стояния охраны труда и техни­ки безопасности.

ЦК профсоюзов в своем ре­шении от 25 ноября 1958 года подвел итоги этого смотра и потребовал от Всесоюзного объединения государственных цирков и профсоюзный органи­заций устранения имеющихся недостатков. Многие из этих недостатков в 1959 году были ликвидированы. Вместе с тем общее состояние охраны труда и техники безопасности в ряде цирков продолжает оставаться неудовлетворительным. Еще слабо и медленно ведутся ра­боты по реконструкции зданий цирков. Во многих цирках нет приточно-вытяжной вентиляции. В Запорожском, Казанском, Куйбышевском, Одесском, Сочинском, Таллинском цирках отсутствуют предохранительные сетки и лонжи. Бывают случаи, когда в цирки приезжают ар­тисты без технических паспор­тов на аппаратуру. Так, например, в Запорожский цирк при­был заслуженный артист рес­публики Рубан без технического паспорта на электроле­бедку.

Планирование маршрутов ра­боты передвижных цирков иной раз ведется в Союзгосцирке без достаточного учета климатических условий, в которых в которых будут проходить гастроли. Поэтому артисты вынуждены иногда выступать при низкой температуре.  

ЦК профсоюза обязал проф­ком и все профсоюзные орга­низации цирка требовать от хозяйственных руководителей цирков устранения нарушений правил и норм техники без­опасности, обеспечения надле­жащего санитарного состояния производственных и бытовых помещений цирка, полного использования ассигнований на охрану труда и технику без­опасности, недопущения нару­шений закона о режиме рабо­чего времени и отдыха. Лиц, виновных в нарушении правил охраны труда, привлекать к строгой ответственности.

К сожалению, не все проф­союзные организации цирков выполняют эти указания ЦК профсоюза. Они еще слабо используют свои большие пра­ва, которые им предоставлены решением декабрьского Пле­нума ЦК КПСС и указом Прези­диума Верховного Совета СССР. Надо решительнее и смелее ис­пользовать эти права, не забы­вая при этом оказывать повсе­дневную практическую помощь хозяйственным руководителям цирков в осуществлении по­ставленных   перед   ними   задач.

Еще около половины цирков не имеют соглашений по охра­не труда. Необходимо, чтобы на 1960 год во всех без исклю­чения цирках были заключены такие соглашения. В них сле­дует предусматривать на только мероприятия, проводимые за счет порченных цирками ассигнований, но и изыскивать внутренние возможности про­являть больше собственной инициативы для улучшения условий труда и быта работни­ков. Соглашения по охране труда необходимо широко об­суждать на собраниях коллек­тивов цирков, учитывать пред­ложения работников и, глав­ное, требовать безусловного их выполнения.

Профсоюзному и местным ко­митетам цирков необходимо улучшить работу комиссии по охране труда и общественно-технических инспекторов, добиваться выполнения предло­жений общественных инспекто­ров по улучшению условий труда  и  следить   за   тем, чтобы не повторялись наблюдавшиеся в прошлом году случаи, когда некоторые цирки работали без выходных дней, а воздушные гимнасты участвовали более чем в двух представлениях в день.

В соответствии с решением II съезда профсоюза работни­ков культуры каждому цирку совместно с Союзгосцирком и профсоюзными организациями следует в кратчайший срок разработать конкретный план улучшения условий работы и быта артистов, на ближайшие два-три  года.

Артисты и друпиа работники цирков работают в особых, спе­цифических условиях. Они вы­нуждены всю жизнь вместе со своими семьями кочевать с места на место. Только в четырех-пяти цирках имеются свои общежития. Как правило, ар­тисты размещаются по частным квартирам и реже в местных гостиницах. Должной заботы о них не проявляют ни местные исполкомы Советов депутатов трудящихся, ни руководители цирков, ни профсоюзные орга­низации культуры.

Общими усилиями Всесоюзно­го объединения государствен­ных цирков и местных совет­ских органов при помощи Со­ветов профсоюзов следует расширить сеть общежитий, а так­же решительнее добиваться выделения квартир для артис­тов цирка в крупных породах, где большую часть времени го­да приходится находиться мас­терам   арены   и   их  семьям.

Необходимо также ускорить строительство дома для пре­старелых артистов в Одессе и подумать об организации при каждом цирке комнаты, где бы можно было наладить рабо­ту    с   детьми    артистов    цирка.

Профсоюзные организации должны также решить вопрос о простоях. Во всех ли случаях надо давать право местным ру­ководителям цирков отменять демонстрацию тех или иных номеров приезжающих артис­тов?

Все эти мероприятия по улуч­шению условий труда работни­ков арены надлежит претво­рить в жизнь в ближайшее вре­мя в интересах дальнейшего развития советского циркового искусства. Этим, помимо руко­водителей  цирков,  должны  заняться профсоюзные организации цирков, республиканские, краевые и областные комитеты профсоюза работников культуры.

И. Фирсов

КОГДА ГРАФИК НАРУШЕН

В течение летнего сезона в кабинете дирек­тора Таллинского цирка можно было увидеть диаграмму, напоминающую температурную кривую тяжелобольного. Резкие взлеты жир­ной красной линии время от времени чере­довались с глубокими провалами. Но это, конечно, не была температурная кривая. Красная линия на диаграмме день за днем отражала финансовую деятельность цир­ка — план выполнения сборов. И то, что кассовую выручку так «лихорадило», не могло не тревожить.

В чем же дело, почему Таллинский цирк по­рой не мог вместить всех желающих побы­вать в нем, а порой неприятно пустовал? Ра­зумеется, много зависит от художественной ценности программы — интересные, яркие аттракционы зритель посещает охотно и. на­оборот, скучные, однообразные представле­ния справедливо бойкотирует.

Но в отношении Таллинского цирка подоб­ная оценка была бы несправедливой. Все его четыре летние программы в равной степени могли претендовать на успех (художествен­ный и финансовый). Однако, как видим, так не случилось. И это отнюдь не было простой случайностью, «капризом» таллинских зри­телей.

Неравномерная посещаемость цирка объяс­няется прежде всего нераспорядительностью администрации, игнорированием ею элемен­тарного правила составления цирковых про­грамм — не включать в идущие одна за од­ной программы однотипные номера и аттрак­ционы.

Сезон в Таллине открылся выступлениями М. Назаровой. Они были хорошо встречены зрителями. Когда же гастроли М. Назаровой закончились, на смену ей — вопреки логике и заранее запланированному графику — вновь в качестве главного аттракциона при­ехала дрессировщица И. Бугримова. По су­ти дела, это была самая настоящая «демьяно­ва уха». Как ни хорош был номер М. Наза­ровой, таллинцам, несомненно, уже следовало «подать другое блюдо», а им вновь предложи­ли дрессуру, ту же клетку на манеже.

И. Бугримова была сразу поставлена в тя­желые условия. К этому следует добавить, что появилась она в городе совершенно вне­запно, можно сказать, инкогнито. Внезапно не только для таллинцев, но даже для дирекции цирка, которая не только не смогла выпу­стить заблаговременно афиши, но даже не успела поставить у входа хотя бы один щит.

Выступления И. Бугримавой в Таллине нача­лись, по сути дела, в обстановке полной за­секреченности. И прошло немало дней, пока артистке удалось завоевать признание зрителей. Но если с точки зрения художественной гастроли И. Бугримовой завершились благо­получно, то ущерб финансовый уже, естест­венно, был невозместим.

Вот почему график посещаемости таллинско­го цирка за минувший летний сезон напоми­нает температурную кривую тяжелобольного. Эта печальная история должна послужить поучительным уроком для работников отдела формирования программ Союзгосцирка. На­до объявить решительную войну непродуман­ным, случайным пересмотрам программ, ко­торые дорого обходятся государству и снижа­ют художественную ценность цирковых представлений.

А. Басманов

 

ЗИМНИЙ СЕЗОН В ЦИРКАХ

 

Зимний сезон в разгаре. В отделе формирования Союз­госцирка   нам   рассказали:

— На Всесоюзном совещании директоров и творческих ра­ботников цирка в апреле с. г. немало справедливых замеча­ний было высказано и по адре­су отдела формирования. Ра­зумеется, мы их учли и к зим­нему сезону подготовились бо­лее тщательно.

В настоящее время функцио­нирует 19 стационарных цир­ков. Сеть зимних цирков в этом году несколько уменьшилась: на реконструкцию встал Ере­ванский цирк. Из-за рекон­струкции с опозданием открыл­ся  Саратовский цирк.

Программами все цирки обес­печены полностью. В зимних цирках в текущем сезоне вы­ступают артисты самых разно­образных жанров. Помимо со­ветских мастеров арены в программах принимали участие прибывшие к нам на гастроли артисты Румынского, Болгар­ского, Венгерского, Чехословацкого и Немецкого (ГДР) цирков. Они выступали в Сочи, Тбилиси, Баку, Ростове-на-Дону и Одессе. Чтобы получить представление о полноте и жанровом многообразии цирковых спектаклей, назовем участников первых программ нескольких зим­них цирков.

В программе Бакинского цир­ка были заняты советские арти­сты Сосины, Чжен Хай-тин, Сиу Ли и артисты Чехословацкого цирка.

В Ростовском цирке выступали артисты Коневы, заслуженный артист РСФСР Александров, заслуженный артист РСФСР Берман, артисты Баландины, Шубины и другие; В Мин­ском цирке — народный артист РСФСР Туганов, Половневы, Со­кол, Гусевы, Минасовы, ковер­ный Середа; в Ташкентском цирке гастролировал украин­ский коллектив под руководст­вом заслуженного артиста РСФСР Маяцкого, а также ил­люзионный аттракцион артиста Шага.

Артист Фурманов со своим новым аттракционом выступал в Харькове, там же в програм­ме были заняты заслуженные артисты РСФСР Чернега и Разумов, заслуженный артист РСФСР и заслуженный деятель искусств Севе ро Осетимской АССР      Алибек      Кантемиров, Ольховикова, Митрохины, коверные, заслуженные артисты Удмурдской РССР Орлов и Тряпицын. В программе Рижского цирка принимали участие артисты Борисов, Штейн, Аболонские, Николаевы, Маренковы, Наровские, Котов.

В Казани выступали заслужен­ные артисты РСФСР сестры Кох, Папазовы, Гуменюк, Бакуновские, Лапиадо, Умар Генчаренко, Ведерников и Шнейдер. В Одесском цирке — заслужен­ный артист РСФСР Морус с партнерами, Рубанов, Волхова, Филатовы, Архипцевы, Падери­ны, Зинченко, Адаскин, Петлицкие,   Штанге,   братья   Ширман.

В Тбилиси гастролировали вен­герские артисты Гервик, Янош Гольфи и артисты цирка ГДР: Кервей, Альбатрос и Файнкорн. В программе также приняли участие артисты Хурсанов, Польди и коверный Бирюков.

Все программы хорошо оце­ниваются  зрителями.

Но это обстоятельство, раз­умеется, не освобождает нас от дальнейшего совершенство­вания всей нашей работы. Всем нам памятно выступление товарища Хрущева на XXI съезде КПСС, в котором он поставил перед деятелями советской культуры задачу все более полно удовлетворить растущие духовные   потребности   народа. Для выполнения этой задачи нам необходимо всесторонне улучшить работу по формированию программ, организации и показу представлений. На это и впредь будут направлены все наши усилия.


НАРОДНЫЙ ЦИРК НА АВТОЗАВОДЕ

В нашей стране искусство стало всеобщим достоянием трудящихся, духовной по­требностью каждого совет­ского человека, неотъемле­мой частью его быта. Сейчас трудно найти город или село, завод или колхоз, где бы не существовало коллективов художественной самодеятель­ности.

Наряду с любителями теат­ра, пения и живописи среди трудящихся имеется много поклонников циркового ис­кусства. Особенно много лю­бителей циркового искусства оказалось на Московском ав­тозаводе   имени  Лихачева.

Среди молодых рабочих и работниц есть юноши и де­вушки, которые увлекаются акробатикой, борьбой, жонг­лированием, иллюзионным жанром.

До настоящего времени за­водские любители цирка зани­мались в одиночку, не имели творческой   помощи.

Московский государствен­ный цирк решил взять шеф­ство  над участниками   заводской самодеятельности и соз­дать при Дворце культуры ав­тозавода   народный  цирк.

Его организация позволит выявить новые таланты, ко­торые в дальнейшем могут пополнять ряды артистов со­ветского  цирка.

По окончании отбора участ­ников циркового коллектива, в который приняли пятьдесят юношей и девушек, начались занятия.

В программу занятий вой­дут постоянная физическая тренировка, знакомство с про­стейшими элементами раз­личных цирковых жанров, изучение истории цирка, ознакомление с искусством ведущих мастеров старого и советского цирка, овладение элементами актерского мас­терства.

Режиссеры и артисты цирка готовы охотно передать все свои знания и опыт молодым автозаводцам — любителям цирка.

Л.  Асанов,

директор   Московского ордена  Ленина  цирка


Цирк приехал в Канск

Артисты цирка в Канске (Крас­ноярский край) были всегда же­ланные, но редкие гости. Обыч­но это были артисты бригад «Цирк на сцене». Рамки клуб­ной сцены очень суживали эти выступления, которые не могли полностью удовлетворить за­просы зрителей крупного про­мышленного центра Сибири. В прошлом году Красноярский цирк (директор т. Винокуров) приехал в Канск и дал большое цирковое представление на го­родском стадионе. В программе были заняты артисты Грузин­ского цирка — участники Дека­ды грузинского искусства и ли­тературы в Москве в 1958 году, конная группа под руковод­ством заслуженного деятеля искусств А. Колганова, дресси­ровщик белых медведей С. Синицкий  и другие  артисты.

Выступления артистов прошли с большим успехом. В один день было дано три представле­ния. Все-таки многие любители цирка в Канске не смогли посмо­треть программу. Поэтому жи­тели Канска были рады, когда летом этого года в город при­ехал коллектив четвертой (но­восибирской) группы «Цирк на сцене»   (директор   Г.   Васильковский, художественный руководитель С. Розенталь). Быстро было разбито шапито на 550 мест с восьмиметровым мане­жем и на несколько дней впе­ред распроданы билеты.

Празднично прошло первое представление. В его параде участвовали, помимо артистов, местные спортсмены. Програм­ма была довольно разнообраз­ной. В ней выступали артистка Ван Шу-шань (китайские народные игры), тяжелоатлет И. Пахомов, дрессировщица собачек К. Полубарова, иллюзионист С. Розенталь, музыкальные эксцентрики Н. и А. Стампинские, клоун Илья Полубаров, акробаты-вольтижеры Л. Узюм и   В.  Белый.

Цирк работал в Канске боль­ше месяца. На его представле­ния приезжали в Канск жители соседних городов. Финансовый план цирка значительно перевыполнен.

Успех выступления артистов цирка в Канске в 1958 — 1959 го­дах, думается, является надеж­ным залогом того, что в 1960 го­ду гастроли цирка будут возоб­новлены.

 

А. Будянский

г. Канск

Артисты цирка на Минском тракторном заводе

 

Многолюдно было в обеденный перерыв у рабочих моторного цеха Минского тракторно­го завода. Сюда приехало более пятидесяти артистов цирка для творческой встречи с бригадами и ударниками коммунистического труда.

Завязываются интересные беседы между артистами и рабочими цеха. Гудок возвещает о начале творческой встречи. Стихают стан­ки и моторы. Водворяется тишина.

В «зрительном зале» рабочие размести­лись, кто на станках, кто на фермах кон­вейера.

После увертюры оркестра под управлени­ем Б. Райского на подмостках импровизиро­ванной    эстрады    появляется    главный    режиссер цирка В. Потехин. Он в кратком всту­пительном слове рассказывает собравшимся о творческом пути советского цирка за 40 лет и в заключение поздравляет от имени арти­стов рабочих, которым лишь только несколь­ко дней назад присуждены звания бригад и ударников коммунистического труда.

О своих творческих поисках с показом не­которых экспериментов из аттракциона «Чу­деса без чудес» выступали артисты Розалия и Анатолий Сокол.

Дружными аплодисментами были встрече­ны и выступления всех других артистов, уча­стников программы: Э. Середы, Е. Страш­ной, Володина и Быстрова, В. Морозовского, С. Романенко, Язева и Куликова.

 

Я. Острин

В ГОСТЯХ У ЧЛЕНОВ  БРИГАДЫ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА

Сцена еще закрыта. Где-то за бархатным занавесом слышит­ся музыка. Но вот появляется ведущий.
— Членам бригады коммуни­стического труда — наш при­вет.
Зал аплодирует. Работницы ждут, чем их обрадуют артис­ты сибирской группы «Цирк на сцене».
Этот коллектив побывал у хлеборобов Алтая, выступал перед трудящимися Восточно-Казахстанской области. Теперь он прибыл на гастроли в Семипалатинск.
И вот артисты коллектива встречаются на чулочно-пря­дильном комбинате с участни­ками бригады Коммунистичес­кого труда, которой руководит Мурат Маркабаев.
На сцене клоун В. Савельев. Он  остро критикует нарушителей общественного порядка — пьяниц и  хулиганов.
В зале то и дело раздается смех.
Тепло встретили рабочие и ра­ботницы выступления артистки Н. Брусовой, иллюзиониста С. Розенталя, сатирика Т. Соро­киной, жонглера Н. Писарева, эквилибриста П. Аначука и исполнительницы китайских игр Н.  Андреюк.
Представление окончено. Се­рафима Еремеева от имени своих товарищей, участников бригады коммунистического труда поблагодарила артистов за хороший концерт и пригла­сила их в цех. Здесь работни­цы рассказали гостям, как они трудятся в первом году семи­летки, познакомили их с плана­ми на будущее.

 

Ф.   Каморников

Необходимая вещь

В большинстве наших стацио­нарных цирков дорожки в ко­нюшнях и выход на манеж по­крыты асфальтом. Это отрица­тельно влияет на работу арти­стов многих жанров. Одетые в тонкую обувь, они не могут де­лать на холодном асфальте раз­минку перед выходом на манеж. Но больше всех эти дорожки приносят неприятностей нам — конникам. На асфальте невоз­можно остановить возвращаю­щуюся с арены карьером ло­шадь. Очень трудно также вы­бегать на манеж рядом двум лошадям, так как их ноги сколь­зят на асфальтовой дорожке в разные стороны. Из-за этого со мной в Бакинском цирке чуть не произошел несчастный случай.

До начала работы в цирке я предложил администрации раз­ложить в форганге на асфаль­товую дорожку какой-нибудь старый ковер. Но ковра не ока­залось. На третий день гастро­лей, когда я собирался в фина­ле номера выехать в манеж, стоя на спинах двух скакав­ших рядом лошадей, произошло падение поскользнувшейся на асфальте лошади. Этого мож­но было избежать, если бы по всей конюшне лежал веревоч­ный  плетеный  мат.

 

Г. Лапиадо

ПРОЩАНИЕ АРТИСТКИ С МАНЕЖЕМ

Среди многих жанров, пред­ставленных в цирковых про­граммах, воздушный полет едва ли не самый романтический. Когда артист-вольтижер, оттолкнувшись от трапеции, делает в воздухе сложные эволюции, с особенной убедительностью раскрывается красота хорошо на­тренированного тела, благород­ство пропорций человеческой фигуры. Вот почему и знатоки и любители циркового искус­ства относят воздушный полет к классическому цирковому жанру.

Советский цирк знает не мало выдающихся мастеров полета мужчин. Но лишь немногим вольтижерам женщинам удава­лось здесь добиваться подлинных успехов. Назовем среди них С. Бадину и М. Душухину.

Мария Семеновна Душухина (Рябинина-Юссемс) родилась в. семье известного профессио­нального велосипедного гонщи­ка С. И. Душухина, одного из тех, кто еще до революции уча­ствовал в гонках Москва — Петербург. Она и сама увлекалась велоспортом, участвовала в со­ревнованиях и занимала почет­ные места: в 1927 году на пер­венстве РСФСР Душухина заняла второе место, а в 1929 го­ду она стала чемпионкой Мо­сквы  в гонках на велотреке.

С 1930 года вместе с отцом Ду­шухина стала выступать на цирковой арене в номере — езда на велосипедах в корзине-треке. Иногда эту корзину подтягивали к куполу.

В 1935 году Душухина пере­шла в номер воздушного поле­та, руководимый ее мужем — Ю. С. Рябининым, и добилась выдающихся успехов. Ей приходилось летать с такими масте­рами мирового класса, как Ф. Конев, Е. Морус, И. Бреда, И. Тарвид и другие, и она всег­да была их достойной партнершей. Из трюков, исполняемых Душухиной, можно отметить сальто-мортале с трапеции в ру­ки к ловитору, полтора сальто-мортале с приходом в руки ловитора ногами, двойное сальто-мортале с трапеции в сетку. В 1943 году Душухина в Берез­никах в цирке исполняла ре­кордный для женщины трюк — двойное сальто-мортале с тра­пеции в руки к ловитору. Ее исполнительскому мастерству всегда была присуща высокая культура и пластическая выра­зительность.

После двадцати девяти лет ра­боты в цирке М. С. Душухина покинула манеж. 12 октября 1959 года товарищи по арене и публика тепло проводили в Киевском цирке Марию Семе­новну на пенсию.

Пожелаем и мы талантливой и много  сделавшей   для   развития советского   цирка   артистке   хо­рошего и заслуженного отдыха.

 

Ю. Д.

Журнал Советский цирк декабрь  1959 год

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100