В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Спектакль на стадионе. Заметки режиссера  

 

Возможность показать в дни фестиваля большое цирковое представление на стадионе «Динамо» увлекла всех нас.

Представление в таком масштабе проводилось впер­вые, и все творческие коллективы готовились к нему с чувством большой ответственности.

Уже во время выступлений стало ясно, что спек­такль на стадионе имеет успех. Зрители с большой теп­лотой приняли новую форму циркового зрелища. В те­чение нескольких часов на оживленных трибунах и на гигантской арене стадиона царила праздничная атмос­фера молодости, дружбы и человеческой солидарности.

В состав участников помимо артистов советского цирка входили представители Болгарского и Венгер­ского цирков, цирка Германской Демократической Рес­публики, Китайского, Монгольского, Польского, Румынского и Чехословацкого цирков. Предстояло объе­динить артистические силы, различные по националь­ному колориту, характеру исполнения и цирковым жанрам.

Мы решили провести шествие цирка по улицам, ко­торое воспринималось бы не только как самостоятель­ное зрелище, но и служило как бы прологом к выступ­лению на стадионе. Улицы, площади и стадион — грандиозное пространство, на котором предстояло развер­нуть выступление.

Составляя режиссерский план, мы полагали, что шествие будет непрерывным, и артисты смогут пока­зать свои номера во время движения. Но возникли вы­нужденные остановки, совершенно закономерные. По своей инициативе ими воспользовались все участники кавалькады, чтобы показать те трюки, которые нельзя выполнять при движении колонны.

В будущем, разрабатывая большие цирковые празд­ники, следует учесть необходимость остановок колон­ны, специально подготовив небольшие программы вы­ступлений на остановках.

Колонна кавалькады состояла из 55 автомашин (22 машины зарубежных цирков и 33 советского), групп велосипедистов, мотоциклистов и роликобежцев. Ма­шины были декорированы художником М. А. Арутчяном.

Всего в кавалькаде и в спектакле на стадионе было занято 220 иностранных артистов цирка, 280 артистов советского цирка, 160 учащихся школ Трудовых резер­вов, 100 спортсменов и 30 учащихся циркового училища.

При разработке плана представления на «Динамо» Мы остановились на варианте пяти манежей: одного в центре поля и четырех, размещенных по углам.

Артистки Ван Гуй-ин и  Ван Шу-ин

Артистки Ван Гуй-ин и  Ван Шу-ин

Выступают артистки Демкины

Выступают артистки Демкины

Велофигуристы Польди на гаревой дорожке

Велофигуристы Польди на гаревой дорожке

У микрофона Олег Попов

У микрофона Олег Попов

Воздушные гимнасты Полина Чернега и Степан Разумов демонстрируют свой номер на вращающемся кране

Воздушные гимнасты Полина Чернега и Степан Разумов демонстрируют свой номер на вращающемся кране

 

Такое расположение казалось нам интересным: каждый был наиболее приближен к какой-нибудь из трибун.

Пространственно-мизансценное решение спектакля не являлось единственной заботой режиссуры. Нам предстояло разрешить три сложные задачи.

Следовало сохранить жанровое единство номеров, одновременно выступающих на пяти манежах. Это, на­пример, удалось при демонстрации жонглеров, когда на пяти манежах выступали Ширай, Абдулаев, Кожуховы, Филипенко, Евграфов, Ван Гуй-ин и Ван Шу-ин, а на центральном манеже — большая группа жонгле­ров школ Трудовых резервов.

Удачным можно считать и такое сочетание: акро­баты-вольтижеры под руководством Быковского; под­кидные доски — венгерские артисты Варади; икарийские игры под руководством Плинер; чехословацкие акробаты Ферко и акробаты-вольтижеры Запашные. Но во многих случаях одновременно демонстрировались номера разных жанров, что мешало восприятию.

Наряду с проблемой жанрового единства встал во­прос о длительности исполнения номеров и об их му­зыкальном сопровождении. Нам на этот раз не удалось добиться одновременного окончания всех пяти номеров, что  совершенно  обязательно.

Музыкальное сопровождение, как нам представляет­ся, было решено верно. В каждом отдельном случае мы определяли музыкальное сопровождение по веду­щему номеру. Его музыка становилась обязательной для остальных одновременно исполняемых номеров. Естественно, что подбирались номера, схожие по жан­ру и характеру исполнения.

Наконец, в связи с нашим решением не закрывать южную трибуну, что принято на физкультурных парадах, предстояло разрешить задачу освещения стадио­на. До появления киноработников мы решали ее, ориен­тируясь на рассеянный свет и на «посадочные» про­жекторы, но с появлением кинооператоров партитура света была нарушена.

Парад-пролог к спектаклю демонстрировался на га­ревой дорожке стадиона с использованием больших групп цирковых артистов. По гаревой дорожке просле­довали объединенные группы велосипедистов, наездников, джигитов, жонглеров, акробатов, а также дрес­сированных животных. Все артисты исполняли здесь даже особо сложные трюки.

Опыт построения парада-пролога на гаревой дорож­ке кажется нам заслуживающим внимания. Движение по гаревой дорожке дает зрителю возможность увидеть каждый трюк на близком расстоянии. Большие движущиеся группы создают интересный зрительный образ.

После парада-пролога начались одновременные вы­ступления артистов на всех манежах. Программа за­вершалась показом аттракционов сестер Кох, воздуш­ных гимнастов П. Чернеги и С. Разумова, воздушного полета под руководством Ю. Рябинина, канатоходцев Ташкенбаевых, группы жонглеров Оскал-Оол. К сожа­лению, мы вынуждены были расположить аппаратуру воздушных аттракционов на гаревой дорожке в разных местах, что распыляло внимание зрителей. Между тем каждый из аттракционов в отдельности представляет самостоятельный интерес и мог бы быть показан круп­ным планом.

Программа закончилась общим шаривари на всех манежах и на поле.

Интересный опыт массового представления на стадионе, несомненно, будет продолжен. Деловое, самокритичное обсуждение его итогов должно помочь решению одной из ближайших задач советского цирка — организации массовых выступлений на стадионах.

Основным местом действия должны быть, по наше­му мнению, гаревая дорожка и максимум два манежа, размещенных в овале по центру поля. Аппаратура ат­тракционов также должна устанавливаться на поле. Каждый аттракцион лучше демонстрировать самосто­ятельно, чтобы внимание зрителей не распылялось.

Работая над постановочным планом, особое внима­ние следует уделить прологу. Пролог — это красочная и торжественная увертюра ко всему представлению. В масштабах стадиона пролог приобретает грандиозный размах. Значение его, по сравнению с прологом на обычной арене, очень возрастает. Поэтому идейная направленность пролога, его яркость и цельность во многом определяют успех всего представления.

Цирк на стадионе. Увлекательная, волнующая те­ма! В ней огромные возможности для творческих дер­заний, для поисков новых форм — показа и пропаган­ды советского циркового искусства.

 

М.  Местечкин

Журнал «Советский цирк» октябрь 1957 г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100