В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Рапорт польских друзей

 

С польскими коллегами у советских цирковых артистов прочная связь. Она завязалась в дни пятого Всемирного фестива­ля молодежи и студентов в Варшаве, где в числе гостей были и артисты советского цирка. С той поры дружба артистов поль­ского и советского цирков получила даль­нейшее развитие. Артисты обеих стран по­бывали   в  гостях  друг  у   друга.

Цирковое искусство в Польше — одно из самых любимых зрелищ. В годы вто­рой мировой войны польский цирк рас­пался и лишь после освобождения Поль­ши, в 1945  году,  начал возрождаться.

В 1950 году уже существовало семь цирков. Была организована Студия цирко­вого искусства, начала создаваться проч­ная материально-техническая база перед­вижных   цирков.

Наряду со старыми артистическими кадрами значительную роль в программах стала играть молодежь. Польские артисты успешно выступали на пятом Всемирном фе­стивале молодежи и студентов и на первом Международном фестивале циркового искус­ства   в  Варшаве.

В настоящее время в Польше работает двенадцать передвижных цирков.

В отличие от других зарубежных цир­ков, польский цирк прибыл в Москву на фестиваль со своим собственным шапито. Это летнее цирковое сооружение, разме­щенное в центре строго вычерченного квадрата, по каждой стороне которого вы­строились в шеренгу маленькие, изящно и красочно расписанные вагончики. В них располагались разного рода служ­бы, размещались артисты и обслуживаю­щий   персонал.

Польские артисты выступали в Цент­ральном парке культуры и отдыха име­ни Горького. Их программа постоянно привлекала многочисленных посетителей. Артисты начали представление прологом, посвященным фестивалю.

Первый номер — Акробатическая фантазия — в исполнении Ядвиги Невенгловской и двух ее партнеров учащихся цирковой студии Рудольфа Чалдерна и Люциана Бжозовского порадовал зрите­ля. Изящная и легкая работа артистов послужила своего рода вступлением к программе.

В своеобразной пародийной сценке Обезьяна Кинг-Конг  выступил молодой способный гимнаст Мариан Зинович. Сле­дует сказать, что темп, смелость и исклю­чительное владение балансом по-настоя­щему увлекли зрителей. Несмотря на профессионализм и техничность высокого класса, приходится с сожалением отме­тить налет некоторой безвкусицы (обы­грывание пудреницы и различных пред­метов женского обихода), что безусловно снизило художественный  уровень  номера.

Роликобежцы Галина Пласкоец и Здислав Хершман уже не впервые в Москве. Мастерство их не утратило своей свежести и технически безукоризненной точности.

Следует выделить молодую выпускни­цу польской цирковой студии Галину Вжесинскую в танцевальном номере-скетче Кукла, который она исполнила с парт­нером Тадеушем Халупничак. Пластич­ность, изящество, благодарная сцениче­ская внешность, оригинальность исполне­ния сочетались у нее с техническим ма­стерством. В других номерах программы артистка также показала незаурядные способности. Все это выдвигает Галину Вжесинскую на одно из первых мест в труппе.

Ансамбль велосипедистов под руковод­ством старейшего артиста Станислава Крулика показал высокопрофессиональ­ную езду на велосипедах. Особо интерес­ны по построению пирамиды. Артистиче­ская разносторонность исполнителей ан­самбля еще раз проявилась в номере Ба­скетбол на велосипедах исполненном те­ми же артистами во втором отделении программы. Это крепко спаянный ан­самбль, показавший слаженные, не ша­блонные по композиции номера.

Шесть арабских лошадей, выведенных дрессировщиком Ричардом Вышиньским, отличаются природной красотой. Построе­ние номера традиционное, но все эволю­ции и перестроения выполняются четко, безотказно.

Номер Акробаты на лошадях под ру­ководством Юзефа Пеха по существу со­стоит из ряда конных номеров разного плана. Тут и прекрасный комик на ло­шади Бронислав Кохманский, показавший себя хорошим наездником, тут и па-де-де, и групповая работа жокеев в составе че­тырех человек, и, наконец, элементы жон­глирования на лошадях. Взятые сами по себе  в   отдельности,  все  эти   номера,   несомненно, имеют достоинства. По со­единении их воедино не позволяет каждо­му прозвучать самостоятельно. Возникает досадная громоздкость. Покапанные само­стоятельно номера выиграли бы. Кроме того, метраж всего выступления настоль­ко велик, что утомляет зрителя и лишает его возможности по достоинству оценить каждого артиста. Вместе с тем следует от­метить высокое профессиональное мастер­ство,   четко   исполненные   трюки.

Группа дрессированных медведей под руководством Генриха Бавольского пока­зала забавные номера, но хочется поже­лать артисту большей оригинальности в трюках,   исполняемых   животными.

Танцевально-эксцентрический номер Неудачный концерт в исполнении арти­стов Г. Вжесинской, Р. Чалдерна, Т. Ха­лупничак и Л. Бжозовского внес приятное оживление в программу. Здесь также не­обходимо отдать должное артистке Г. Вжесинской, пленившей зрителей в но­мере Кукла. Артистка выделяется безу­коризненным темпом работы. Ее партнеры показали себя хорошими артистами, со­четающими акробатическо-каскадную ра­боту с ритмико-танцевальными движе­ниями.

Воздушная гимнастика была представ­лена Иолантой Мацеевской и Анджеем Бэбновским. Выступление артистов на двойной трапеции отлично слаженно. За­помнился финальный трюк: артист под­держивал партнершу в вертикальном по­ложении, затем постепенно переводил ее в горизонтальное положение, застыв в ко­тором она вращалась с большой быстротой.

Артисты Кристина и Ежи Круликовские показали старый, но всегда приятный и «загадочный» жанр — иллюзию. Мане­ра  их  подачи мягкая  и изящная.

Номер пластической гимнастики в ис­полнении Анны Пепке, Софьи Рачняк и Люси Лешинской, студенток цирковой студии, выделился своей оригинальностью. Этот пластико-акробатический номер, по­ставленный В. Невенгловским, привлекал внимание красивыми по рисунку группо­выми построениями. Особенно эффектно подан шпагат, одновременно исполнен­ный тремя участницами в положении стоя.

Дрессированные голуби и попугаи. Ка­залось бы, что с этими пернатыми невоз­можно достичь более или менее интерес­ных результатов. Но такое предположение опровергнуто артистами Реной и Казимиром Статкевич.

Акробаты Цендаюш и Дорж партерный полет под руководством Дамдинсурена

комик Сандак

Артисты монгольского цирка. Акробаты Цендаюш и Дорж, партерный полет под руководством Дамдинсурена, комик Сандак

 

Попугаи были показаны в качестве гимнастов, турнистов и автомо­билистов. Неизменный смех вызывал сер­дитый зеленый попугай, издававший прон­зительный крик после исполнения каждого трюка. Невозможно было удержаться от смеха, глядя, как это маленькое существо исполняло такие сложные трюки на тур­нике, как солнце, баноло и т. п. Его партнеры выполняли и другие замыслова­тые упражнения. Это было по-настоящему смешно. Номер дополняли голуби, слу­жившие красивым обрамлением.

Следует сказать несколько слов и об оркестре. Подчеркнуто джазовый характер музыкального сопровождения противоре­чил программе. Чувствовался разрыв ме­жду отдельными номерами и неудачно подобранным музыкальным материалом. Злоупотребляя      шумовыми      эффектами, оркестр часто отвлекал внимание зрите­лей и подчас мешал следить за происхо­дящим на манеже. Талантливому дириже­ру Евгениусу Крингеру следует пересмот­реть принцип музыкального сопровожде­ния цирковой программы, ведь цирк не терпит излишне крикливой музыки, ме­шающей восприятию.

Представление польского цирка оста­вило цельное  впечатление.

Пусть наших польских друзей не сму­щают дружеские критические замечания. Отмеченные недостатки устранимы. Надо смелее привлекать к сотрудничеству опыт­ных режиссеров, художников. Тогда поль­ский цирк сможет достичь еще больших успехов, на которые ему дает право вы­сокое профессиональное мастерство арти­стов.

А.   Волошин

Журнал «Советский цирк» октябрь 1957 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100