В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Начало цирка на Руси

 

 

Скоморохи. Браслет ХІІ векаПод цирковым куполом сосуществуют достаточно разнообраз­ные виды и роды искусств по преимуществу зрелищного порядка. Эти слагаемые различны по своей природе и включались в цирковое искусство на   разных этапах его развития.

Трудно говорить об истоках циркового искусства, так как све­дений о них очень мало. Во всяком случае, истоки искусства теат­рального и циркового едины. Цирк и театр вышли из народных иг­рищ, приурочивавшихся к празднествам охотничьим и земледель­ческим на заре общественной жизни  человечества.

Игрищами на старорусском языке назывались празднества, ме­ста сборищ, развлечения, игра на музыкальных инструментах, тан­цы, пение, спортивные упражнения, состязания в силе и ловкости, драматические сценки и многое другое.

Как показывают летописи и различные поучения духовенства, игрищами называли также народные языческие свадьбы и даже поминки. Термин «игрище» продолжал бытовать у нас еще в XIX ве­ке в области народно-драматического творчества; вплоть до нашего времени так назывались устные народные драмы.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что театр и цирк тоже именовались игрищами.

По сравнению с другими искусствами цирку повезло в том от­ношении, что «цирковое» игрище было и зарисовано и описано еще в XI—ХII веках. Здесь речь идет о фресках Киево-Софийского со­бора и о Молении Даниила Заточника.

Фрески с изображением циркового представления находятся на лестнице Софийского собора в Киеве. За последнее время в том же храме обнаружены изображения, значительно дополняющие содер­жание скоморошьих представлений. Оказывается, они были зна­чительно разнообразнее, чем об этом думали раньше, и дело не только в выведенных за пределы храмовой лестницы изображениях боев скоморохов с ряжеными зверями, звериной травле и игре на музыкальных инструментах, — дело в том, что на фресках изобра­жен целый ипподром, то есть цирковое здание, сидящие в ложах князь с княгиней, их свита и зрители, собравшиеся на конное ри­стание.

По поводу того, что именно изображено на фресках, долгие го­ды шли научные споры. Одни утверждали, что это греческое пред­ставление, другие говорили, что это зарисовка местного, киевского представления. Теперь, когда количество и качество изображенных объектов возросло, вопрос стал более ясным.

 Ипподром. Фреска Киево-Софийского собора. XI век

Ипподром. Фреска Киево-Софийского собора. XI век (публикуется впервые)

 

 Конное ристание. Фреска Киево-Софийского собора. XI век

Конное ристание. Фреска Киево-Софийского собора. XI век

 

Были ли знакомы киевлянам того времени те виды циркового искусства, которые изображены на фресках? На этот вопрос мы можем ответить совершенно точно: да, были знакомы. Оказывает­ся, известны им были и конные ристания. Так, в старинной ле­тописи мы читаем, что перед дворцом князя: «Угре (т. е. венгры) на фарех (т. е. на лошадях) и на скоках играхуть... Кияне же дивя-хутся угром множеству и кметьству (т. е. искусству) и комонем (т.  е. коням)».

Существовали ли в Киеве в XI веке ипподромы? Ни отрицать этого, ни утверждать мы пока не можем.

Совершенно ясно, что если всадников было множество, то, очевидно, они и места занимали много. Остается неясным, происхо­дило ли это ристание на поляне или на какой-то специально ого­роженной арене, с местами для князя, свиты и народа. Речь идет о 1150 годе, о княжении Изяслава Мстиславовича, когда наши меж­дународные связи были широки и когда мы могли использовать опыт ипподромов,  широко  известных,  например,  в  Византии.

Но какой национальности были актеры? На фресках изображены лица нерусские. Возможно, что это были актеры Византийского ип­подрома. Но характерно, что на восточный лад изображены и киев­ские князь с княгиней и в ложах — русский народ. Думается, художником был византиец, но изобразил он представление, быто­вавшее на  Руси.

Таким образом, можно полагать, что перед нами изображение киевского придворного ипподромного, то есть смешанного, теат­рально-циркового представления, нарисованного художником на византийский лад. Значит, можно предположить, что цирковое искус­ство на достаточно высоком  уровне было известно на Руси еще в XI веке.

Остается решить вопрос: чем был вызван интерес Киевского двора к ипподрому?

Дело в том, что русские неоднократно ходили войной на Кон­стантинополь, причем войны были победоносны. Известно также, что русские купцы вели оживленную торговлю с греками и подол­гу живали в Константинополе. Мало того, великая княгиня Ольга, как сказали бы мы сейчас, ездила к византийскому императору с офи­циальным визитом дружбы, и император принимал ее с большим почетом, устраивал в ее честь пиры, на которых, по описаниям византийских летописей, русским показывали цирковые и театраль­ные представления. Кроме того, княгиня посещала со своей сви­той ипподром и там также смотрела представления. Следовательно, киевский двор и киевляне вообще видывали византийские представ­ления, и ничего нет неправдоподобного в том, что аналогичные представления устраивали в самом Киеве силами скоморохов. Исто­рическим фактом является и то, что византийские труппы посещали северный берег Черного моря и ходили в глубь страны.

Теперь перейдем к описанию циркового представления, состав­ленному  Даниилом  Заточником.

Даниил был русским человеком, никогда за границей не жил. Между тем описание сделано так обстоятельно, что он мог дать его, только увидев подобное представление. Даниил писал: «...один, как орел, вскакивает на коня и, рискуя своей жизнью, мчится по ипподрому; другой летает с церкви или высокого дома на шелковых крыльях; иной нагишом бросается в огонь, хвалясь перед царем крепостию своего сердца; иной прорезает себе голени и, обнажив кости своих членов, показывает их царю, являя тем свою храбрость; а иной, вскочив на коня и закрыв ему глаза, бросается в воду с высокого берега, пришпоря лошадь и произнося: «Фенадрус (очевидно, имя актера. — В. В.-Г.) за честь и милость царя нашего готов отдать жизнь»; а иной, привязав веревку к церковному кре­сту и опустив другой конец на землю, относит его далеко от церк­ви и потом бежит долом, держа в одной руке конец веревки, а в другой обнаженный меч; а иной обовьется мокрым полотенцем и борется с диким зверем».

Как в этом легко убедиться, в описании многое совпадает с тем, что изображено на киевских фресках.

К середине XVI века относятся новые сведения о деятельности скоморохов. Стоглавый собор отмечает формирование скоморошь­их «ватаг» (на языке Нижней Волги в ту пору так называли артели, бродившие в поисках заработка). Образуются целые скоморошьи селения, селятся скоморохи и в городских слободах. За свои вы­ступления скоморохи получают так называемую «гудочную плату». С этого времени начинается расцвет их деятельности. Кроме обыч­ных музыкально-театральных и цирковых представлений они уча­ствуют в церковных драмах («Пещное действо»). Участвуют они и в народных обрядах — свадьбах  и  поминках.   В  свадьбах они  играют

 Единоборство с ряженым. Фреска Киево-Софийского собора. XI век.

На рисунке. Единоборство с ряженым. Фреска Киево-Софийского собора. XI век.

 

роли дружек и сватов. В этих случаях скоморохи своим жизне­утверждающим искусством разрушают религиозно-магический ха­рактер обрядов. В 1572 году их включают в штат «потешного чула­на» при царском дворе, а несколько позже мы встречаем их и при дворах знатнейших бояр и  князей.

В XVII веке в живописи, поэзии, литературе, в театрально-цир­ковом искусстве появляются новые темы, жанры, новые организа­ционные формы использования творчества скоморохов.

Явно повысившийся спрос на скоморошье искусство привел к его совершенствованию, к образованию новых специальностей: участились сведения о кукольниках, вожаках ученых зверей — мед­ведей, собак, обезьян. Кроме того, происходит и сословная диффе­ренциация скоморохов, они теперь встречаются среди посадских жи­телей,  и  среди   казаков,  и  даже   среди  низшего духовенства.

В 1613 году в Москве строится Потешная палата — это первое на Руси известное нам театральное здание. И в штат этой палаты привле­каются как русские скоморохи, так и иностранные шпильманы (ак­теры).

В Потешной палате давались цирковые представления; продол­жались они до самой середины века. Пригоняли к нам северных оленей из Кевроли и Мезени, ученых слонов («слоновые потехи») и медведей («медвежьи потехи»), забавляли царя прыгуны-«метальники». Особой популярностью пользовались братья Луневы и Лоды­гин. Лодыгину были отданы в обучение русские ребята, и вскоре «метальники» Макар и Иван Андреевы стали давать самостоятельные представления.   Тульский   крестьянин   Иевка    Григорьев   и    рязанец

 Медвежья травля (предположительно). Фреска Киево-Софийского собора.XI век век

Медвежья травля (предположительно). Фреска Киево-Софийского собора. XI век век (публикуется впервые). 

 Скоморошье ипподромное представление. Калька с фото Фрески Киево-Софийского собора. ХІ век.

Скоморошье ипподромное представление. Калька с фото Фрески Киево-Софийского собора. ХІ век.

 

Григорий  Иванов  показывали  дрессированного  льва,   а   Петр   Городец таскал тяжести зубами.

Какова была дальнейшая судьба наших народных театрально-цирковых  «актеров»-скоморохов?

Расцвет их искусства не был продолжительным. В 1648 году осо­бой царской грамотой скоморошество было запрещено, музыкаль­ные инструменты, «личины» («хари», маски) и всякого рода бутафо­рии были сожжены. Этот акт насилия над народным искусством может быть поставлен в прямую связь с усилением народных вос­станий, которые характеризуют весь XVII век. Ведь скоморохи, еще в Киевской Руси выступавшие на стороне народных масс, не­сомненно, и в XVII веке были на их стороне.

Хронологически запретительная грамота совпадает с так на­зываемыми «соляными» бунтами — народными восстаниями в Мо­скве и других городах.

Грамота представляет собой несомненный интерес: она по­дробно перечисляет скоморошьи специальности того времени. Это были: глум (т. е. сатира), пение, скакание, плясание, игра на музы­кальных инструментах, вождение ученых зверей — медведей, со­бак, разные ряжения, между прочим «кобылкой», и вождение «ко­былки» (сцена с «кобылкой» входила в комедию о Петрушке), раз­ные «бесовские», «сатанинские» действия и игры (очевидно, драма­тические сценки) и т. д. Все это имеет непосредственное отношение и  к цирковому искусству.

Административные мероприятия не могли, конечно, уничтожить искусство скоморохов. Скоморошество вместе со всем культурно-бытовым укладом перешло на другой этап исторического развития: скоморохи возродились в творчестве «гаеров» и «балаганных де­дов», в городском демократическом театре и в цирке.

 

В.   ВСЕВОЛОДСКИЙ-ГЕРНГРОСС

Журнал «Советский цирк» декабрь 1957 г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100