Встреча друзей в Будапеште
Хорошей традицией стали у нас ежегодные гастроли цирковых коллективов из стран народной демократии.
Три года назад мне довелось побывать в Будапеште. Мы, группа советских артистов, выступали в Международной программе в Будапештском цирке. Еще тогда у нас завязалась теплая дружба с венгерскими артистами. Пробыв два месяца у них в гостях, мы уезжали с надеждой встретиться снова.
И встреча состоялась у нас в Советском Союзе. Радостно было снова делиться творческими планами, быть свидетелем успеха венгерских друзей во время их гастролей в Астрахани, Сталинграде и Львове.
Успех программы заслуживает того, чтобы о ней рассказать подробнее…
Программа открывается парадом, поставленным режиссером и руководителем коллектива Георгом Хейтцем просто, но эффектно.
Отточенное мастерство, большой темперамент, непринужденность исполнения — этим отличаются все номера программы. Вызывают улыбку акробаты братья Иштван и Георг Цияки — великолепные мастера эксцентриады. Они показывают несколько оригинальных сценок, лучшие из которых «Зеркало» и «Насос». В первой создается полное впечатление, что на ковре не два исполнителя, делающие одни и те же движения, а один артист, видящий себя в зеркале.
Ева Видош — молодая артистка, дочь клоуна. Четыре года назад она окончила цирковое училище в Будапеште и сейчас с большим успехам выступает как жонглер. В ее репертуаре такие трюки: комбинация с пятью булавами, жонглирование семью кольцами, жонглирование шестью кольцами с балансом рюмок на лбу. Свой номер она проводит легко, изящно.
Манипуляторы артисты Даниели выступают в традиционном салонном стиле. Они вносят в свой номер много нового, а главное — юмор. Во время финального трюка, когда маленький «картонный стиляга» начинает под музыку отплясывать замысловатый танец, публика весело смеется, не догадываясь, как происходит «оживление» картонного плясуна.
Обаятельное трио Хайнал заслуженно пользовалось у зрителя большим успехом. Их акробатический номер, в котором две молодые женщины выступали как нижние, а партнер — верхним, насыщен сложными и эффектными трюками.
Оригинальным и новым для советского зрителя является номер эквилибристов Ференци и аппарат, на котором они работают. Красивый никелированный пьедестал имеет пятиметровую высоту. Заканчивается он двумя шарами, на которых устанавливается под балансом велосипед. Вся эквилибристическая работа проходит на этом велосипеде. Заключительная стойка на руле исполняется артистом в тот момент, когда шары с велосипедом вращаются.
Несомненный интерес вызывают акробаты-вольтижеры Карфи, воздушные гимнасты, сестра и брат, Анна и Иштван Криштоф, исполнители икарийских игр 4 Элеки, музыкальные эксцентрики Кэрэшеньи.

Иштван Криштоф со своей дрессированной слонихой Аидой
Интересную работу показали гимнасты на вращающемся аппарате 5 Дето. Сам аппарат, правда, немного громоздкий, представляет оригинальную конструкцию, которая вращается по кругу при помощи мотоцикла. В верхней части аппарата во время быстрого движения две пары одновременно и синхронно исполняют гимнастические упражнения, демонстрируя точность расчета и высокую технику. В номере сочетается красота и легкость демонстрации трудных трюков. И не удивительно, что выступление артистов Дето украшает представление.

Гимнасты 5 Дето
В программе венгерского цирка немало номеров с животными. Артисты Янош и Каталина Доннерт демонстрируют школу верховой езды.
Как веселая игра проходит «футбольный матч» под управлением артистов Кошшаньи.
Восторг у зрителей вызывает слониха Аида дрессировщика Иштвана Криштофа. Это огромное и умное животное проделывает серию акробатических номеров, играет на рожке и губной гармошке, считает, отстукивая при этом хоботом, и в завершение — становится парикмахером.
Паузы между номерами в программе не заполняются клоунами у ковра, что способствует поддержанию высокого темпа представления. Пока убирается реквизит н выносят новый для следующего номера, появляется девушка с большими цифрами, которые оповещают зрителей о порядке выступления следующих артистов.
В лучах прожектора она проходит по барьеру, и этого времени оказывается вполне достаточно для подготовки манежа. Когда же происходит установка сложной аппаратуры, перед зрителями появляется клоун Фернандо, исполняющий с партнерами небольшие репризы, а иногда и маленькие клоунады. Фернандо — старый, опытный мастер клоунады — очень смешон и выступает в образе флегматичного, погруженного в глубокое раздумье человека.
Фернандо великолепно владеет мимикой и выразительным жестом.
Массовый яркий эпилог завершает представление наших друзей. Знакомство с цирковым искусством венгерских друзей было радостным и запоминающимся,
Ю. ШУБИН,
Артист
Журнал «Советский цирк» январь 1961 г.