Сергей Дмитриевич Морозов - педагог-режиссер ГУЦЭИ
Большое значение при постановке цирковых номеров имеют знания и практический опыт режиссера, его творческая выдумка и, если можно так сказать, трюковое воображение. У нас в цирке есть режиссеры, одновременно являющиеся и педагогами-тренерами. Они занимаются не только постановочной работой, но и репетируют с артистами сложные, часто новые трюки, связывают их в комбинации. Такие педагоги должны знать не только основы режиссерско-постановочной работы, но и технику исполнения различных трюков, чтобы научить исполнять их правильно и красиво. Работа такого рода сложна и ответственна. Двадцать пять лет проработал в Государственном училище циркового искусства педагог-режиссер Сергей Дмитриевич Морозов. Он выступал в нескольких партнерных и воздушных номерах как гимнаст и акробат («Борель», «Мартини» и «Планетти» — воздушные эквилибристы). Под его непосредственным руководством и при его участии был впервые в Советском Союзе создан номер гимнастов на воздушных турниках — «Романо», в котором Сергей Дмитриевич выступал в качестве ловитора. В настоящее время он руководит таким же номером, выпущенным цирковым училищем в 1958 году. За время работы в училище Морозовым подготовлено около ста номеров. Это очень много. Несколько цирковых программ!
Многие из выпущенных номеров отличались высоким профессиональным уровнем, некоторые из них были новыми не только для советского, но и международного циркового искусства. Ряд номеров был выпущен с интересным реквизитом, с оригинальными аппаратами, которые открывали большие трюковые возможности.
Кстати, если бы некоторые из этих номеров восстановить сейчас, они несомненно имели бы успех в любой цирковой программе. Например, акробаты-эксцентрики «Квинс». В этом номере реквизит состоял из громоздких и очень тяжелых на вид дивана и нескольких кресел. А в действительности «мебель» накачивалась воздухом и была очень легкой. Разница между кажущимся и действительным весом реквизита открывала большие возможности, которые умело использовал режиссер Морозов для создания интересного комического номера, имевшего заслуженный успех у зрителей. К сожалению, он просуществовал недолго. Такой номер был бы новым и сейчас, потому что акробатов с подобным реквизитом у нас нет.
Решение трюков во многих номерах, поставленных С. Д. Морозовым, заслуживает внимания. Любопытна история одного трюка в номере эквилибриста Владимира Самохвалова. Финал этого номера был задуман С. Морозовым так: артист, стоя на одной руке на специальном кубике, должен был съезжать вниз по двум параллельным наклонным проволокам. В нижней части кубика были укреплены ролики, которые сокращали трение и облегчали спуск. Трюк очень сложный, требующий от исполнителя большого мастерства и незаурядного чувства баланса.
Несколько месяцев репетиций дали немного. Трудно было определить угол наклона проволок, чтобы при спуске артиста добиться необходимой скорости. При незначительном угле спуск проходил медленно, что создавало дополнительные трудности для балансирования. Больший наклон проволоки делал спуск слишком быстрым и рискованным. Трудность состояла еще и в том, что когда эквилибрист, стоя на одной руке, переносил тяжесть тела на проволоки, — они прогибались, изменяя угол наклона. Это во многом усложняло баланс на одной руке.
Долгое время режиссер искал решение. Мысль о противовесе, как средстве создать устойчивость, была и раньше. Но это значительно усложнило бы аппарат и сделало его громоздким. Поиски неожиданно привели к простому и остроумному решению — Морозов задумал ввести «живой» противовес. При таком варианте партнерша В. Самохвалова спускалась в зубнике, подвешенном к кубику. Угол наклона проволок стал больше, так как на них теперь приходилась двойная нагрузка. Но это облегчало исполнение трюка в целом, а зрительно делало его более красивым. Просто и творчески интересно была решена сложная задача, и это характерно для всей педагогической и режиссерской деятельности Морозова.
В 1936 году Морозовым был выпущен номер «Романдос» (Арнаутовы) — партерный полет на оригинальном аппарате, номер с очень сложными трюками. Элементы воздушного полета в нем переплетались с вольтижной и плечевой акробатикой. Это создавало широкие возможности для комбинационной работы. На приведенной схеме показана одна из комбинаций: переднее сальто в руки к ловитору, на обратном каче— стрекоссированное переднее сальто с большим пассажем в руки к другому ловитору, в темпе — заднее сальдо на второго. Если добавить, что дистанция между двумя ловиторами была большей, чем в обычных партерных и воздушных полетах, можно представить, насколько красива была работа артистов.
Артист Семен Арнаутов, один из первых участников и создателей этого номера, — ловитор высокой квалификации. Он и сегодня его бессменный руководитель.
К числу оригинальных и технически сложных трюков, освоенных под руководством С. Морозова-педагога, можно отнести и сальто с подкидной доски на велосипеде. Этот трюк был исполнен Виктором Шаловым. Он так и остался единственным его исполнителем.
Подобных примеров можно было бы привести много. Важно отметить, что Морозов проявил знание техники исполнения различных трюков во многих цирковых жанрах.
Многие питомцы Государственного училища циркового искусства, ныне артисты цирка, до сих пор обращаются к Сергею Дмитриевичу за советом.
Л. ШЛЯПИН
Журнал «Советский цирк» май 1961 год