Репризы на местные темы
(ЗАМЕТКИ ЗРИТЕЛЯ)
В кабинете директора Ивановского цирка зазвенел телефон. Донесся мужской голос. Кто-то просил руководителя цирка изъять из сатирического обозрения «Крокодил в гостях у ивановцев» ту сценку, где речь идет о неисправных метрических часах.
Вашу критику учли и приняли меры. Все часы в городе исправлены, — сообщил председатель конторы «Электрочасофикация».
Пробирает! — удовлетворенно улыбнулся директор цирка, повесив трубку. — Ну что ж, придется в обозрение внести еще одну поправку...
Это было лет восемь назад. Обозрение «Крокодил в гостях у ивановцев», в котором принимали участие артисты цирка И. Бекдицкий, Л. Владимирова, Ю. Глезер и инспектор манежа Н. Златопольский, пользовалось у зрителей большим успехом. Каждая сценка, каждая реплика била не в бровь, а в глаз. Участники обозрения с помощью литераторов как бы прошлись по городу, в заодно «прошлись» и по адресу виновников всех замеченных недостатков. Вот почему втот номер имел успех у зрителей. Но самое главное, пожалуй, то, что он принес пользу, — многие недостатки были устранены.
Хорошо принимали ивановцы сатирическое обозрение «Знакомые картинки» и отдельные репризы на местные темы, часто звучавшие с манежа в паузах между номерами.
К сожалению, эта хорошая традиция стала забываться. А в последние два-три года клоуны и коверные исполняли только «централизованные» репризы, остроумие и злободневность которых подчас вызывают сомнение, И к тому же у большинства острот солидная «борода».
Правда, в дни праздников, крупных юбилейных дат, при открытии и закрытии сезона в Ивановском цирке вводится вступительный и заключительный конферанс, связанный с жизнью города. Текст заказывается местным поэтам. А ведь можно было пойти по пути наименьшего сопротивления — воспользоваться одним из текстов, присланным репертуарно-художественным отделом Союзгосцирка. Конечно, я не ратую за то, чтобы бойкотировять все «централизованные» тексты. Я за то, чтобы приближать тексты парад-прологов к жизни того или иного города, усилить их злободневность и боевитость.
В цирковых репризах, интермедиях, клоунадах, куплетах и фельетонах должна чаще звучать местная тема. Разумеется, что не обязательно пользоваться только отрицательными фактами. Наряду с ними в шутках, куплетах, репризах следует использовать положительные факты. К сожалению, положительные репризы редкое явление на манеже.
В организации материалов на местную тему имеются свои трудности. Но если судить по практике Ивановского цирка, деньги на эту полезную работу можно найти, так как Союзгосцирк такие средства отпускает. Есть и другой выход. Я имею в виду готовые тексты-каркасы, которые должен давать репертуарный огдел. Помню, дружные апплоднсменты, сопровождавшие выступление двух клоунов, когда один спросил другого:
Скажи, пожалуйста, где конец света!
Его партнер начал доказывать, что «конец света» не существует. Тогда первый, снисходительно похлопав незадачливого ответчика по плечу, сказал:
Эх ты! Конец света — на Мельничной улице. До сих пор горкомхоз не может ее осветить!
Разумеется при этих словах аплодировали не только жители этой улицы.
К сожалению, использование таких готовых тестов-каркасов не получило распространения. Репертуарному отделу следовало бы позаботиться о создании подобных текстов. Очевидно, речь пойдет о благоустройстве, о строительстве, о ремонте жилья, о коммунальном обслуживании и т. д.
Слово с арены по своей действенности не уступает печатному, а подчас и превосходит его. Пусть оно безжалостно бичует недостатки, страстно пропагандирует все хорошее, передовое. Построенный на местных фактах, материал приобретает еще большую силу и убедительность.
И. МАРТЬЯНОВ
г. Иваново
Журнал «Советский цирк» январь 1961 г.