Судовой журнал фильма «Полосатый рейс» - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Судовой  журнал  фильма «Полосатый рейс»

В цейлонском   порту   заканчива­лась погрузка одесского паро­хода. На борт приняли и две­надцать мест живого груза: это были    тигры,    купленные    для цирка. Никто из команды «Ев­гения Онегина» не заметил, что хо­зяин   фирмы   в   придачу   к   тиграм положил и «премию» в мешке — ма­ленькую обезьянку.   «Мешок»    мгно­венно  ускакал,  и  на  корабле  затем произошел ряд загадочных происше­ствий...

Так начинается фильм «Полоса­тый рейс», поставленный на студии «Ленфильм» режиссером В. Фетиным по сценарию А. Кеплера и В. Конецкого. Множество хлопот доставил «полосатый груз» экипажу во время рейса. Но, пожалуй, не меньше хло­пот и треволнений испытала съемоч­ная группа фильма.

Конечно, снять картину, в которой тигры являются чуть ли не главными героями, чрезвычайно сложно. Под­готовка животных началась задолго до съемок. Так как действие фильма развертывается во время морского путешествия, на Неве был арендован небольшой пароходик, и на нем поселились десять питомцев дрессиров­щицы Маргариты Назаровой, чтобы тигры могли привыкнуть к новой для них обстановке. Осваивая предложенную мм сценическую площадку, они подолгу бродили по палубе на  свободе. Ведь поведение тигров, раз­гуливающих по палубе «Евгения Оне­гина», должно было выглядеть совер­шенно естественно. Кроме того, тигры научились ходить по круглым балкам для подъема груза, прохо­дить в створчатые двери, плавать в маленьком искусственном бассейне.

Словом, отрепетировали все, что нужно было ло сценарию. Эта предварительная подготовка облегчила задачу, но в процессе работы, когда в Одессе начались съемки, возникло много непредвиденных осложнений. (Первая неприятная заминка произо­шла, когда тигры, привыкшие к прес­ной невской воде, недовольно фыр­кали м забывали о «ролях», очутив­шись в соленых морских волнах.)

Маргарита Назарова до сих пор в нескольких фильмах только дубли­ровала актрис, отказывавшихся сни­маться с тиграми. В «Полосатом рейсе» она играет главную героиню — буфетчицу Маришку, веселую и сме­лую девушку. От артистки требова­лось огромное напряжение, чтобы репетировать драматическую роль и одновременно подготовлять с дрессировщиком К. Константиновским своих воспитанников к съемке. Видимо, она справилась успешно. Об этом свидетельствует, например, та­кой факт. Первое правило всякого дрессировщика — никогда не прояв­лять перед зверями страха, иначе они от покорности переходят к ата­ке. По сюжету фильма буфетчица очень боялась проходить мимо тигров, которых поселили на палубе. Назарова настолько правдиво изо­бразила страх перед тиграми, что они два раза едва не напали на нее. Сыграть страх перед своими тигра­ми — большая заслуга дрессиров­щицы.

Едва раздавался сигнал к съем­ке — люди и звери менялись ме­стами: тигры выходили на палубу, а операторы запирались в клетки. Остальные моментально прятались в недосягаемые места. Правда, это было возможно не во всех случаях.

Центральный момент фильма та­ков:     обезьяна     открывает     клетки с тиграми и выпускает их на свободу. На «Онегине» начинается паника. В этом эпизоде артистам на самом деле пришлось оказаться в страшном соседстве.

Одно преимущество этих съемок было очевидным. Режиссеру совер­шенно не нужно было напоминать актерам о системе Станиславского, о необходимости входить в образ. Едва Ковстантиновский говорил: «От­крываю клетку» — все молниеносно не входили, а «влетали» в предлагае­мые обстоятельства, и все выглядело более чем естественно и даже откры­вало простор для импровизации!

Вполне понятно, что многие ар­тисты отказывались сниматься вместе с тиграми. В таких случаях Константиновский вступал в длительные переговоры и совершенно серьезно уве­рял, что у Пурша нет ни зубов, ни когтей. В конце концов артисты усту­пали. Например, Евгению Леонову предстояло сниматься в эпизоде, где он, сидя в ванне, поет песенку, а в это время сзади подходит тигр и об­нюхивает его. Артист категорически отверг какой-либо контакт с таким партнером. Константиновский торже­ственно обещал, что ляжет на полу у ванны и не позволит зверю при­близиться к исполнителю. Когда Лео­нову уже намылили лицо и он уже не мог ничего видеть, дрессировщик встал и отошел от ванны. Оператор сделал страшные глаза, но Констан­тиновский молча выразительно по­грозил ему. Только просматривая от­снятый материал, Леонов увидел, что тигр подходил к нему вплотную, и задним числом ему стало страшно. Очевидцы говорят, что он решил ни­когда больше не соглашаться на подобные роли.

 Заслуженный артист РСФСР Е. Леонов в сцене с Пуршем

Заслуженный артист РСФСР Е. Леонов в сцене с Пуршем

Заслуженная артистка РСФСР Маргарита Назарова в роли буфетчицы Маришки

Заслуженная артистка РСФСР Маргарита Назарова в роли буфетчицы Маришки

Чтобы добиться нужного эффекта, иногда обманывали и  будущих  зрителей фильма. Так, например, в кар­тине есть кадры, где тигры смотрят на спускающийся вертолет и пытают­ся оборвать свисающую веревочную лестницу. В действительности, наверху к операторской клетке привязывали поросенка, который своим визгом привлекал внимание тигров. А созда­валось впечатление, что они следят за вертолетом.

Однажды во время съемки выше­описанной сцены, когда клетку с поро­сенком спустили пониже, тигр Урал неожиданно подпрыгнул и повис на ней. Поросенок дико визжал. Остальные тигры, возбужденные шумом, разбежались по палубе. С трудом удалось загнать всех в клетки, кроме тигрицы Лойды, о которой позабыли. Съемка прервалась, люди вышли из укрытий. Один из моряков корабля, вышедший прогуляться, столкнулся с Лойдой. Она неожиданно прыгнула на него и сдернула с руки часы. Пострадавший, как он позднее признал­ся, совершил рекордный прыжок, который ему уже никогда не удастся повторить. А испуганная Лойда тоже прыгнула за борт, но, к счастью, не попала под винт (во время съемки корабль шел полным ходом). Ее с трудом догнали в открытом море на катере, так как она плыла очень быстро. Наконец, настигнув беглянку, ей опустили трап, и она влезла на борт.

Все рискованные съемки окончи­лись совершенно благополучно. Но из этого еще не следует вывод, что тигры — это мирные, послушные жи­вотные, которые могут разгуливать по пляжу и любезничать с артистами. Технику безопасности помогла со­блюсти прежде всего хорошая дрес­сировка. Необузданный нрав питом­цев Назаровой ярко проявился в тот момент, когда дело дошло до столк­новения с другими животными. В кар­тине есть впервые заснятая не пленку сцена боя тигра со львом. Для этого был специально доставлен из зоо­парка лев Васька. Противники были весьма воинственно настроены. Исход боя показал решающее преимуще­ство тигра. (Кстати, это подтверждено и наблюдениями в природных усло­виях.)

В   «Полосатом   рейсе»   есть   еще один герой — обезьяна Пират. Пирату,

жителю Киевского зоопарка, доста­лась нелегкая роль. Обезьяна «кру­тила» штурвал корабля, хозяйничала с провизией в камбузе, наводила «по­рядок» в каютах. С этим «артистом» пришлось порядочно повозиться, прежде чем он все освоил. Но Пират любил и поимлровизировать. Вообще все полосатые «артисты» нередко са­мовольно отклонялись от сценария, подсказывая иногда удачные находки. Картина «Полосатый рейс» выдви­нула ряд талантливых четвероногих исполнителей. У известного премьера Пурша появился опасный конкурент Урал. Пурш, «привыкший» сниматься крупным планом, важничал: выпол­нив трюком отказывался делать дуб­ли, в то время как молодой Урал охотно повторял каждую сцену по нескольку   раз.

Звери никогда не копируют себя точно и всякий раз показывают ка­кие-то новые варианты. Поэтому, чтобы успеть схватить каждый удач­ный момент, съемка велась одно­временно с четырех-пяти точек.

Много мужества проявил опера­тор фильма Д. Месхиев. Некоторые кадры он сделал вне клетки, на рас­стоянии двух-трех метров от тигров. Однажды, снимая Пурша крупным планом, он лег под скамейку и высу­нулся оттуда с кинокамерой. Пурш постоял на скамейке и... недолго ду­мая, шагнул передними лапами на живот оператора. Месхиев не прекра­тил съемок, — лишь слегка, как потом показал отснятый кусок, вздрогнула кинокамера. Но операторам выпали на долю и такие волнующие момен­ты, что трудно было думать о вы­держке.

...Громадный плавучий кран спу­стил клетку в воду. На крыше ее си­дели оператор-практикант и помощ­ник, а внутри — несколько тигров. По замыслу режиссера, клетка должна была в воде открыться, а тигры — поплыть по направлению к пляжу. Но тигры предложили более эффект­ный вариант: видимо, испугавшись спуска на кране, они вскочили на крышу клетки! С берега с безнадеж­ностью следили, как на маленькой площадочке кое-как мирно сосуще­ствовали испуганные тигры и люди. С пляжа подали сигнал: «Быстро спу­скайтесь в воду и плывите!» Но оператор-практикант, чувствуя, как тиг­риные усы щекочут ему спину, вдруг впал в глубокую меланхолию. Он аккуратно стал снимать поношенные тапочки и с трогательной заботливостью искал для них сухое место. Оператор на берегу запечатлел совсем иные кадры, чем требовалось по сценарию: тигры сидели на клет­ке, а к пляжу плыли люди! Оправив­шись от испуга, тигры компенсиро­вали упущенное, выместив злобу на брошенной  кинокамере.

Съемки фильма были настолько необычны, что ленфильмовцы попут­но сняли и короткометражный фильм, рассказывающий о создании «Поло­сатого рейса».  В нем они покажут процесс работы над картиной и рас­кроют секреты съемки.

Подготовка животных к участию в фильме вызвала необходимость совершенно иных приемов дресси­ровки, чем это нужно для выступле­ний на арене. Вот что вкратце расска­зал об этом Константиновский:

— Многим покажется, что мы чрезмерно рисковали и играли в опасную игру, которая только слу­чайно благополучно окончилась. Это неверно. Разумеется, элемент риска был. Но, разрешив тиграм значитель­ную самостоятельность, мы, во-пер­вых, были уверены в их дисциплини­рованности, а во-вторых, учитывали одну особенность их воспитания. Пять тигров, которые попали к нам совсем маленькими, привыкли видеть людей, бывать в различной обстанов­ке. Мне кажется, что именно в этом и кроется причина успеха. Те тигры, которые попали к нам взрослыми и содержались на режиме, обычном для дрессированных животных, не смогли освоиться в новой обстановке. С ними я не мог поручиться за без­опасность актеров. Молодые тигры вели себя совершенно свободно и инстинктивно находили решение тех задач,  которые мы  им предлагали...

...Итак, рейс окончен. С большим увлечением работали создатели этого кинопутешествия.

И сейчас они с нетерпением ждут от­зывов о проделанной работе.

 

Н. РУМЯНЦЕВА

 Журнал «Советский цирк» май 1961 год

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования