«Творчество» без творчества
Студия (Studio) — старание (изучение): 1) мастерская художника, 2) учреждение для подготовки художественных кадров; театр с молодыми, начинающими актерами. Словарь иностранных слов
Когда говорят о Центральной Студии циркового искусства, прежде всего вспоминают о выпущенных ею «больших полотнах» — балете на льду, водном представлении, иллюзионных аттракционах. Это и понятно: труд, вложенный в них, виден всем и каждому, воспринимается, так сказать невооруженным глазом. Каждый подготовленный аттракцион ложится солидной гирей на чашу весов, измеряющих значение Студии для системы Союзгосцирка. И колеблют эти весы, конечно, они — аттракционы, а не такие мелкие разновески, как отдельные номера (тем более номера разговорного жанра).
Вместе с тем, многие говорят о том, что Студия все больше становится похожей на производственные мастерские и все меньше на творческий центр.
Не противоречит ли одно положение другому? Нет! К сожалению, мы должны сказать, что работа Студии над «крупными полотнами» в таком виде, в каком она проводится сейчас, и ее превращение в оформительский комбинат взаимосвязаны.
Пусть не поймут нас превратно: мы знаем, что аттракционы очень нужны и должны выпускаться студией (хотя, может быть, не в таком количестве, как сейчас). Но, во-первых, они должны быть новшеством, а у нас часто это или монтаж готовых номеров (водное представление «Чудесный кристалл»), или обновленный вариант старого (аттракцион под руководством Сокола). Бывает и так, что для аттракциона нет ни номеров, ни достаточно интересных свежих трюков, но зато готовится огромное количество дорогостоящих косюмов — прямой расчет на чисто внешний эффект (так обстоит дело с готовящимся у нас аттракционом под роводством Тарасовой). Счастливым исключением явился балет на льду, но, как всякое исключение, он только подтверждает правило.
А во-вторых, — и это самое главное — каждый аттракцион состоит в конечном счете из отдельных номеров, а качество номеров определяется качеством подготовки и одаренностью артистов. Слов нет, нужны и оригинальные технические установки и постановочные эффекты, но без достойного исполнителя — артиста — они ничто! Более того, нередко аттракционы рождаются и вырастают из оригинального номера, идут от интересного замысла исполнителя. А вот постоянной заботы о росте исполнителей, о поисках нового в отдельных номерах у нас в Студии, как правило, нет. И это очень жаль.
Рост количества цирков в стране, зарубежные гастроли, высокие запросы зрителя — все это требует рождения новых, свежих, оригинальных номеров. Уже сейчас ощущается разрыв между потребностью в них и тем, что дает конвейер. Об этом не раз говорил в своих докладах управляющий Союзгосцирком Ф. Г. Бардиан. Создание новых номеров — кровное дело Студии. Но можем ли мы, ее работники, похвастаться тем, что у нас за последние годы выпущены действительно оригинальные номера — не просто заново оформленные, а новые по существу?
В особенности это касается важнейшего циркового жанра разговорного. Помогли ли мы найти свое творческое лицо какому-нибудь интересному клоуну или сатирику? Ведем ли мы подготовку смены нашим большим артистам? Нет, такие вопросы в студии даже не ставятся. «Подлечить», «подштопать», дать другой (не новый по существу, а именно другой) репертуар — на этом заканчиваются взаимоотношения Студии с артистами-«разговорниками». Бывает и так, что работоспособный и целеустремленный артист, побывавший в Студии, творчески вырастает не только без ее активного влияния, но и вопреки такой «помощи». Это случилось с коверным Енгибаровым. И не мудрено: у нас в Студии (да и не только в ней) существует распространенное мнение о том, что аттракционы нужно изобретать, выдумывать, создавать, а вот клоуны, дескать вырастают сами...
Студия не ищет новых одаренных исполнителей, из которых можно было бы растить мастеров цирка, хотя для этого есть все возможности. Ведь такие возможности нашлись, когда готовили исполнителей смежных с цирком жанров — фигуристов для балета на льду и пловчих для водного представления в Лужниках! Почему же не было сделано попытки найти двух-трех хороших комиков и провести с ними серьезную, длительную работу? Есть и в конвейере артисты с интересными замыслами, над которыми стоило бы подумать — хотя бы тот же Б. Романов, несколько лет лелеющий мечту об интересном клоунском номере.
В Студии были ежегодные курсы повышения квалификации артистов разговорного жанра. Клоуны и сатирики занимались на них в течение полугода. С ними проводились занятия по мастерству актера, сценической речи и движению. Курсы повышали культуру артистов, расширяли их кругозор и в то же время давали возможность, хотя бы в небольшой степени, искать, придумывать. Но это мероприятие было в конце концов скомпрометировано в результате непродуманного отбора артистов и педагогов, а также неумения серьезно поставить учебно-воспитательную работу.
Сейчас «разговорники» вызываются в Студию на минимальный срок: один-два месяца. Что можно сделать за этот период? В срочном порядке подготовить не очень оригинальный репертуар, так же срочно и без выдумки поставить его, спешно обеспечить костюмами и реквизитом. О поисках и даже об элементарной учебно-воспитательной работе говорить не приходится. Зато артистов разговорного жанра «пропускается» через Студию теперь много. Они обеспечиваются всем необходимым примерно в указанные по плану сроки, и ни один из них после выпуска не работает по-новому. Печальнее всего, что и сами артисты боятся отойти от уже найденных рабочих приемов. Повинна в этом и многолетняя практика Студии.
В результате ни один номер, выпущенный Студией, не вызывает творческих споров, дискуссий, не привлекает внимания теоретиков цирка. Неподготовленной оказалась Студия и к Всесоюзному совещанию по клоунаде — ей просто нечего было сказать.
Художественный отдел и руководство Союзгосцирка не ощущают тревожного положения в Студии. Напротив, они ориентируют Студию на серийный выпуск крупных постановочных работ. А между тем отсутствие тщательной вдумчивой работы, поисков в подготовке отдельных номеров приводит Студию к положению хозяйственно-финансового филиала Союзгосцирка.
Мы знаем, какие великолепные плоды может дать хорошо организованная студийная работа. МХАТ, театр Вахтангова, театр Ермоловой выросли из студий. Тогдашним студийцам было не в пример труднее, чем нам. Не было у них ни материальной базы, ни производственных мастерских. Зато была творческая устремленность, колоссальный энтузиазм, желание утвердить то новое, что виделось им в любимом искусстве.
И очень больно видеть, что Студия, имея огромные возможности, не выполняет своих прямых задач, хотя ей «по штату положено» будить творческую мысль, являться зачинателем нового в цирковом искусстве!
Т. РЫБАСОВА, ст. литредактор Студии
И. ЛЕВШИНА, редактор Студии
Журнал «Советский цирк» май 1961 год