Серьезный разговор
То, что в сегодняшнем цирке не все благополучно, понимают и те, кто им руководит. Главное, цирки все меньше интересуют, увлекают взрослую, особенно молодежную, аудиторию. Об этом говорят социологи, проводившие соответствующие исследования, и в этом можно убедиться, просто взглянувна цирковую аудиторию, которой основное место занимают дети c родителями, бабушки и дедушки с внуками.
На фото - Аттракцион Э. Кио
Конечно, причин, по которым цирки работают иногда неудовлетворительно, немало, о них постоянно говорят на заседании коллегии Союзгосцирка. Здесь и слабая работа иных директоров на местах, не имеющих соответствующего опыта, не могущих организовать зрителей, здесь и слабая работа отдела формирования и эксплуатации программ, в результате которой, случается, в цирках ко дню открытия нет достаточного количества исполнителей, программа включает всего семь‑восемь номеров. Нередко в представлении участвуют одножанровые номера, в результате оно становится скучным. Что греха таить, есть так называемом цирковом конвейере номера слабые, не отвечающие элементарным художественным требованиям. И таким, к сожалению, немало. C другой стоpoны, не хватает ярких, своеобразных аттракционов. Недостаточно хорошо поставлена реклама, из-за этого иногда даже первоклассные исполнители остаются неизвестны значительной части публики в городах, в которых проходят их гастроли.
И все-таки, при всей серьезности того, о чем здесь говорится, при необходимости систематически вести борьбу c названными недостатками, не они определяют основные причины, из-за которых цирк теряет авторитет y молодежной, a это значит — наиболее чуткой аудитории.
Как-то на одном из заседаний коллегии Союзгосцирка, этого высшего руководящего органе цирковой системы, генеральный директор объединения B. Г. Карижский заметил, что кроме имеющихся недостатков следует искать в прошлом. C этим я склонен согласиться.
Думаю, что серьёзные ошибки были совершены, когда началось строительство новых цирков, хотя само это дело следует расценивать положительным образом. Оно действительно дало огромный стимул для развития циркового искусства в нашей стране. Но при строительстве не было учтено два существенных момента. Прежде всего: многие цирки оказались неподготовленными для решения сложных постановочных задач, могли предъявить режиссеру, ставящему спектакль, только манеж. При таких условиях решение сюжетных спектаклей оказалось крайне затруднительным. Весьма ограниченными оказались подсобные помещения. Так, в целом ряде цирков принять программу, включающую двадцать пять лошадей, оказалось неразрешимой проблемой. Для такого количества конского поголовья нет конюшен.
Но главное не в этом. Когда началось строительство цирков, мало задумывались: а что в циркaх-дворцах, особенно в перспективе, будут показывать? Не подумали о том, что они потребуют номера гораздо более высокой квалификации. И в результате получилось, что качество программ во многих случаях стало явно не соответствовать требованиям, какие к ним в новых цирках предъявлялись. Одно дело, когда представления шли в деревянных цирках, почти сараях, и совсем другое — когда они идут в великолепных зданиях, здесь и требования к артистам совсем другие.
Обо всем этом я писал в свое время в «Пpавде» (3 января 1967 года). Тогда меня за эту статью здорово критиковали, упрекали в отсутствии циркового патриотизма. Время показало, кто из нас оказался прав. И дело не в том, чтобы вспоминать былые обиды, но, учтя их, необходимо задуматься, как сделать, чтобы положение оказалось исправленным.
Случилось так, что c арен почти ушло живое сатирическое и публицистическое слово. Правда, в торжественных случаях в прологах читаются подходящие к случаю стихи. Но они обычно не имеют прямого отношения к цирковому действию. Просто некто или некая берет в руки Микрофон и c пафосом, часто ложным, произносит стихотворные строки, никак при этом не используя цирковыe приемы.
Но традиции талантливых артистов: Виталий Лазаренко, братьев Танти, Бим-Бом, братьев Кольпетти, Владимира Дурова, Юрия Дурова, Григория Рашковского и Николая Скалова, Дмитрия Альперова и Мишеля (M. Калядина), Александра Бугрова и Сергея Ротмистрова, Анны Правдиной и Александра Вольного, Владимира Гурского, Сенечки Редькина и многих других, стремившихся соединить современное слово c приемами цирковой выразительности, оказались забытыми.
Сегодня, когда сидишь на цирковом представлении, создается впечатление, что за цирковые стены не проникают дела и события, волнующие современников.
Согласен, что цирк в иных случаях может и должен просто смешить, веселить пришедших е него зрителей. Но если на всю цирковую систему, а это на восемьдесят стационарных и передвижных цирков, есть всего одна пара клоунов, выступающих в плане традиционной буффонады, то это, согласитесь, трудно делать. Явно не хватает так называемых музыкальных эксцентриков, что же касается первоклассных, то при пересчете их пальцев на двух руках вполне хватит и даже останутся лишние. B общем, комических, конечно талантливых, номеров в цирковых программах очень мало; и это придает представлениям тяжеловeсность, однообразие.
C другой стороны, современный цирк родился и утвердился прежде всего как искусство показа дрессированны х лошадей и выступлений ловких и смелых наездников. Манеж именно для них предназначен. Но нет и пяти, на всю цирковую систему, первоклассных трупп жокеев, почти отсутствуют гротеск-наездницы - а помните, c каким восторгом рассказывал об одной из них K. C. Станиславский в знаменитой книге «Моя жизнь в искусстве». Нет акробатов на лошадях, очень мало, во всяком случае первоклассных, исполнителей высшей школы верховoй езды. И, наконец, большие группы лошадей, выдрессированных, как говорят профессионалы, на свободе, то есть действующие под руководством артиста, находящегося на середине манежа. Это, если угодно, альфа и омете циркового искусстве. Еще недавно лучшие цирки мира гордились прежде всего этими номерами. Сейчас в наших цирках едва ли наберется c десяток таких исполнителей, a уж, что касается первоклассных, то здесь буквально — раз-два и о6челся.
Прежде афиши называли цирк конно‑гимнастическим искусством; теперь он стал акро6етико-гимнастическим, Пойдите на цирковое представление, м вы убедитесь, что оно состоит в большинстве из номеров физкультурно-спортивного плане. И при этом многие номера — акробаты c подкидными досками, фигуристы на роликах, гимнасты не вращающихся снарядах, эквилибристы c овощами и лестницами, жонглеры — удивительно напоминают друг друге. Когда-то выдающийся писатель В. Б. Шкловский сравнивал цирковые номера c гвоздями, так они бывали похожи. C горечью приходится сознавать: это сравнение не потеряло своей актуальности.
Еще не очень давно не цирковой арене демонстрировали высшие достижения в области гимнастики и акробатики. Для спортсменов, s этом отношении, арена служила образцом. Теперь, будем откровенны, многие высшие акробатические и гимнастические достижения перешли s сферу спорта. То, что показывали на состоявшемся в ноябре 1985 года чемпионате мира по спортивной гимнастике в Монреале, цирковым гимнастам, в их большинстве, явно не под силу.
Меня это не пугает — y циркового искусства свои законы и оно вовсе не предназначено для установления и Демонстрации рекордов. У него другая задача: создание средствами акробатики, гимнастики, эквилибристики, жонглирования, при наличии актерской выразительности, режиссерского и музыкального решения с использованием костюмов, реквизита определенных художественных образов, специфичных именно для арены. И вот, поняв и приняв это положение, л, как зритель, прихожу в цирк. Понимаю, в цирке мне, прежде всего, предлагают образ смельчака, преодолевающего опасности, вспоминаю высказывание A. B. Луначарского: «Цирк — есть школа смелости!» Артист, выступающий в образе смельчака, ведет свою роль легко, пластически выразительно.
Но что это? Смельчак, поднявшись на трапецию, надевает лонжу. Мало того, повиснув на зубах, он о6виваат свою шею специальной петлей... Нет возражений: следует дорожить человеческой жизнью. Но, c другой стороны, проходят соревнования по горнолыжному спорту. Его участники взлетают c высоченного трамплина и более ста метров парят в воздухе, прежде чем коснуться земли. Или во время слалома делают не горе рискованнейшие повороты, обходя препятствия. Опасно это? Безусловно. О парашютном спорте, в этом смысле, и говорить не приходится. A в известной песне поется; «Трус не играет в хоккей».
Нет, я вовсе на призываю к тому, чтобы в цирке подчеркивать опасность и тем самым воспитывать в зрителях жестокость. Но если воздушный номер действительно опасен, следует повесить сетку. Для подлинного мастера она явится надежным предохранителем, a плохим мастерам в цирке нет места. Что же касается главной страховки от опасности, это, безусловно; высочайшее мастерство. Так всегда думали лучшие артисты, и это безусловная истина. Но, право, безобразие, когда акробат, прежде чем отойти от под6ресывающей его доски и прийти на колонну, составленную из двух людей, страхует себя лонжей. Извините, эта является свидетельством, что либо он, либо его партнеры малоквалифицированны. Но вернемся к вопросу o цирковом образе. Для меня такой образ присутствует в выступлении акробатов c эластичным брусом Ивановых, когда под6рошаннал в воздух партнерша продeлывает сложные эволюции. Сколько в ней грации, легкости, невесомости, пленительности) она действительно воздушна, вспомним гениальную строку A. C. Пушкина: «Летит как пух из уст Эола».
Безусловно убедительный образ предлагает A. Фриш, он играет своеобразного затейника, y которого все в руках спорится и который легко становится душой, даже в многотысячной аудитории. Что же касается детей, тo они просто в него влюбляются. A как прекрaсны жонглеры Ги6адуллины, создающие из летающих предметов подлинную симфонию, убедительно показывающие, как человек, если он подлинный мастер, преодолевая сложнейшие препятствия, все-таки добивается своего, в данном случае — ловит целую гору стремительно летящих в него тарелок. П. Простецов действительно играет c собаками, и y него, кажется, животные все делают сами — a вещи они показывают очень сложныe — и тем самым животных вовлекают человека в увлекательное соревнование. Или всегда серьезный Э. Кио, умеющий заставить зал заинтересоваться опытами, представляющими в его исполнении настоящими Инженерно-научными и в то же время эффектными чудесами.
На фото: Дрессировщик собак П. Простецов
Позвольте больше не перечислять артистов, умеющих создавать образ, добиваться подлинно цирковой выразительности цирковыми средствами.
Но, c другой стороны, сколько рядом с нами просто умельцев, научившихся стоять на руках, делать сальто-мортале, балансировать на канате. Но ни o каких образах они даже думать не хотят (a может быть, и не умеют). Вышли на манеж, показали несколько трюков, часто незамысловатых, и бегом за занавес. И это определяется как номер, то есть произведение искусства. A себя подобные исполнители именуют артистами, хотя они, в лучшем случае, трюкачи — не более того. A так как вчера или даже месяц тому назад по телевизору показывали из спортивного зала или со стадионе вещи куда более интересные и сложные, скажем, двойное сальто-мортале на лыжах в воздухе, то и смотреть не цирковых гимнастов, акробатов или эквилибристов становится неинтересно.
Но здесь возникает еще один кажущийся существенным вопрос: не слишком ли много вообще акробатических, гимнастических, эквилибристических, жонглерских номеров в сегодняшнем цирке? Не слишком ли они потеснили другие жанры, прежде всего — связанные с клоунадой, c комическим музицированием? Не хватает на аренах и фокусников-манипуляторов, конечно, со своеобразной подачей трюков, нашли же ее на эстраде В. Боркар и P. Циталашвили. И уж вовсе исчезли c арен цирковые математики, куплетисты, тек называемые физиономисты, трансформаторы.
Все эти исполнители близки и к эстраде, но вполне присущи и арене, потому что в основе выступлений всегда находится трюк, a действуют они приемами эксцeнтрики.
И еще попутно возникающий, но существенный вопрос. Целиком соглашаясь с теми, кто высоко оценивает деятельность цирковых училищ, особенно московского, понимая его заслуги в деле подготовки цирковых кадров, я все же позволю заметить, что и эти училища зачастую готовят не столько артистов-художников, сколько мастеров по той или иной спортивной дисциплине, a это далеко не одни и тоже.
И последнее, o чeм я давно собираюсь сказать: назовите в любой интеллигентной компании людей старшего возраста имена: Э. Т. Кио, И. Н. Бугримовой, В, И. Филатове, Карандаша, Ю. В. Никулина, O. K. Попова, Л. Г, Енги6арова.
Если есть в этой компании представитeли еще более старшего возраста,— B. Е. Лазаренко, Б. A. Эдер, Н. П. Гладильщиков, и вы не услышите удивленного вопроса: А кто это? Их знают.
A кто из современного поколения артистов цирка добился подлинно всенародной популярности? Такого будет трудно назвать. Хотя сейчас в наших цирках бесспорно выступают артисты подлинно мирового классе. Назовем среди них дрессировщиков Л. н B. Шевченко, Л. и Б. Федотовых, акробатов Довейко, наездников Мерденовых, жонглера C. Игнатова, клоунов A. Николаева, E. Майхровского, Ю. Куклачёва, A. Марчевского, В. Кремина и других артистов, действующих в разных жанрах.
Но почему Союзгосцирк так мало заботится o повышении популярности своих лучших мастеров? Вeдь это одновременно явилось бы повышением популярности цирка цепом. Скажете, мелочь: Московский цирк не печатает в газетах объявлений о своих представлениях. Можно понять - цирк в Москве один, он всегда полон зрителями. Но сравните эту, в общем-то грошовую, экономию на объявлениях c тем ущербом, в результате которого перестают узнавать имена артистов, имеющих право на особое внимание. И когда они снова появятся в Москве, на их гастроли не обратят внимания. Да и кроме того, на Москву ориентируются все города нашей страны, И если тот, кого так рекламировали в Москва, приедет, например, в Гомель, там он обязательно вызовет повышенный интерес.
Нельзя об этом не думать, даже при стремлении максимально экономно вести хозяйство, чего в принципе бесспорно правильно.
Ю. ДМИТРИЕВ
Журнал Советская эстрада и цирк. Февраль 1986 г.
оставить комментарий