Россия и Цирк дю Солей. История Левши. В. Сергунин - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Россия и Цирк дю Солей. История Левши. В. Сергунин

Цирк Дю Солей (Cirque du Soleil) уехал. Да здравствует цирк!


Я люблю всё, что новее нового
Гертруда Стайн, американская писательница 
                               
В год своего 25-летия, Cirque du Soleil решился-таки на гастроли в России.
Не скажешь, что его здесь совсем не знали и не любили. Скорее наоборот. Тем не менее, отношение к Солнечному цирку было и во многом остаётся в профессиональной цирковой среде, скажем так – амбивалентным.
   C приездом в Россию Cirque du Soleil, думается, запоздал. Лет на пятнадцать, по меньшей мере. Но уж  лучше поздно, чем годами довольствоваться DVD-версиями.
   Никому, полагаю, в настоящее время уже не надо всерьёз доказывать, что Cirque du Soleil – самая успешная транснациональная корпорация в цирковом мире.  
О том «откуда есть пошёл» Cirque du Soleil мне в своё время доводилось высказаться. На сей раз – о другом.
   Появление Cirque du Soleil в России, что называется, «живьём», вызвало ряд новых впечатлений и суждений. В том числе на фоне оживившейся полемики в интернет-среде российского циркового сообщества.
  Если выделить доминирующий мотив сегодняшней рефлексии российских профессионалов по вышеозначенному поводу, то это будут разного рода «всхлипы» и «причитания» по утраченному «Раю». Ностальгия по  «Золотому веку» отечественного цирка, когда последний задавал тон и диктовал моду в мировом цирке. «Рулил», говоря по-нынешнему. 
   Старым, а пуще молодым мастерам российского цирка больно слышать, читать, видеть и сознавать, что авангардные позиции Россией утрачены. Доходит до нецензурной брани и грома проклятий, посылаемых всем без разбору. Как и почему произошло, что Россия – великая цирковая держава – уступила первенство?
   Присказка: что имеем, не храним, потерявши – плачем, мало утешает. Тут, полагаю, надо заглядывать, даже не столько в глубины российской истории, сколько в закоулки российской ментальности. Присмотреться к самому архетипу
русского характера и всего российского жизнеустройства. За этим, далеко и ходить не понадобилось, не дальше позапрошлого века. 
   Историческая метаморфоза, приключившаяся с цирковой Россией, в некотором смысле напоминает притчевую историю, описанную Н.С.Лесковым в рассказе «Левша». 
   Как все помнят, это рассказ о русском труженике, талантливом умельце, мастере золотые руки, подковавшем стальную «чужестранную» блоху.
   Тут нелишне уточнить, что чай, кофе, табак, картошку и… цирк – в Россию, скажем так, импортировали. Такого «продукта» на Руси не водилось. Разве что  припомнить «скоморохов-потешников», издавна по городам-весям российским странствовавших.     
   Но, как уверяют некоторых исследователи, скоморошьи ватаги к нам из Византии, следом за православием пожаловали.
   Креативный подвиг Левши – в своём роде, прорыв на передовые научные рубежи. По современным меркам, у Лесковских мастеров, получилась… «наноблоха», никак не меньше!
   Надеюсь, понятно, здесь речь о том, что русского мастерового (понимай: циркового артиста) ни Господь, ни история «трюковым» и разным иным мастерством не обнесли – даровали полной мерой!
   Русская работа была, конечно, доселе невиданная, уникальная во многих отношениях. Вот только случился конфуз: подкованная блоха перестала танцевать, что собственно и являлось чудом. Но об этом – в конце.
   Отечественный цирк, если рассматривать его эволюцию сквозь призму истории мировой цивилизации, знал и «Варварство» и «Средневековье» и «Возрождение». 
   Эпоха Ренессанса в отечественном цирке пришлась на последние десятилетия советского периода и, несомненно, оставила ярчайший след, но…
   К исходу ХХ века произошла очередная смена эпох. Глобально значимым событием явилась смена культурной парадигмы – строгой  иерархии  моральных, этических, социальных и эстетических  ценностей, так или иначе регулирующих духовную и материальную основы жизни.
   На этот глобальный вызов истории ответ отечественного цирка оказался, мягко говоря,  неадекватным. Однако вернёмся к Лесковскому «Левше»:
   «Аглицких же мастеров государь с честью отпустил и сказал им: «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут.  
   Государь так  соображал, что  англичанам  нет  равных  в искусстве, а Платов  доводил,  что  и  наши на что  взглянут – всё  могут сделать, но только им  полезного ученья нет. И представлял  государю, что  у аглицких   мастеров   совсем  на все другие   правила  жизни,  науки и продовольствия, и  каждый человек у них  себе все абсолютные  обстоятельства перед собою имеет, и через то в нем совсем другой смысл».  
Попробуем понять, с каким именно «другим смыслом» Cirque du Soleil  раскинул в Лужниках свои белоснежные шатры.
Если считать, что современный «театр начинается с вешалки», то Cirque du Soleil  начинается с… приобретения билета.
Для этого не нужно никуда звонить, ехать, толкаться в очереди… Достаточно выйти в Сеть на соответствующий сайт, выбрать посильную для себя ценовую категорию, сектор, место и оплатить кредиткой билет. В считанные минуты тебе его присылают;  сам  распечатываешь и сам же себе вручаешь. Иди и смотри.
Спору нет, полтораста долларов за билет в цирк, по нынешним временам, безусловно, дорого. Но ведь столько лет ждали?! Охота, как известно, пуще неволи.
Фойе «Большого Купола» наполнено атмосферой почти домашнего уюта. Чисто, бело, спокойно. Зрители неспешно прогуливаются, пьют кофе, едят мороженое. Рассматривают со вкусом оформленные витрины сувенирной продукции.
Опять же, соглашусь – дорого! Тем не менее, все что-нибудь да прикупили.
Здесь же нашлось место для мини-экспозиции нескольких цирковых костюмов. Вернисаж, а не цирковое фойе.
Снаружи – минус два, а внутри – плюс двадцать. И в гардеробе нет очереди. Персонал, в основном, молоденькие студентки, в отлично сидящей фирменной униформе. Вежливы, доброжелательны и не навязчиво предупредительны.
В облике девушек-билетёров поразила горделивая осанка, сияние молодых глаз, которые прямо-таки «излучали» предвкушение скорого необычайного События. В какой-то момент могло показаться, что девушки посвящены и сопричастны некоему Таинству, которое должно вскоре произойти. Масонская ложа, какая-то, а не цирковая корпорация, - подумал я и не спеша прошёл в зал.
Говорить пространно о «Varekai» вряд ли имеет смысл. Чем-чем, а дефицитом информации и отсутствием пиар-обеспечения, Cirque du Soleil по определению не страдает.
Публичное погружение в сказочную мечту и её индивидуальное переживание. Это и есть Varekai, в моём личном «живом» восприятии.   
«Где бы то ни было. В чаще леса, на вершине вулкана существует необычный мир по имени Varekai, где всё возможно». Примерно так начинаются все сказки и мифы народов мира. Cirque du Soleil на свой неповторимый манер рассказывает «сказки», адаптировав театр, цирк, танец, музыку, живопись, свет и пр. к наиболее универсальным из них. В случае Varekai – это древнегреческая легенда «О Дедале и Икаре», как воплощение мечты о безграничных возможностях человека. 
Икар и его Возлюбленная (Невеста) – сквозные персонажи спектакля, вокруг которых раскручивается простой и внятный сюжет.
Другой сквозной персонаж – комический. Это – Робинзон (Астроном), выступающий в роли чудаковатого и гостеприимного «аборигена».
С ними, время от времени «пересекаются» Клоун и Клоунесса – эксцентрическая клоунская пара. Наличествует также и «резонёр» - Наставник.
Остальные «обитатели» Varekai являются в ролях исполнителей цирковых номеров различных жанров, а также фантастических существ, населяющих сказочную страну.
Драматургию спектакля держат, разумеется, «живые», - музыка и вокал, (композитор и музыкальный директор Violaine Corradi), перебрасывая смысловые «мостики», чередуя ритмы, подчёркивая настроения и акцентируя эмоции.      
Особо впечатляет богатство красок и качество выделки материалов в костюмах, созданных оскароносной Эйко Ишиока (Eiko Ishioka). В её костюмах нет и следа кичливости нувориша. В них – сдержанное роскошество и тонкий изысканный вкус ценителя.  
Изобретательную фантазию и яркое разнообразие приёмов демонстрирует постановочная группа, во главе с Домиником Шампань (Dominic Champagne) и Эндрю Ватсоном (Andrew Watson).
То, что за всем этим скрыта, очевидно, новаторская и слаженная работа многочисленной, квалифицированной команды, понимаешь потом, когда сказка рассказана. Во время шоу об этом задумываться некогда. Краткие лирико-романтические  «интродукции» и  «отступления» создают возможность эмоциональной «передышки», чтобы нестись дальше.
Само шоу, включая мельчайшие детали, проистекает, словно бы повинуясь точно выверенной «партитуре» зрительского внимания.
В отличие от «слайд-шоу» классического циркового дивертисмента, был представлен полноформатный «фильм-экшн». Действие остаётся целостным и непрерывным. 
Мгновенные появления и исчезновения на подмостках артистов и реквизита, достигаются за счёт современной сценической машинерии, люков, спецэффектов и пр. Это, как-будто, спрессовывает действие, делает его насыщенным, концентрированным, что ли.       
Я бы так сформулировал: у Cirque du Soleil  существенно выше концентрация визуальной информации на единицу сценического времени.  
В простоте сказать: Cirque du Soleil быстро «запрягает», оттого и «едет» быстрее российского. Как и большинства остальных, кстати. Почему? 
Мне представляется, тут всё дело в личности отца-основателя.  Как о том свидетельствует всё его творчество, Ги Лалиберте – ярко выраженный перфекционист, искатель совершенства.
Решительно всё к чему он прикасается обязано становиться лучшим из возможного. Вот почему в круг интересов Cirque du Soleil входят лучшие представители мирового цирка, театра, спорта, танца, музыки, вокала и пр. Вот почему Cirque du Soleil – ярчайший образец самых современных технологий шоу-бизнеса во всех его ипостасях.
Масштабы своего перфекционизма Ги Лалиберте недавно предъявил всему миру. Уровень его притязаний – поистине космический! Во всех смыслах, включая буквальный. Круче может стать только высадка на Марс.   
Из номеров занятых в Varekai, предельно отжата «вода»: комплименты, так называемые «обыгровки», подходы к трюкам… В сравнении с традиционным цирком, реквизит, трюки и комбинации существенно переосмыслены, модернизированы и перемонтированы. Паузы минимальны, актёрская отдача – на пределе, а действие, как уже сказано, длится не прерываясь.
Трюки, из которых монтируются композиции номеров, скрупулезно отобраны, тщательно отрепетированы и  «обрамлены» усиливающими впечатление эффектами:  ритмической, световой и музыкальной составляющими. Кроме того, практически постоянным нахождением на сцене главных персонажей, своей реакцией как бы «сопровождающих» тот или иной номер и спектакль в целом, провоцирующих реакцию зала.
За этим просматриваются приёмы улично-площадного представленчества. Собственно, «оттуда» родом весь Cirque du Soleil. 
Несколько ремарок о номерах, которые особо «зацепили».
Номер жонглёра Октавио Алегрия (Octavio Alegria) представляет собой трюковую квинтэссенцию из классических номеров испанских и мексиканских артистов последнего тридцатилетия. Традиция, берущая  начало с легендарного испанца Гран Пикасо (Gran Picaso) – знаменитого премьера американского цирка «Ринглинг Брадерз»  60-х – 70-х годов минувшего столетия.
Номер «Гимнасты на ремнях» - впечатляюще эффектная, элегантная композиция, пронизанная романтической полётностью и атлетизмом… 
Вспомнилось. В 1973 году в Канаде и США с потрясающим успехом прошли гастроли Московского цирка. (Так за рубежом в те времена рекламировался советский цирк). Восторженный приём выпал на долю гимнастов на ремнях братьев Юрия и Валерия Пантелеенко. Вспомнил я об этом ещё и потому, что номер братьев Пантелеенко назывался «Гимн солнцу».  
Юго-восточная часть Эгейского моря, в котором по легенде утонул Икар, с той поры зовётся Икарийским морем.
Номер итальянской труппы «Стивен брадерз» - блестящий образец европейской цирковой школы, где партнёры работают, что называется, «вес в вес», используя несколько иную технику выполнения трюков. Темперамент и кажущееся нескончаемым количество, исполняемых подряд трюков – основные козыри. На заднем плане братьям Стивен «аккомпанируют» своего рода «скульптурные» группы, располагающиеся тоже на тринках. Напоминает старинную гравюру. 
Каждое шоу, как и сам Cirque du Soleil живёт по суровым  бродвейским законам: шоу обязано быть сверхзрелищным и должно продолжаться, пока идёт зритель. Varekai, как уже сказано, гастролирует семь лет. И надо же случиться, что именно Москве достался «второй» (а где-то и третий) исполнительский состав. Не столько «хуже-лучше», сколько – другой. Хотя…    
Номер «Сетка», символизирующий возвращение к жизни Икара, был рождён в Москве конца 90-х. Николай Челноков поставил номер для сына Антона на музыку Джона Вильямса к фильму С.Спилберга «Список Шиндлера».
Я тогда, помнится, поздравил отца и сына с творческой находкой. Но при этом высказал сомнение в том смысле, что музыкальная драма (тема Холокоста) и её воплощение (гимнастическая композиция), как бы это сказать, - несомасштабны, находятся в разных смысловых плоскостях.
В Varekai «Сетка» была переформатирована, и Антон Челноков несколько лет кряду блестяще играл свою роль.  Сейчас роль Икара исполняет венгерский гимнаст Марк Халаси (Mark Halasi), в трюковом отношении, в принципе, не уступающий Антону. Хотя…
На мой взгляд, венгерский артист пока ещё актёрски и эмоционально «зажат»,  сосредоточен на следовании внешнему рисунку «чужой» роли. Идёт «след в след» за Антоном, боясь ошибиться.
Но, как мы понимаем, «простой» публике это вряд ли заметно.
В роли Невесты также произошла замена. Величественную, с точёной фигурой и аристократическим взором наследной Принцессы, Ольгу Пихиенко – сменила гордая и чувственная, с взрывным темпераментом, изумительной «каучуковой» гибкостью и невиданной «растяжкой» Ирина Науменко.
И это, пожалуй, единственная замена, которая не вызвала сомнений. Просто, одна звезда сменила другую!  
Чего, при всём желании, не скажешь об эксцентрической клоунской паре!
Восторженная толстушка Муки Корниш, (Mooky Cornish) семь лет назад начинавшая с обаятельным, щегольским «красавчиком» Клаудио Кaрнейро, (Claudio Carneiro) теперь работает с более «возрастным» и актёрски менее пластичным – Стивеном Бишопом (Steven Bishop). Молодости и задорной непосредственности ощутимо поубавилось. И зачем я в своё время смотрел первый состав? Кто же знал, что эскалация Cirque du Soleil в Россию так затянется? Признаю: слаб человек.
И уж вовсе невосполнимая потеря. Вместо Джона Гилкея (John Gilkey) сегодня мы видим в роли Астронома Родриго Робленьо (Rodrigo Robleno).  
Джон Гилкей – не просто звезда и Celebrity-персона в мире цирка, варьете, кино и ТВ. Персонаж, которого Д.Гилкей создал для Varekai первого состава, являлся смысловым камертоном всего шоу. Гилкей задавал уровень! Он вносил необходимую долю комического реализма и доброты, обаяния и оптимизма. Его юмор индивидуален и неповторим! Без Гилкея шоу неизбежно утрачивает значительную долю той магии подлинного искусства, которую условно можно выразить словом «трепет». 
Старшее поколение зрителей не надо долго агитировать за грузинские и кавказские танцы. Ещё помнятся зажигательные темпераментные композиции национального балета Грузии под руководством Илико Сухишвили и Нино Рамишвили.
Всполохи огня, виртуозное мастерство танцовщиков и танцовщиц придают   Varekai обжигающую остроту и возбуждающую пикантность.
Важное место в сюжете шоу занимает номер  «Solo оn crutches», в буквальном переводе «Соло на опорах». По-русски сказать: «Соло на ходулях».
Кто номер видел, понимают, что «опоры» и «ходули» – это инвалидные костыли. Метафорический и сюжетный посыл – ясен и убедителен: при огромном желании, человек способен подняться над собой и драматическими обстоятельствами жизни. Всё преодолимо, включая физическую немощь! И вот тут, как мне представляется, возникает весьма щекотливый момент.
Дело в том, что первым исполнителем этого, во многих отношениях «топового» номера в спектакле, был чемпион мира по акробатическим прыжкам Владимир Игнатенков.
Артист, мастерски исполняющий роль инвалида –  это одна история. Москвичам же была предложена история… совсем иная! (Слава Богу, пресловутый и ужасный А.Малахов упустил этот сюжет.)
Немецкий артист Держин Токмак (Dergin Tokmak) до определённого момента в своей жизни оставался «человеком с ограниченными возможностями». Теперь он каждый вечер выходит на подмостки Cirque du Soleil и, превозмогая недуг, опираясь на костыли,  демонстрирует, - надо отдать ему должное!,  - потрясающие воображение «круги», «махи», «стойки» и «де лассало». Натурализм, реализм, искусство.., что это?
Я всё-таки, склонен думать, что это, наряду с прочим, реальный героизм! Человеческий, профессиональный, спортивный, какой угодно!
Как видим, и на солнце бывают «пятна». Но солнце от этого не перестаёт светить.
На фоне просыпающегося вулкана, под громоподобные раскаты, с постепенным появлением всех исполнителей, наступает апофеоз шоу – номер «Встречные качели».
Следует вспомнить, что «фишка» пошла гулять по цирковому миру со времени СССР. Новинку придумал  вначале  80-х преподаватель Киевского циркового Училища Владимир Боровиков.
В разные годы отечественные номера «встречных качелей» возглавляли Сергей Дидык, Олег Домшин, Дмитрий Жуков, Виталий Воробьёв...
Из трюков, продемонстрированных артистами Varekai, не было разве что тройного сальто. (труппа п/р В.Воробьёва). Да и то, правду сказать, трюк «тройное», на сегодня рекордный – фестивальный, рассчитанный главным образом на профессионалов. Не на каждый день, как говорится.
Обновлённая и существенно модернизированная версия акробатов на «Встречных качелях» Varekai повергла зрительный зал в совершеннейший  восторг. Красивые, разнообразные, сложные и эффектные трюки,  комбинации и «пассажи». Дух захватывающее зрелище! Потрясающие прыжки!
К слову сказать, дизайн дюсолеевских «качелей», отличается от российских аналогов примерно так же, как Феррари отличается от Жигулей. Никаких растяжек. Обе конструкции крепятся к сцене. К тому же вращаются на 360 градусов. Полёты-прыжки идут в трёх направлениях: на противоположные качели, в полотнища-откосы и в «четыре руки» на пьедестал, расположенный посредине. В моём представлении это и есть «высокие технологии» творческого процесса. 
Путешествие в Varekai завершено. Зрители и не думают расходиться, не в силах поверить, что мечта, в которую они поверили, вот-вот исчезнет, растворится…
Программу бисировали восемь раз. Я считал.
Можно как угодно относиться к тем или иным шоу Cirque du Soleil. Можно его вообще не принимать, не находя у него полных и несомненных удач. Но нельзя не видеть в нем крупного, значительного явления в современном постмодернистском шоу-мире. У него масштаб раблезианский, глобальный, ренессансный, если хотите.
То или иное шоу может и не удаться. Но Cirque du Soleil как явление целостное, гармоничное, инновационное – удалось!

 ВМЕСТО ЭПИЛОГА


И всё-таки, почему удалось им и перестало получаться у нас?
Поищем ответа у «Левши»:
«А как нам в настоящем случае быть, того мы в одну  минуту сказать не можем, потому что  аглицкая нацыя тоже не глупая, а довольно даже хитрая, и искусство в  ней с большим смыслом.  Против  нее…  надо  взяться подумавши  и с божьим благословением».
Глобальные перемены в новейшей истории мирового цирка, по сути, так и не затронули основ творческого процесса в цирке российском. Потомки легендарных цирковых мастеров в массе своей и по существу – продолжают  «подковывать блох», которые сегодня, - хоть убей, - «не танцуют»! Конкурентоспособность отечественного цирка – ниже некуда.
Н.С.Лесков комментирует ситуацию таким образом:  
Начали расспрашивать левшу: где он и чему учился, и до каких пор арифметику знает? Левша отвечает:
–  Наша наука простая: по  Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем. У нас это так повсеместно. Англичане переглянулись и говорят: 
– Это  удивительно. Если б вы из  арифметики  по крайности  хоть четыре  правила сложения знали, то, вам было бы гораздо пользительнее. Тогда бы вы могли  сообразить,  что  в каждой-машине расчет силы есть;  а то вот  хоша вы очень в руках  искусны, а не сообразили, что такая малая машинка, как  в  нимфозории,  на  самую  аккуратную  точность рассчитана  и ее подковок несть не может. Через это теперь  нимфозория  и не прыгает и дансе не танцует.
Varekai наглядно и убедительно продемонстрировал сколь ловко и грациозно может танцевать современная цирковая «блоха». Россию тем временем, раздирают любимые вопросы «Кто виноват», «Что делать», «С чего начать»?
Разумеется, не с денег, как о том бредит большинство, и повторяют остальные. У денег функция ведомого, но не ведущего. Хотя, стартовый капитал значение имеет. Он просто должен быть. Больше того – он есть!
А чего нет, так это - идеи! Нужна генеральная, системная, стержневая идея. Как ствол дерева, из которого вырастут ветки, а на них листья и плоды. Только при наличии такой идеи можно выработать набор критериев для реалистической самооценки и принятия необходимых стратегических решений и практических действий.
Нет вразумительной интегрирующей идеологии и созвучной времени эстетики. Без этого также, вряд ли что-то выйдет!
Разумеется, как воздух нужны современные технологии, каковые являются  «набором инструментов» для генерации и воплощения, каких бы то ни было замыслов. И так далее и так далее…
Но даже если бы ВСЁ это было! Не хватало бы самого главного – конкретного носителя такой идеи!
Искать, призывать, заклинать, ворожить, инициировать… поиск Демиурга и Мессии для российского цирка – занятие, абсолютно пустое. Зряшное, - как сказал бы Н.С.Лесков.
Просто однажды это должно…  случиться, выпасть, содеяться, произойти..! В результате случайной игры природных стихий. По-другому в жизни не бывает!
Нескончаемые дебаты на тему подумать-поднапрячься и найти, создать, поставить, обогнать и превзойти, остаются всего лишь гимнастикой досужего ума.
России теперь хорошо бы разобраться и понять иносказательный, глубинный смысл предсмертного завета Левши:
«Скажите государю,  что у англичан ружья кирпичом не чистят:  пусть
чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».
А то, ведь, упаси Господи, может случиться так, что у российского цирка останется только одно будущее – его прошлое.

 

Владимир Сергунин, кандидат искусствоведения
 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования