Школа литовского джаза
Небольшой курортный городок Бирштонас в Литве c 1980 года стал традиционным центром джазовых фестивалей в республике. Раз в два года его улицы и набережная Немана украшаются транспарантами и флажками c музыкальной символикой — Бирштонас гостеприимно встречает музыкантов, знатоков и любителей джаза.
На фото. Саксофонист ПЯТРАС ВИШНЯУСКАС
Нынешний, четвертый фестиваль от первого концерта джазовой музыки в Советской Литве отделяет четверть века. за прошедшие годы в этом жанре происходили то спады, то подъемы, пока в середине 70-х годов не обозначилась твердая линия поступательного и своеобразного его развития.
Особое значение здесь имело творчество весьма известного теперь трио «Г—T—Ч», возникшего в 1971 году. Вячеслав Ганелин, Владимир Тарасов и Владимир Чекасин, создавшие ансамбль современного камерного джаза, вскоре завоевали широкое признание в стране и за рубежом. Во многом благодаря «Г—T—Ч» и одаренному пианисту Олегу Молокоедову джазовая жизнь в республике оживилась: возросший интерес публики стимулировал и творчество музыкантов в нескольких городах Литвы, в Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде и, в последнее время, в Паневежисе.
Научно-методический центр культуры и Министерство культуры Литовской ССР пришли к единому мнению — необходимо проводить фестиваль, главная цель которого — смотр джазовых ансамблей республики. B том, что местом его проведения стал Бирштонас — особая заслуга заведующего отдела культуры горисполкома Зигмаса Вилейкиса, сумевшего не только убедить в целесообразности такого выбора, но и проявить максимум личной ответственности в организации всех четырех фестивалей.
B 1980 году на сцене городского Дворца культуры играли 9 джазовых коллективов, в нынешнем году их было 18.
Фестиваль начался выступлением диксиленда — наиболее традиционного джазового состава. Клайпедские музыканты, играющие вместе 10 лет, увлеченно воссоздают стилистику раннего джаза, его подчеркнутый демократизм, азарт соревновательности каждого участника ансам6ля. Кроме клайпедского мы услышали в концертах диксиленды из Паневежиса и Вильнюса. Паневежисский ансамбль дебютировал на фестивале, он сыграл несколько традиционных пьес, среди которых «Веселый кларнетист» Хоффмана и «Сект-Луис блюз» Хэнди.

На фото. Г. АБАРЮС и В. ТАРАСОВ
Ретро возможности диксиленда хорошо проявляются в пьесах на темы популярных когда-то мелодий, и музыканты эти возможности не упустили, они сыграли пьесу на тему песни Будаш кипа «За дальнею околицей» (впервые эта транскрипция появилась в исполнении Ленинградского диксиленда). Конечно, отсутствие «диксилендового опыта» повлияло на игру ансамбля, кое-где проскальзывали неверные гармонии, горячая увлеченность иногда подменялась грубоватым напором.
Дебют есть дебют.
Выступление Вильнюсского диксиленда явило собою театрализованный эстрадный номер, решенный в буффоннокомедийном плане. Музыканты подчеркнули зрелищные, сценические возможности жанра, вызвав горячо одобрительную реакцию публики. B целом же все эти ансамбли еще раз убедили в том, как необходима такая форма музицирования в палитре джаза.
Вильнюсским коллективом руководит саксофонист и кларнетист Пятрас Вишняускас, один из самых перспективных музыкантов литовского джаза. Квартет под его руководством был удостоен 1 премии на VII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, c успехом выступает на фестивалях в городах нашей страны и за рубежом, B Бирштонасе квартет дважды награждался главным призом и призом зрителей. B этом году приз зрителей отдан Вишняускасу — солисту и ансамблисту.
Творческий облик музыканта определяет яркая национальная самобытность, он активно развивает обрaзные ладово-интонационные особенности литовского музыкального фольклора. Выступив едва ли не в каждом из семи концертов фестиваля в разных составах — в дуэте, трио, квартете, диксиленде, биг-6энде, Вишняускас показал удивительную музыкальную универсальность, своего рода запас творческой прочности.
B этом — наиболее характерная черта школы литовского джаза. Таковы, всего, уже маститые B. Ганелин, В. Тарасов и B. Чекасин. Сохраняя трио «Г—T—Ч» в стадии постоянного стилистического обновления, каждый из этих музыкантов занимает свое, отдельное место в литовском джазе. Ганелин — чрезвычайно изобретательный и парадоксально мыслящий композитор и пианист, автор оперы, мюзикла, музыки ко многим кинофильмам и драматическим спектаклям.
Тарасов — редкий по мастерству и фантазии исполнитель на ударных. B ежегодном опросе джазовых критиков страны, проводимом латвийской газетой «Советская молодежь», Тарасов бессменно называется первым среди ударников.
Пожалуй, единственный случай записи сольного диска-гиганта исполнителем на ударных принадлежит именно ему. На фестивале Тарасов выступил в трио c московской певицей B. Пономаревой и новосибирским виолончелистом и ударником В. Беличенко.Трио показало развернутый музыкальный пейзаж пантеистического характера, где, будто в языческие времена, силы природы то в единении, то в противоборстве впечатляют своим загадочным могуществом.
Теперь — o B. Чекасине. Разнообразная деятельность этого музыканта привлекает пристальное внимание и заслуживает настоящего уважения. Рассказывать o нем можно долго, нельзя хотя бы не обозначить определяющие черты творческого облика Чекасина. за последние пять лет он единодушно признается лучшим джазовым музыкантом страны. Заметьте, не саксофонистом, a именно музыкантом. Все его исполнительские выступления в разных ансамблях и оркестрах, где он одновременно еще является то автором, то аранжировщиком, то дирижером, везде вызывают интерес. K тому же, что бывает редко y ярких исполнительных индивидуальностей, Чекасин неутомимый педагог-просветитель.
Он преподает в детской музыкальной школе имени Дварионаса, на фестивале мы слушали ансамбль из его учеников вместе с педагогом, как с играющим тренером. У Чекасина есть класс в литовской консерватории, где он организовал и биг-бэнд.
Выступление этого коллектива было отмечено главным призом фестиваля.
Оркестр под управлением Чекасина сыграл два больших сочинения, одно из которых — концерт для голоса K. Петросяна, второе — одночастная композиция В. Чекасина, которую можно назвать джазовoй симфонией. Почему именно так?
Большое художественное впечатление произвели ассоциативная образность, контраст динамично развивающихся музыкальных эпизодов, их стилистические смещения. Чекасин и как исполнитель и, в данном случае, как композитор сумел достичь почти разговорной ясности в передаче музыкальных событий. Можно, в частности, пересказать их так: он скорбит от того, что на земле до сих пор еще много горя, негодует и возмущается несправедливостью и фальшью, радуется всему подлинно человеческому, призывает к противодействию злу.
Разумеется, подобная степень образной доходчивости, читаемости этой далеко не простой музыки — результат многолетнего художественного становления личности автора, проявление его активной гражданской и человеческой позиции. Именно поэтому B. Чекасин как учитель музыки добивается от своих учеников высокого исполнительского результата.
На фестивале выступили разные по стилю и творческой манере музыканты Литвы. Виртуозный блеск и безупречная техника игры отличали трио Г. Абарюса. Он закончил Консерваторию по классу фортепиано, стал лауреатом конкурса мoлодых исполнителей (1977 г.) и конкурса советской и современной французской музыки в Таллине (1981 г.). B трио c Абарюсом играют A. Готесман (ударные инструменты) и саксофонист A. Федротов, доцент Вильнюсской консерватории. Такое академическое «соединение» в джазе на первый взгляд могло показаться излишне чопорным. Но благодаря динамическому напору игры Абарюса, его отнюдь не академическому темпераменту, выступление это стало на фестивале едва ли не самым «горячим».
B первой его части были сыграны три импровизационные композиции, одна из которых основывалась на народной мелодии гимнического характера. Прозвучал и знаменитый «Караван» Д. Эллингтона. Затем — соло рояля, остроумная пародия-посвящение B. Ганелину. С серьезностью, импонирующей его внушительному облику, Абарюс заявил вначале «программу* и названия частей: замедляя, ускоряя и с воодушeвлением.
Нарочитая странность и головоломная эквилибристика звуковых экспериментов Ганелина иногда и сами по себе пародийны. A уж подмеченные и утрированные профессионалом произвели нeотразимый комический эффект.
Вторую часть этого выступления составил так нaзываемый «Джаз-архивы.
Только на акустических инструментах (дна рояля, две гитары, ударные) А6арюс и его коллеги сыграли целую сюиту из старых Буги-вуги. И здесь не обошлось без улыбки: «вокал» A. Комаровского напомнил то время, когда средние певцы c поставленными голосами переходили к эстрадной манере пения.
Из малых составов интересно и c успехом выступил квартет из Каунаса под руководством пианиста P. Грабштаса. На ударных инструментах играл A. Иоффе, на гитаре — B. Швабас, на бас-гитаре E. Швабас. Квартет сыграл большие композиции: на тему Д. Гиллеспи «Ночь в Тунисе» и на известную песню Д. Леннона — П. Маккартни «Yesterday».
Особенно запомнилось сочинение Грабштаса «Длинная дорога» — пример серьезной работы е композиционном джазе. Мощное динамическое развитие в этой крупной композиции было определено увлекательным тематическим материалом и точно найденным для него стилем импровизационности. Как пьеса хорошего драматурга, эта музыка от начала до конца держала слушателей напряженном внимании. P. Грабштас — джазовый музыкант c двадцатилетним стажем, и сам факт такого профессионального роста весьма отраден.
Напомню, что главная цель фестиваля — смотр республиканских коллективов, гостей из других республик здесь бывает немного. Приглашение выступить в Бирштонасе зависит от творческого сотрудничества музыкантов. Так, C. Беличенко из Новосибирска часто играет c вильнюсцами O. Молокоедовым и B. Тарасовым.
Контрабасист И. Галениекс из Риги выступaл со многими литовскими музыкантами, в этот раз — в дуэте с Молокоедовым и с ним же и Беличенко — в трио.
Тенденция к всестороннему выявлению всех профессиомальных и стилистических возможностей джазменов характерны именно для Литвы. B отличие от вообще характерной для джаза формы «джем-сешн», когда в единый поток импровизации вовлекаются все новые музыканты, сменяющие друг друга, здесь специально для одного или нескольких выступлений объединяются участники разных коллективов. Кроме того, что такая форме интересна публике, она еще и очень полезна для самих музыкантов, их постоянного творческого роста.
Нет сомнения в том, что после окончания четвертого смотра в Бирштонасе литовские музыканты, отметив достижения »все просчеты, сделав соответствующие выводы, уже готовятся к выступлениям на следующем, пятом фестивале.
Татьяна КАРЕВА
Журнал Советская эстрада и цирк. Сентябрь 1986 г.
оставить комментарий