В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Славному юбилею - достойную встречу

Близится знаменательная дата в истории советского народа и всего прогрессивного человечества — 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции.

Во всю ширь развернулось соревнование тружеников нашей страны за достойную встречу славного юбилея. Каждый советский человек как бы мысленно спрашивает себя в эти дни: что в моих силах сделать, чтобы при­умножить славу и могущество социали­стической Родины.

Грандиозные победы, одержанные нашим народом под руководством Коммунистической партии за неполные пятьдесят лет — яркое подтверждение преимущества советского социалистиче­ского строя, его идеологии. В решениях недавнего XXIII съезда КПСС дан глу­бокий марксистско-ленинский анализ международного и внутреннего положе­ния Советского Союза, намечены кон­кретные меры по дальнейшему укреп­лению могущества нашей родины, по­вышению материального благосостояния и культуры народа. Воодушевленные историческими решениями съезда, советские люди преисполнены решимости ознаменовать грядущий праздник новы­ми трудовыми успехами на всех фрон­тах хозяйственного и культурного строительства.

Вместе со всем народом готовятся к 50-летию Великого Октября и мастера советского цирка. На Всесоюзном твор­ческом совещании в начале прошлого года работники нашей системы подвели итоги предыдущего смотра достижений циркового искусства и выдвинули инте­ресные предложения навстречу пяти­десятилетию Советской власти. Итоги творческого соревнования, посвященно­го славному юбилею, предполагается подвести в конце нынешнего года с тем, чтобы в юбилейном, 1967 году показать на всех манежах страны лучшие произ­ведения советского циркового искусства. Деятельную подготовку к празднику ведут наши творческие коллективы. В этой связи мне хотелось бы прежде всего назвать то, что уже создано, в ходе смотра, посвященного 50-летию Октяб­ря. Речь идет о молодом коллективе «Цирк на льду» (режиссер-постановщик А. Арнольд, выпуск Центральной сту­дии). С его созданием родился, по суще­ству, новый жанр в цирковом искусстве.

Коллектив этот за свою короткую твор­ческую жизнь завоевал любовь и признание зрителей. Его спектаклям (их прошло уже более шестисот) сопутствует неизменный успех. Ансамбль «Цирк на льду» примечателен тем, что в нем почти нет профессиональных артистов, прошедших цирковую школу. Моло­дежь, принятая по конкурсу, менее чем за два года овладела под руководством опытных мастеров многими цирковыми жанрами, причем в необычных усло­виях — на ледяном манеже. Разумеется, молодыми исполнителями еще далеко не исчерпаны все возможности цирка на льду: предстоит многое сделать для создания новых и совершенствования старых номеров, для повышения актер­ского мастерства. Но сам факт создания такого коллектива — бесспорно очень отрадное явление.

Чем же порадуют нас мастера цирка в 1967 году? Какими программами будут отчитываться они перед зрителями, пе­ред многомиллионной армией любителей циркового искусства?

К 50-летию Советской власти во всех цирках страны намечено подготовить и провести пантомимы, тематические представления. Есть все основания пред­полагать, что программы юбилейного года будут оригинальными и интерес­ными. Несколько таких программ уви­дят москвичи. Это — «Молодым везде у нас дорога» с участием артистов моло­дежного коллектива, «Цирк народов СССР» (поэт Н. Доризо, композитор А. Долуханян) и юбилейное феериче­ское представление «Всегда в пути» (авторы А, Арканов и Г. Горин, композитор В. Мурадели). Красочное пред­ставление-кавалькаду по стадионам страны (автор Ю. Чепурин) готовит московская группа «Цирк на сцене». Над постановкой и оформлением этих про­грамм работают режиссеры М. Местечкин, Е. Рябчуков, В. Миронов, худож­ники Л. Окунь, М. Зайцева, Л. Либер, Р. Вайсенберг.

Во Дворце спорта в Лужниках зрите­ли увидят новую программу Государственного ансамбля «Балет на льду» — «Сказка, быль, фантазия» (сценарий Л. Лавровского, Ю. Кондратова и М. Мнацаканяна, постановка Ю. Кондрато­ва). Будут подготовлены цирковые пред­ставления   для   Зеленого   театра   парка имени М. Горького, Зеленого театра ВДНХ и парка Сокольники. В Цент­ральном выставочном зале — в Манеже организуется выставка «Советский цирк сегодня». По итогам Всесоюзного смотра самодеятельного искусства в Москве бу­дет проведена декада народных цирков.

С юбилейными программами позна­комятся не только москвичи. Итоги Всесоюзного смотра и обновленную про­грамму «Цирка на льду» покажет Ленинградский цирк. В Киевском цирке будет демонстрироваться программа вновь созданного украинского коллек­тива (авторы сценария — С. Олейник, П. Глазовой и М. Татарский). Харьков­ский цирк готовит тематическое представление «Харьковчане — харьковча­нам» (автор Л. Галкин). Минский цирк работает над сценарием, посвященным партизанскому движению в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны. В новом здании Бакинского цирка в исполнении вновь созданного Азербайд­жанского коллектива будет показана пантомима «Знак на скале» (авторы — С. Дадашев, М. Джебраилов, Е. Рябчу­ков, Л. Куксо; музыка Р. Гаджиева; художники А. Фальковский и Э. Алмас-Заде; постановка Е. Рябчукова). В Туль­ском цирке готовится к осуществлению постановка водной феерии под услов­ным названием «Сто сюрпризов». Кроме того, предполагается, что к 50-летию Со­ветской власти будет создано несколько новых цирковых коллективов: эстон­ский, киргизский и другие.

За сорок с лишним лет советский цирк накопил немало выдающихся но­меров и аттракционов, выдвинувших-его на первое место в мире. У нас вы­росла плеяда замечательных мастеров, которые составляют ныне славу и гор­дость советского циркового искусства. Мы вправе надеяться, что ведущие ма­стера выступят в юбилейном году с новыми творческими достижениями. Интересными и оригинальными обе­щают быть, в частности, такие аттракционы, как «Вечные враги — друзья» А. Александрова-Федотова, «Воздушная гимнастка с леопардами» В. Сурковой (режиссер С. Морозов, выпуск Цент­ральной студии циркового искусства), «Зубры и хищники» В. Тихонова (ре­жиссер Г. Перкун, выпуск Ярославского цирка). Над сценарием под условным названием «Олег на луне» работает сов­местно с ленинградскими писателями М. Гиндиным и Г. Рябкиным Олег По­пов. Тематическую программу «Уроки истории» готовит Карандаш (автор И. Набатов).

Столь обширная программа (а я пе­речислил далеко не все!), конечно же, потребует больших организационных и творческих усилий всего нашего коллектива, директоров и режиссеров цир­ков и, в первую очередь, самих артис­тов. Долг всех руководителей — боль­ших и малых — оказать практическую помощь исполнителям и коллективам в подготовке к великому всенародному празднику 50-летия Октября.

Разумеется, я вовсе не хочу сказать, что все стационарные и передвижные цирки, все группы «Цирка на сцене» должны обязательно ставить юбилей­ные пантомимы. Создание пантомимы — дело трудоемкое, сложное, требующее прежде всего хорошего литературного сценария, больших материальных затрат. Речь идет о другом: о том, чтобы каждый исполнитель, каждый коллек­тив встретил великий праздник новы­ми и интересными творческими дости­жениями, чтобы в программах юбилей­ного года не было и тени унылого ре­месленничества, посредственности, ску­ки.

Серьезно и притом заблаговременно нужно подумать о парадах-прологах праздничных представлений. С некото­рых пор у нас выработался определенный стандарт в построении запева цир­кового спектакля. Обычно он выглядит так: артисты выходят под музыку на манеж, кто-то читает приветственные стихи, после чего все торжественно уда­ляются за кулисы. ВЖежду тем, опыт создания наших лучших программ убе­дительно показывает, каким оригиналь­ным и красочным может быть парад-пролог циркового представления, сколь­ко интересных постановочных и оформительских возможностей открывает он перед создателями спектакля.

Сила и прелесть циркового искусст­ва, как, впрочем, и всякого другого искусства — в его неповторимости. Сле­по скопировать пусть даже очень хоро­ший номер, сделать то, что до тебя де­лали другие — значит оказаться за пре­делами подлинно художественного твор­чества. Артист, художник не может и не должен быть ремесленником; его каждодневный труд — это всегда поиск, открытие, всегда стремление идти не­проторенным путем.

Известно, что мастера советского цирка добились во многих жанрах выдающихся результатов. Если раньше, к примеру, двойное сальто или вращение в зубнике под куполом цирка считались рекордными достижениями, то теперь эти трюки демонстрируют многие ис­полнители. Но значит ли это, что мы до конца «отработали» тот или иной жанр, полностью использовали возможности человека?

Конечно же, нет. Уж на что, каза­лось бы, традиционен конный цирк, однако опыт создания недавней про­граммы под руководством М. Туганова, рождение «Бахчисарайской легенды», великолепные номера Л. Котовой и Ю. Ермолаева, Запашных говорят о поистине неисчерпаемых возможностях этого жанра. Речь в данном случае не идет о создании дополнительных коню­шен: количество, как известно, далеко не всегда переходит в качество. Важно не утрачивать ощущения творческого беспокойства, давать простор фантазии, настойчиво искать и находить новое, оригинальное.

Почему, например, нашим воздуш­ным гимнастам не подумать о новых конструкциях и формах движения ап­паратов, о более широком использовании достижений в области света и зву­ка? Значительно более разнообразными могут быть выступления жонглеров, артистов, работающих с першами, на­ших мастеров-канатоходцев. Есть любо­пытные предложения В. Запашного, А. Шага-Новожилова и других по соз­данию первого в СССР циркового океа­нария с демонстрацией дрессированных дельфинов и других морских животных.

Оригинальных творческих заявок, планов, предложений немало в нашем общем предъюбилейном портфеле. К со­жалению, артистам все еще приходится тратить немало времени на различные «согласования», они подолгу ждут изго­товления реквизита и костюмов. Сейчас многое будет зависеть от четкости и опе­ративности всех звеньев аппарата Со­юзгосцирка. ГУЦЭИ и Студии надо по­заботиться о том, чтобы при создании новых номеров принимались во внима­ние самые лучшие достижения советско­го и мирового цирка и спорта, чтобы ни один посредственный номер не получал права на существование. А посредствен­ных номеров у нас все еще достаточно, тем более, если вспомнить о возрасте не­которых артистов.

При создании новых номеров нельзя не учитывать, что за последние годы мы многое растеряли в жанре буффонадной клоунады. Необходимо искать и учить талантливых «рыжих» и «белых» клоу­нов, которые могли бы в каждом пред­ставлении выступать с публицистиче­ски-острыми сатирическими клоунадами и интермедиями. Хорошие клоуны нуж­ны и для исполнения ролей в пантоми­мах и тематических представлениях. Сейчас из-за недостатка мастеров этого жанра мы вынуждены приглашать для участия в наших спектаклях драмати­ческих актеров, которые не знают спе­цифики цирка и чувствуют себя на ма­неже гостями.

Не лучше обстоит дело и с музыкаль­ной эксцентриадой. Среди артистов это­го жанра немало несмешных, без вы­думки музыкантов, к тому же еще плохо знающих ноты. Подготовке музыкаль­ных эксцентриков недостаточно уделяется внимания и в ГУЦЭИ, хотя в нем, как известно, существует специальное отделение. Видимо, надо повысить тре­бовательность при наборе будущих ис­полнителей этого веселого и оригиналь­ного жанра, всемерно приблизить их подготовку к условиям манежа, к спе­цифике циркового искусства.

Создание на манеже яркого художе­ственного образа требует от исполнителя не только профессионального умения, но и высокой культуры, актерского ма­стерства. К сожалению, именно этих ка­честв недостает порой артистам цирка. Обидно, когда хороший исполнитель не умеет держать себя на манеже, когда его выступление сводится только к демон­страции трюка. Не секрет, что многие наши артисты, в том числе и молодые, нигде не учатся, не имеют даже средне­го образования. О какой же культуре может идти речь, если артист не забо­тится о расширении своего кругозора, если он мало читает и большую часть дня тратит на закулисные пересуды и игру в домино. Пустое времяпрепровож­дение, неумение или нежелание занять себя полезным делом приводит, как правило, к дисциплинарным проступкам, к нарушению моральных и этических норм.

За последние годы наши партийные, профсоюзные и комсомольские организации немало сделали для укрепления дисциплины и порядка в цирке, для ши­рокого приобщения людей к знаниям, культуре. Отрадно, что сотни наших ар­тистов учатся в высших учебных заве­дениях, в средних школах, на заочном отделении университета марксизма-ле­нинизма при МГК КПСС, овладевают марксистско-ленинской теорией в сети партийного просвещения; Но мы были бы глубоко неправы, если бы сочли, что политико-воспитательная и учебная ра­бота в цирковых коллективах поставле­на образцово. Директорам цирков, на­шим партийным, профсоюзным и комсомольским организациям еще многое предстоит сделать для повышения поли­тического, общеобразовательного и про­фессионального уровня мастеров манежа.

Недавно состоялось заседание худо­жественного совета Союзгосцирка, на котором обсуждались творческие планы отдельных исполнителей и коллективов, связанные с подготовкой к 50-летию Ве­ликого Октября. Многие заявки, повто­ряю, очень интересны, чувствуется, что их авторы серьезно и ответственно го­товятся к знаменательной дате. Однако теперь, когда до юбилея осталось немно­гим более года, важны не только инте­ресные планы, но и то, как эти планы претворяются в жизнь. Время не ждет — необходимо уже сегодня, сейчас прини­маться за работу.

Немалую роль в подготовке к юби­лею играет и успешное решение материально-технических и организацион­ных вопросов. Известно, что в ближай­шие годы в стране будет построено со­рок новых цирков. Значит, уже сегодня мы должны позаботиться о подготовке не только творческих, но и администра­тивно-технических кадров, подумать об оснащении будущих цирков новейшей аппаратурой (свет, звук, подъемные ме­ханизмы и т. д.). Нужны новые конст­рукции цирков шапито, передвижное оборудование для демонстрации «Бале­та на льду». Короче говоря, насущных проблем и вопросов много, и наш долг — заранее предусмотреть и подготовить все необходимое.

Нет сомнения в том, что многотысяч­ная армия работников советского цирка, его общественные организации сделают все для того, чтобы ознаменовать юби­лейный год оригинальными и празднич­ными, интересными и яркими цирковы­ми спектаклями. Именно таких спектак­лей ждет от мастеров манежа наш взы­скательный и строгий зритель, во имя которого мы работаем, творим, созда­ем свое жизнерадостное солнечное ис­кусство.
 

Ф. БАРДИАН, управляющий Союзгосцирком

Журнал Советский цирк. Июль 1966 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100