Славному юбилею - достойную встречу
Близится знаменательная дата в истории советского народа и всего прогрессивного человечества — 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции.
Во всю ширь развернулось соревнование тружеников нашей страны за достойную встречу славного юбилея. Каждый советский человек как бы мысленно спрашивает себя в эти дни: что в моих силах сделать, чтобы приумножить славу и могущество социалистической Родины.
Грандиозные победы, одержанные нашим народом под руководством Коммунистической партии за неполные пятьдесят лет — яркое подтверждение преимущества советского социалистического строя, его идеологии. В решениях недавнего XXIII съезда КПСС дан глубокий марксистско-ленинский анализ международного и внутреннего положения Советского Союза, намечены конкретные меры по дальнейшему укреплению могущества нашей родины, повышению материального благосостояния и культуры народа. Воодушевленные историческими решениями съезда, советские люди преисполнены решимости ознаменовать грядущий праздник новыми трудовыми успехами на всех фронтах хозяйственного и культурного строительства.
Вместе со всем народом готовятся к 50-летию Великого Октября и мастера советского цирка. На Всесоюзном творческом совещании в начале прошлого года работники нашей системы подвели итоги предыдущего смотра достижений циркового искусства и выдвинули интересные предложения навстречу пятидесятилетию Советской власти. Итоги творческого соревнования, посвященного славному юбилею, предполагается подвести в конце нынешнего года с тем, чтобы в юбилейном, 1967 году показать на всех манежах страны лучшие произведения советского циркового искусства. Деятельную подготовку к празднику ведут наши творческие коллективы. В этой связи мне хотелось бы прежде всего назвать то, что уже создано, в ходе смотра, посвященного 50-летию Октября. Речь идет о молодом коллективе «Цирк на льду» (режиссер-постановщик А. Арнольд, выпуск Центральной студии). С его созданием родился, по существу, новый жанр в цирковом искусстве.
Коллектив этот за свою короткую творческую жизнь завоевал любовь и признание зрителей. Его спектаклям (их прошло уже более шестисот) сопутствует неизменный успех. Ансамбль «Цирк на льду» примечателен тем, что в нем почти нет профессиональных артистов, прошедших цирковую школу. Молодежь, принятая по конкурсу, менее чем за два года овладела под руководством опытных мастеров многими цирковыми жанрами, причем в необычных условиях — на ледяном манеже. Разумеется, молодыми исполнителями еще далеко не исчерпаны все возможности цирка на льду: предстоит многое сделать для создания новых и совершенствования старых номеров, для повышения актерского мастерства. Но сам факт создания такого коллектива — бесспорно очень отрадное явление.
Чем же порадуют нас мастера цирка в 1967 году? Какими программами будут отчитываться они перед зрителями, перед многомиллионной армией любителей циркового искусства?
К 50-летию Советской власти во всех цирках страны намечено подготовить и провести пантомимы, тематические представления. Есть все основания предполагать, что программы юбилейного года будут оригинальными и интересными. Несколько таких программ увидят москвичи. Это — «Молодым везде у нас дорога» с участием артистов молодежного коллектива, «Цирк народов СССР» (поэт Н. Доризо, композитор А. Долуханян) и юбилейное феерическое представление «Всегда в пути» (авторы А, Арканов и Г. Горин, композитор В. Мурадели). Красочное представление-кавалькаду по стадионам страны (автор Ю. Чепурин) готовит московская группа «Цирк на сцене». Над постановкой и оформлением этих программ работают режиссеры М. Местечкин, Е. Рябчуков, В. Миронов, художники Л. Окунь, М. Зайцева, Л. Либер, Р. Вайсенберг.
Во Дворце спорта в Лужниках зрители увидят новую программу Государственного ансамбля «Балет на льду» — «Сказка, быль, фантазия» (сценарий Л. Лавровского, Ю. Кондратова и М. Мнацаканяна, постановка Ю. Кондратова). Будут подготовлены цирковые представления для Зеленого театра парка имени М. Горького, Зеленого театра ВДНХ и парка Сокольники. В Центральном выставочном зале — в Манеже организуется выставка «Советский цирк сегодня». По итогам Всесоюзного смотра самодеятельного искусства в Москве будет проведена декада народных цирков.
С юбилейными программами познакомятся не только москвичи. Итоги Всесоюзного смотра и обновленную программу «Цирка на льду» покажет Ленинградский цирк. В Киевском цирке будет демонстрироваться программа вновь созданного украинского коллектива (авторы сценария — С. Олейник, П. Глазовой и М. Татарский). Харьковский цирк готовит тематическое представление «Харьковчане — харьковчанам» (автор Л. Галкин). Минский цирк работает над сценарием, посвященным партизанскому движению в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны. В новом здании Бакинского цирка в исполнении вновь созданного Азербайджанского коллектива будет показана пантомима «Знак на скале» (авторы — С. Дадашев, М. Джебраилов, Е. Рябчуков, Л. Куксо; музыка Р. Гаджиева; художники А. Фальковский и Э. Алмас-Заде; постановка Е. Рябчукова). В Тульском цирке готовится к осуществлению постановка водной феерии под условным названием «Сто сюрпризов». Кроме того, предполагается, что к 50-летию Советской власти будет создано несколько новых цирковых коллективов: эстонский, киргизский и другие.
За сорок с лишним лет советский цирк накопил немало выдающихся номеров и аттракционов, выдвинувших-его на первое место в мире. У нас выросла плеяда замечательных мастеров, которые составляют ныне славу и гордость советского циркового искусства. Мы вправе надеяться, что ведущие мастера выступят в юбилейном году с новыми творческими достижениями. Интересными и оригинальными обещают быть, в частности, такие аттракционы, как «Вечные враги — друзья» А. Александрова-Федотова, «Воздушная гимнастка с леопардами» В. Сурковой (режиссер С. Морозов, выпуск Центральной студии циркового искусства), «Зубры и хищники» В. Тихонова (режиссер Г. Перкун, выпуск Ярославского цирка). Над сценарием под условным названием «Олег на луне» работает совместно с ленинградскими писателями М. Гиндиным и Г. Рябкиным Олег Попов. Тематическую программу «Уроки истории» готовит Карандаш (автор И. Набатов).
Столь обширная программа (а я перечислил далеко не все!), конечно же, потребует больших организационных и творческих усилий всего нашего коллектива, директоров и режиссеров цирков и, в первую очередь, самих артистов. Долг всех руководителей — больших и малых — оказать практическую помощь исполнителям и коллективам в подготовке к великому всенародному празднику 50-летия Октября.
Разумеется, я вовсе не хочу сказать, что все стационарные и передвижные цирки, все группы «Цирка на сцене» должны обязательно ставить юбилейные пантомимы. Создание пантомимы — дело трудоемкое, сложное, требующее прежде всего хорошего литературного сценария, больших материальных затрат. Речь идет о другом: о том, чтобы каждый исполнитель, каждый коллектив встретил великий праздник новыми и интересными творческими достижениями, чтобы в программах юбилейного года не было и тени унылого ремесленничества, посредственности, скуки.
Серьезно и притом заблаговременно нужно подумать о парадах-прологах праздничных представлений. С некоторых пор у нас выработался определенный стандарт в построении запева циркового спектакля. Обычно он выглядит так: артисты выходят под музыку на манеж, кто-то читает приветственные стихи, после чего все торжественно удаляются за кулисы. ВЖежду тем, опыт создания наших лучших программ убедительно показывает, каким оригинальным и красочным может быть парад-пролог циркового представления, сколько интересных постановочных и оформительских возможностей открывает он перед создателями спектакля.
Сила и прелесть циркового искусства, как, впрочем, и всякого другого искусства — в его неповторимости. Слепо скопировать пусть даже очень хороший номер, сделать то, что до тебя делали другие — значит оказаться за пределами подлинно художественного творчества. Артист, художник не может и не должен быть ремесленником; его каждодневный труд — это всегда поиск, открытие, всегда стремление идти непроторенным путем.
Известно, что мастера советского цирка добились во многих жанрах выдающихся результатов. Если раньше, к примеру, двойное сальто или вращение в зубнике под куполом цирка считались рекордными достижениями, то теперь эти трюки демонстрируют многие исполнители. Но значит ли это, что мы до конца «отработали» тот или иной жанр, полностью использовали возможности человека?
Конечно же, нет. Уж на что, казалось бы, традиционен конный цирк, однако опыт создания недавней программы под руководством М. Туганова, рождение «Бахчисарайской легенды», великолепные номера Л. Котовой и Ю. Ермолаева, Запашных говорят о поистине неисчерпаемых возможностях этого жанра. Речь в данном случае не идет о создании дополнительных конюшен: количество, как известно, далеко не всегда переходит в качество. Важно не утрачивать ощущения творческого беспокойства, давать простор фантазии, настойчиво искать и находить новое, оригинальное.
Почему, например, нашим воздушным гимнастам не подумать о новых конструкциях и формах движения аппаратов, о более широком использовании достижений в области света и звука? Значительно более разнообразными могут быть выступления жонглеров, артистов, работающих с першами, наших мастеров-канатоходцев. Есть любопытные предложения В. Запашного, А. Шага-Новожилова и других по созданию первого в СССР циркового океанария с демонстрацией дрессированных дельфинов и других морских животных.
Оригинальных творческих заявок, планов, предложений немало в нашем общем предъюбилейном портфеле. К сожалению, артистам все еще приходится тратить немало времени на различные «согласования», они подолгу ждут изготовления реквизита и костюмов. Сейчас многое будет зависеть от четкости и оперативности всех звеньев аппарата Союзгосцирка. ГУЦЭИ и Студии надо позаботиться о том, чтобы при создании новых номеров принимались во внимание самые лучшие достижения советского и мирового цирка и спорта, чтобы ни один посредственный номер не получал права на существование. А посредственных номеров у нас все еще достаточно, тем более, если вспомнить о возрасте некоторых артистов.
При создании новых номеров нельзя не учитывать, что за последние годы мы многое растеряли в жанре буффонадной клоунады. Необходимо искать и учить талантливых «рыжих» и «белых» клоунов, которые могли бы в каждом представлении выступать с публицистически-острыми сатирическими клоунадами и интермедиями. Хорошие клоуны нужны и для исполнения ролей в пантомимах и тематических представлениях. Сейчас из-за недостатка мастеров этого жанра мы вынуждены приглашать для участия в наших спектаклях драматических актеров, которые не знают специфики цирка и чувствуют себя на манеже гостями.
Не лучше обстоит дело и с музыкальной эксцентриадой. Среди артистов этого жанра немало несмешных, без выдумки музыкантов, к тому же еще плохо знающих ноты. Подготовке музыкальных эксцентриков недостаточно уделяется внимания и в ГУЦЭИ, хотя в нем, как известно, существует специальное отделение. Видимо, надо повысить требовательность при наборе будущих исполнителей этого веселого и оригинального жанра, всемерно приблизить их подготовку к условиям манежа, к специфике циркового искусства.
Создание на манеже яркого художественного образа требует от исполнителя не только профессионального умения, но и высокой культуры, актерского мастерства. К сожалению, именно этих качеств недостает порой артистам цирка. Обидно, когда хороший исполнитель не умеет держать себя на манеже, когда его выступление сводится только к демонстрации трюка. Не секрет, что многие наши артисты, в том числе и молодые, нигде не учатся, не имеют даже среднего образования. О какой же культуре может идти речь, если артист не заботится о расширении своего кругозора, если он мало читает и большую часть дня тратит на закулисные пересуды и игру в домино. Пустое времяпрепровождение, неумение или нежелание занять себя полезным делом приводит, как правило, к дисциплинарным проступкам, к нарушению моральных и этических норм.
За последние годы наши партийные, профсоюзные и комсомольские организации немало сделали для укрепления дисциплины и порядка в цирке, для широкого приобщения людей к знаниям, культуре. Отрадно, что сотни наших артистов учатся в высших учебных заведениях, в средних школах, на заочном отделении университета марксизма-ленинизма при МГК КПСС, овладевают марксистско-ленинской теорией в сети партийного просвещения; Но мы были бы глубоко неправы, если бы сочли, что политико-воспитательная и учебная работа в цирковых коллективах поставлена образцово. Директорам цирков, нашим партийным, профсоюзным и комсомольским организациям еще многое предстоит сделать для повышения политического, общеобразовательного и профессионального уровня мастеров манежа.
Недавно состоялось заседание художественного совета Союзгосцирка, на котором обсуждались творческие планы отдельных исполнителей и коллективов, связанные с подготовкой к 50-летию Великого Октября. Многие заявки, повторяю, очень интересны, чувствуется, что их авторы серьезно и ответственно готовятся к знаменательной дате. Однако теперь, когда до юбилея осталось немногим более года, важны не только интересные планы, но и то, как эти планы претворяются в жизнь. Время не ждет — необходимо уже сегодня, сейчас приниматься за работу.
Немалую роль в подготовке к юбилею играет и успешное решение материально-технических и организационных вопросов. Известно, что в ближайшие годы в стране будет построено сорок новых цирков. Значит, уже сегодня мы должны позаботиться о подготовке не только творческих, но и административно-технических кадров, подумать об оснащении будущих цирков новейшей аппаратурой (свет, звук, подъемные механизмы и т. д.). Нужны новые конструкции цирков шапито, передвижное оборудование для демонстрации «Балета на льду». Короче говоря, насущных проблем и вопросов много, и наш долг — заранее предусмотреть и подготовить все необходимое.
Нет сомнения в том, что многотысячная армия работников советского цирка, его общественные организации сделают все для того, чтобы ознаменовать юбилейный год оригинальными и праздничными, интересными и яркими цирковыми спектаклями. Именно таких спектаклей ждет от мастеров манежа наш взыскательный и строгий зритель, во имя которого мы работаем, творим, создаем свое жизнерадостное солнечное искусство.
Ф. БАРДИАН, управляющий Союзгосцирком
Журнал Советский цирк. Июль 1966 г.
оставить комментарий