Спешите видеть
Наивная гру6ость циркового рауса навсегда ушла в прошлое. Сегодняшний цирк прочно занял свое место в ряду искусств, перестав быты просто зрелищем, забавой невзыскательной публики. Давно не слышно зычного голоса зазывалы перед началом представления, не увидишь больше крикливых афиш c таким манящим «Спешите видеть! Только сегодня!»...
На фото. Чемпионы мира В. Аоексеев, Л. Жиботинский и артист цирка В. Дикуль.
Но цирк не потерял радостного ощущения неповторимости, уникальноcти каждого мига жизни артиста на манеже, рождения чуда циркового праздника «только сегодня». Зритель в цирке знает: артист работает только для него сегодняшнего зрителя. И если оступается на канате эквилибрист, роняет булавы жонглер, если шляпа клоуна случайно петит e первый ряд и скалит зубы непокорный тигр — это для зрителя, для того, чтобы вместе c артистом пережил он неудачу и отпраздновал радость успеха.
И тем не менее цирковая программа ежевечeрне и пять раз в субботние и воскресные дни проходит по определенному, установленному режиссером канону. Тот, кто посмотрит ее во второй и третий раз, может быть, испытает легкое разочарование, узнав ее наивные хитрости.
Острое Ощущение неповторимости — непреложный закон цирка. И потому так радостны праздники на манеже, когда меняется привычный порядок выходов, когда цирк по-особому небудничен. Тогда эстетическое «сегодня и ежедневно» цирка становится еще и историческим «сегодня».
Такой спектакль показали в Ленинградском цирке 17 декабря 1985 года.
Не было броских афиш, не кричали раусные «деды», но цирковой зритель осаждал двери здания на Фонтанке, умолял о лишнем билете... Это было представление, которому никогда не повториться.
И публика «спешила видеть».
Ленинградский цирк отмечал 100-летие отечественной тяжелой атлетики и классической борьбы. B августе 1885 года под руководством врача Мариинского театра B. Ф. Краевского в Петербурге был образован первый в России общедоступный кружок любителей атлетики. Именно в этом кружке преимущественное внимание уделялось французской, или классической борьбе. Начинание Краевского и его единомышленников — первый этап становления этого вида борьбы в России. Многие замечательные русские борцы и тяжелоатлеты были выходцами из кружка Краевского — и в их числе знаменитый на всю Россию арбитр цирковых чемпионатов Е. B. Лебедев (Дядя Ваня).
И вот зрители возрожденного режиссером A. Сониным и сценаристом A. Жуковым чемпионата по классической борьбе в Ленинградском цирке увидели на манеже самого Дядю Ваню таким, каким представляется его облик любителям цирка — в сапогах бутылками, поддевке и картузе, деловито суетящимся y ковра. Дядя Ваня (эту роль исполнял судья всесоюзной категории Г. Митрофанов) бросался на манеж плашмя, чтобы лучше видеть положение лопаток борца, стремительно вскакивал и пресекал нарушения правил, цепким взглядом профессионала определив побежденного, давал короткий и властный свисток, означающий конец поединка. B первых рядах публики рядом c прославленными мастерами советской атлетики — судьями чемпионата — зрители с восторгом и удивлением обнаруживали и самого... доктора Краевского (на эту роль режиссер пригласил заместителя главного редактора спортивных передач Ленинградского телевидения B. Егорова). Со скромным достоинством юбиляра он раскланивался c почтенной публикой.
На фото. Судья Всесоюзной категории Г. МИТРОФАНОВ в роли дяди Вани. Фото H. АДАМОВИЧА
Прямо из рядов амфитеатра на манеж вываливалась грузная фигура неизвестного в черной маске (мастер спорта C. Караван), пожелавшего принять участие в чемпионате.
Короткие схватки борцов-спортсменов перемежались цирковыми номерами и своеобразным спортивным дивертисментaм.
Авторы спектакля решили подарить зрителю театрализованный праздник. Не злоупотребляя неуместными е цирке истоpическими тонкостями, постановщик показал зрителям самые разные жанры цирковой атлетики: тут был и пример боксирования в стиле конца прошлого века, н троекратное толкание рекордного сто лет назад веса, и состязание по поднятию гирь, и завязывание узлом стальных гвоздей. Цирковые номера, вобрав a себя все режиссерские находки (и даже использовав отдeльные неудачи), засверкали яркими красками. Артисты, зараженные стихией старого цирка, охотно шли На непосредственны й контакт c публикой, на контакт, всегда бывший чудесной выразительной возможностью циркового искусства. Вечер Ленинградского цирка принес c собой полузабытое обаяние простодушного праздника на манеже, воскресил балаганную жизнерадостность цирка, показав скрытые в нем возможности, его нереализованные богатства.
Кульминацией спектакля стало выступление силового жонглера Валентина Дикуля, специально приглашенного на этот вечер в Ленинград, чтобы увенчать своим номером первое отделение праздника. Валентин Дикуль стал центральной фигурой юбилейного представления. Его номер должен был символизировать родство цирка и спорта, торжественно провозглашенное авторами вечера как основная идея спектакля.
Родство цирка и спорта... Вещь это бесспорная и доказательств как будто не требующая. Напротив, довольно распространено мнение o том, что цирк — тот же спорт, только без рекордов. Валентин Дикуль — своеобразный рекордсмен: его «спортивный» результат возрастает от представления к представлению. Казалось бы, трудно было отыскать более подходящую фигуру для осуществления замысла A. Сонина)
Но вот что отметил даже самы й неискушенный зритель: выступление Дикуля захватывает, a появление на манеже спортсмена-штангиста оставляет зал равнодушным.
Секрета здесь нет. Валентин Дикуль артист. Силовой жонглер демонстрирует не собственно мышечную силу, не напряжение рекордсмена, Дикуль образным языком цирка утверждает: для человека нет Невозможного. Не рекорд, неизбежность рекорда — сверхзадача номера Валентина Дикуля. Соединение цирка и спорта в постановке Сонина дало поразительный, неожиданный результат. C невиданной прежде наглядностью, может быть вне воли режиссера и сценариста, спектакль убедительнее любого теоретического исследования доказал образную природу цирка, его принципиальное отличие от спорта.
Режиссер поставил перед собой задачу: показать родство спорта и цирка, воскресив борьбу на арене. Но цирковая борьба во все времена была меньше всего борьбой спортивной. Вспомним, лучшие ее образцы, при всей кажущейся грубости и жестокой подлинности, были виртуозно разыгранными спектаклями, где каждый персонаж знал свое место в общем зале и да конца оставался в образа.
На фото. B роли Черной маски мастер спорта C. КАРАВАН.
Поэтому замечательные ленинградские борцы чувствовали себя на манеже скованно, не знали, что им делать, как вести себя на параде, что демонстрировать в схватках. Довольно однообразная (что греха таить) французская борьба в исполнении семи пар атлетов, разбавленная великолепными, тщательно подобранными номерами цирка, принималась как что-то чуждое искусству цирка, не вызывала подлинного азарта. И если выступления пeрвых двух пар борцов еще сопровождались подбадривающими криками, то вскоре выкрики смолкли: публика «не болела» ни за кого из участников чемпиoната.
Да и как мы, зрители, могли бы узнать за время недолгих схваток на ковре индивидуальность каждого борца? Для нас они были лишь по-разному одеты. И оттого самой зaпоминающейся фигурой чемпионата стал борец в черной маске.
Появление Маски — один из самых удачных моментов в сценарии A. Сонина и A. Жукова. Подчеркиваю: в сценарии. A в спектакле?. Фигура эта, конечно, привлекала внимание зрителей. Борьба вернула себе свою прежнюю заразительность. На наших глазах завязывалась интрига, демонстрация спортивных приемов обещала превратиться в настоящий цирковой спектакль. Публика в нетерпении ждала развязки. Однако задуманная сценаристами грубая самонадеянность Черной Маски не была раскрыта исполнителем этой роли. Именно своей актерской беспомощностью персонаж возбудил нелюбовь зрителя. По требованию публики борец в маске был признан побежденным. Но удалили c манежа Черную Маску — и сразу некого стало любить и не на кого стало сердиться.
Дядя Ваня, покоривший в самом начале зал, в отличие от своего знаменитого прототипа, не сумел вступить c публикой в живой заразительный диалог и оказался лишним рядом c современными спортсменами. Борьба все больше и больше носила характер показательных выступлений.
Алексей Сонин давно тяготеет к стилизации старого цирка. Бесспорной удачей режиссера на этом пути был Спектакль «Самый радостный день» (по мотивам чеховской «Каштанки»). B новой постановке искусственное соединение двух видов зрелищ, дала весьма интересный результат. Главной здесь стала мысль: цирк — это подлинное искусство. И эта мысль последовательно доказана всем спектаклем.
И. ДУГИНА
Журнал Советская эстрада и цирк. Апрель 1986 г.
оставить коментрарий