Страницы из семейного альбома Митрофана Днепрова
Популярнейшие певцы конца прошлого — начала нынешнего века… Сегодня их голоса доносятся до нас в записи, искаженные несовершенной техникой, облик прорисовывается на тусклых пожелтевших фотографиях.
СОЛНЕЧНЫЙ БАРИТОН
На фото. М. ДНЕПРОВ в роли графи Дапило в оперетте «Веселая вдова», Москва, 1908 год.
A когда-то... Публика осаждала залы, где выступали Варя Панина, Анастасия Вяльцева, Наталья Тамара, Изо Кремер. Они играли a опереточных спектаклях, но более всего запомнились своим концертным репертуаром, в котором неповторимо раскрывалась артистическая индивидуальность каждой исполнительницы.
Впрочем, во многом родственные искусства эстрады и оперетты к началу 90-x годов прошлого века смыкаются особенно тесно. Отчасти, это происходило потому, что музыкальные предприятия скупались владельцами ресторанов, которые конкурировали в эффективности демонстрируемых зрелищ, переплетая оперетту c кафешантаном. B моду вошли мозаики из известнейших опереточных номеров, спектакли-обозрения c исполнением романсов и жанровых песенок, различного рода «цыганщина».
Рядом c любимейшими певицами выступали кумиры публики мужчины. Они блистали в «героических» амплуа «фрачной» неовенской оперетты. Это — М. Вавич, H. Северский, M. Днепров.
Митрофан Иванович Днепров, o котором мы хотим рассказать,— человек удивительной и в то же время характерной для своего времени судьбы.
На его афишах антрепренеры часто упоминали, что этот веселый и элегантный актер, легкий танцор, обладатель лирического и вместе с тем мужественного баритона,— в недавнем прошлом был послушником монастыря. Однако в те времена подобные повороты в судьбе были не столь уж экстраординарны. Спустя годы Днепров повстречался в театральном клубе с Л. B. Собиновым и И. M. Москвиным, и y каждого из них — артиста оперетты, оперного певца и актeра драматического театра — оказался в биографии эпизод пения в церковном хоре.
Чистенький дискант провинциального мальчонки, каким был Днепров, помог ему попасть в Петербург, и здесь его пение в Александро-Невской лавре было замечено профессиональными музы кантами. Так началась сценическая судьба артиста.
Днепров прошел курс обучения на оперных курсах, a в дальнейшем множество музыкальных антреприз, постоянно появлявшихся по всей стране, казалось бы, гарантировало возможность работы. Впрочем, многие предприятия, наскоро возникая, не менее быстро прогорали. Тем более строгими становились требования к артистам. В одном из трудовых соглашений, подписанных c Днепровым в начале его творческого пути значится:
«Если после трех спектаклей артист не будет иметь успеха y публики, то антрепренер имеет право нарушить контракт. Эти три спектакля должны состояться в течение восьми Дней».
Митрофан Днепров завоевал огромный успех по всей стране. Популярность его доходила до такой степени, что, например, после совместных выступлений c Изой Кремер в Одессе спетые ими песенки из оперетты «Ха-ца-ца» стали настоящими шлягерами, a в продаже появились коробки конфет с потретом Кремер и галстуки c портретом Днепрова.

Там же, в Одессе, Днепров с тонким юмором исполнял музыкальные номера в представлениях сатирического театра «Би-ба-бо».
На фото. A. Днепров
После революции, войдя в труппу Московского театре оперетты, он участвует в первых спектаклях советского репертуара. Здесь потребовались новые краски, и артисту вновь не отказали остроумие и наблюдательность, например, в образе сватающегося маркера в оперетте «Женихи» И. O. Дунаевского или Назара Думы в «Свадьбе в Малиновке» B. Александрова.
Однако главным стержнем творчества Днепрова была пропаганда лучших произведений классической оперетты. Более чем за полвека сценической деятельности артиста отношение к этому жанру постоянно менялось. То оно входило в моду, то подвергалось всевозможным «реконструкциям», то отвергалось как устаревшее и ненужное.
Тем не менее всю свою обширнейшую концертную деятельность Митрофан Днепров строил именно на этом репертуаре. И неизменно подкупал публику очарованием своих сценических героев — графа Данило, Бони, Адама c его песенкой «Мой любимый старый дед», мистера Икса, принца Раджами, Пикилло — друга Периколы, Мартина Рудокопа, героев-простаков из «Графа Люксембурга», «Сильвы», «Роз-Мари». Артист всегда сохранял хороший вкус в исполнении, не путая комедийность, развлекательность, «легкость» жанра — c пошлостью. Он любил музыку Легара, Оффенбаха, Кальмана, и эта любовь передавалась зрителям. Его искусство оставляло ощущение радости, за что артист и получил точную характеристику — «солнечный баритон».
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫИ КОНФЕРАНСЬЕ
На VII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады лауреатом по жанру конферанса стал Андрей Днепров, внук Митрофана Днепрова.
Я впервые увидела концертное выступление Андрея Днепрова задолго до его победы на конкурсе, когда он, недавний выпускник факультета режиссуры эстрады ГИТИСа, делал первые актерские пробы. Он конферировал в несколько саркастической, язвительной манере, видимо, следуя стилю, вынесенному тогда на сцену Сергеем Дитятевым. И надо сказать, Днепров был небезынтересен в этом образе.
B повседневном юморе Андрея Днепрова колючий сарказм сохраняется и поныне. Однако менее чем за десятилетие работы артиста на эстраде его сценическая манера в корне переродилась.
Все последние годы шли трудные и еще незавершенные поиски своей темы, своего образа, своих авторов — процесс, знакомый каждому артисту, особенно — артисту эстрады, особенно — конферансье.
Кто он такой — конферансье на сцене? «Это — я сам», — часто слышишь от артистов. Однако известно, что труднее всего объективно осознать именно самого себя. Вот и начинается мучительное барахтанье разноликом репертуаре, примеряемом на себя, словно костюм c чужого плеча.
Андрею Днепрову удалось уловить сущность своего сценического образа. И ершистая оболочка, защитное средство легко ранимых натур, спала, обнажив душу лирически настроенного, сентиментального человека. Таким мы его увидели на конкурсе c номером o «Жене Гале», почти сказочной историей, автором которой, кстати, является мать Андрея и дочь Митрофана Днепрова — Валентина Днепрова.
B сказке, рассказанной конферансье, муж возвращается домой и вдруг... жена называет его любимым, сын льнет к родителям и вся семья садиться пить чай в безмятежном уюте. Но почему, затаив дыхание, чуть ни со слезами на глазах слушают этот простенький сюжет зрители? Помятая об обыденности и чуде поменялись местами. Наступила усталость от агрессивности, и манит то, что недавно казалось приторным или пресным.
Просто доброжелательный конферансье?.. Не мало ли этого для сценического образа? Не достаточно ли раскрыть тему такого героя в единственном эстрадном номере? Это предстоит доказывать Андрею Днепрову, так или иначе развивая образ, открывая его новые грани. Артист уверен, что зрителю подобный герой нужен.
НИНА ТИХОНОВА
Журнал Советская эстрада и цирк. Ноябрь 1986 г.
оставить комментарий