Светлана Микитюк и Вячеслав Золкин - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Светлана Микитюк и Вячеслав Золкин

Светлана Микитюк и Вячеслав ЗолкинЯркий национальный гуцульский костюм удивительно шел этой стройной, симпатичной девчушке. И даже если бы она ничего не делала, зрители все равно аплодировали бы юной артистке, до того, беззаботно, легко и непринужденно она держалась.

...Светлане было одиннадцать лет, когда она впервые вышла на манеж в номере своего отца Франко Микитюка, а в пятнадцать — уже исполняла трюки высшей сложности: одной ногой кидала «сигары», показывая так называемые «шаги», другой вращала кольца и одновременно жонглировала тремя мячами. Даже опытные артисты приходили смотреть репетиции необыкновенной девушки. Однако вскоре убеждались: феномена нет — есть настойчивость и требовательность отца, помноженные на удивительные способности и трудолюбие дочери. Не случайно поэтому уже через два года к трем мячам Светлана добавляет четвертый, а параллельно выпускает еще один рекордный по сложности трюк: одновременное выбивание «шагов» двумя «сигарами.»

...Вячеслав Золкин, начав в четырнадцать лет восхождение по упругому, ускользающему из-под ног канату в номере своего дяди Владимира Волжанского, вскоре также добился значительных успехов, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что в труппе этих великолепных канатоходцев Вячеслав, выполняя сложные эффектные трюки, например, «раскачку» под куполом, он к тому же мог заменить партнеров практически а любом трюке.

Тогда, пожалуй, вряд ли кто-нибудь мог предположить, что Светлана и Вячеслав смогут когда-нибудь объединиться в одном номере. Слишком уж разными были жанры, в которых они выступали.

И тем интереснее нам проследить путь по которому они шли, их путь после встречи.

...Советские артисты гастролировали в Австралии. Среди них были Волжанские и Микитюк. Так часто работали вместе в одной программе Светлана и Вячеслав, а здесь, в Австралии, встретились словно бы впервые. Отсюда начался их совместный путь.

Гастроли уже закончились, и тут случилась беда... Несмотря на кондиционеры, дышать в самолете было трудно. Вячеслав облизал губы, чуть приподнял голову.

—    Лежи, лежи! — голос Волжанского был мягок, но требователен, как на репетициях. Сейчас дам попить. Главное — отлежаться. Это все — пустяки. Прилетим домой, поваляешься чуть-чуть в больнице, еще крепче станешь.

Вячеслав попытался через силу улыбнуться, но получилась гримаса — боль сдвинутых и стиснутых корсетом позвонков доходила кажется до самого мозга... Впервые эту боль он почувствовал незадолго до Австралии в Красноярске. При спуске по канату заклинило один из роликов, резкий рывок и... В Австралии случилось то, что предсказывали врачи и что он так тщательно скрывал от Волжанского. Рецедив был неожиданным: при подготовке аппарата сильнее, чем обычно, потянул трос, и вот — лежит, занимая в самолете сразу три кресла. Успокаивая его, друзья-артисты шутили: «Чем ценнее работник, тем больше места он занимает».

Из больницы Вячеслава выписали через полгода. Врачи, выдав ему удостоверение об инвалидности, предупредили, чтобы старался делать поменьше резких движений.

—    А как же работать? — недоуменно спросил он.
—    Вы какую работу имеете в виду? — поинтересовался главный врач. — Если прежнюю, то и думать забудьте. О возвращении в цирк не может быть и речи.

Артист вернулся. Вернулся, потому что не мыслил себя вне цирка, вне манежа. Вернулся, потому что, несмотря ни на что, верил в себя. Ведь не только ходить, бегать, ездить, прыгать по канату научил племянника Волжанский: главной науке, которой обучился артист цирка Вячеслав Золкин у руководителя «Прометея» — уметь побеждать себя. И еще рядом была Светлана.

Как-то один из знакомых артистов несколько резковато, но точно заметил: «Медведей в нашем цирковом конвейере, что собак нерезаных». Каламбур соответствует истине. Непомерно размножившись, номера с дрессированными медведями стали такой же притчей во языцех, как и бесчисленные номера с собаками. Неудивительно поэтому, что, решив выйти на манеж с медведями, Светлана и Вячеслав натолкнулись на столько самых различных и неожиданных препятствий, что любой другой на их месте давно бы отказался от дальнейших попыток. Но они но отказались. Они верили в себя и в те мысли о будущем номере, которые вынесли из долгих раздумий и споров.

Может быть, потому, что все это было так недавно, но и сейчас период становления артисты вспоминают с волнением, как бы заново переживая то время.

—    Риск? — переспрашивает Светлана. — Это не то слово. Мог быть провал. С треском.

Она улыбнулась, словно что-то вспомнив, обернулась к мужу:

—    Слава, а как мы с мишками знакомились...

Вячеслав рассмеялся:

—    Мы не то что ничего не смыслили в повадках, характерах, рационе питания медведей, но и с какого бока к ним подходить не знали. Это потом уже нянчились с ними, возились, даже в квартире у себя поселили, чтобы ближе познакомиться. Ну и, конечно, двадцатидневная стажировка у Олега Чепякова нам многое дала.

О самоотверженности, силе воли, а порой и фанатизме артистов манежа можно рассказывать легенды. И все-таки, одно дело, когда ты работаешь над собой, зависишь сам от себя, и другое — когда рядом с тобой животные со своими капризами, обидами, болезнями...

Два с половиной года ежедневных многочисленных репетиций понадобилось Вячеславу для того, чтобы его зажатые мускулами крепкие ноги канатоходца научились чувствовать предметы.

Ведь антиподу, как и жонглированию, учатся с детства. А сколько сил потребовалось от артистов, чтобы заставить медведя влезть на ноги артиста. И не просто стоять там, но ловить и перебрасывать мячи! Но кроме физического напряжения было и немалое утомление моральное. Ведь они ломали образы, с которыми свыклись за годы выступлений в прежних номерах. Новый жанр предъявлял к ним иные требования.

Артисты сами поставили свой номер «Закарпатские игры с медведями». Остановлюсь на этом моменте не для того, чтобы похвалить их самостоятельность, а чтобы еще раз обратить внимание на все еще бытующую у нас самодеятельность и бесконтрольность в подготовке новых или доработке старых номеров. Микитюк и Золкин со своей задачей справились вполне успешно. И здесь, видимо, сказалась добротная школа, которую прошли будущие дрессировщики в номерах своих наставников — народного артиста СССР Владимира Волжанского и заслуженного артиста УССР Франко Микитюка.

Прежде всего бросается а глаза выверенная драматургия этого произведения: неожиданная завязка, кульминация и динамичный эффектный финал. Сложные трюки но выпирают, как это нередко бывает, из контекста номера. Объединенные удачно найденными мизансценами, они последовательно сменяют друг друга.

По жанру этот номер скорее всего — обычный антипод, но с некоторыми оговорками. Во-первых, несмотря на рекордные трюки, которые демонстрирует Светлана Микитюк, это все-таки игры. А во-вторых, наравне с артистами на антиподные подушки ловко взбираются медведи.

Вот Вячеслав подносит к губам трембиту, и тут же появляется медведь Малыш, отбирает инструмент и сам начинает «играть»... «Завидуя» аплодисментам, адресованным Светлане, Кеша торопливо взбирается на пьедестал, чтобы продемонстрировать собственное мастерство, а «ревнивая» Дуня, грациозно вальсируя, прыгает через кольцо... При этом медведи работают без поводков и понуканий, выполняют асе трюки быстро и с явным удовольствием.

Особо хотелось бы отметить со вкусом оформленный реквизит (все эскизы делали сами) и эффектные, выполненные в гуцульском плане костюмы, причем не только у артистов, но и у ассистентов. Даже в этих, считающихся порой незначительными деталях чувствуется серьезное и вдумчивое отношение артистов к своему номеру и к своему искусству...

В цирковых кругах не раз уже поднимался вопрос, так, по-моему, и не решенный, — в чем же основное различие номера и аттракциона? Думается, наиболее полно высказался по этому вопросу М. Местечкин, утверждавший, что аттракцион ив обязан занимать целое отделение, но «будучи поставленным в любое место программы, он украшает ее, доставляет наивысшее эстетическое наслаждение». Исходя из этого, уже сейчас оригинальное, яркое произведение С. Микитюк и В. Золкина можно считать номером аттракционного плана. А если учесть, что существует он чуть больше года, не ошибусь, если скажу, что у молодых артистов большое будущее.

АЛЕКСАНДР РОСИН

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования