В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Танец - это серьезно

Руководитель Ансамбля народного  танца  Румынии О. Петреску как-то расска­зывал, что пансион инвали­дов второй мировой войны в Лондоне непременно приглашает ансамбль в каждый приезд дать концерт.

«Березка»  бывает   не  только  лиричной. «Березка»  бывает   не  только  лиричной.

И всег­да просит включить в программу «Колушари». Оказывается, стреми­тельные задорные румынские танцы, и особенно «Колушари», надолго по­вышают жизненный тонус этих иска­леченных войной людей. Вот как не­ожиданно может влиять хореография на   зрителей! Жизнерадостное, прекрасное ис­кусство танца, несущее в себе не только красоту пластики человеческо­го тела, не только задор и развлека­тельность, но и высокие мысли, чув­ства, играет огромную роль в эстети­ческом, идейном воспитании человека.

Всему миру известна замечатель­ная советская хореографическая шко­ла. Посланцы нашего балета очаровы­вают зрителей многих стран и конти­нентов. Но мы не будем сегодня еще и еще раз вспоминать прославленные коллективы: Ансамбль танца Союза ССР под руководством И. Моисеева, «Березку» и др. Их слава и мастер­ство говорят сами за себя. Мы по­пробуем обратиться к повседневной жизни  артистов  балета  эстрады,  ну, хотя бы входящих в ленинградское гастрольно-концертное объединение. Окажется, что они не могут по­хвастать большими успехами. Даже отдельные удачи, такие, например, как программа А. Ким и Ш. Лаури «В ритме танца», не прикрывают, а еще острее обнажают слабые сторо­ны хореографической жизни ленин­градских   артистов  эстрады. Эстрада предъявляет к постанов­щикам и исполнителям жесткие тре­бования: лаконизм, доходчивость, убедительность в каждом номере.

Н. Рудсепп  и  Э. Саттаров  исполняют «русский танец». Фото Ю. ЗЕНКЕВИЧА Н. Рудсепп  и  Э. Саттаров  исполняют «русский танец». Фото Ю. ЗЕНКЕВИЧА

И разве не обидно, когда в кон­цертах порой мелькают низкопробные хореографические миниатюры, по­строенные по шаблону: «эффектно — успешно». Или танцы, исполняемые на низком профессиональном уров­не? В изобилии выплывают на сцену псевдонародные, экзотические номе­ра, слепленные скорыми на руку «деятелями», спекулирующими на хо­роших отношениях нашей страны с другими народами. Халтурные подделки под мекси­канские, кубинские, негритянские (?) и прочие танцы кочуют с эстрады на эстраду, проникают в коллективы художественной самодеятельности, соз­давая превратное представление об искусстве того или иного народа. Отсутствие новых ярких номеров, близких нашему зрителю, отсутствие смелости в создании таких номеров, естественно, тормозят и появление новых имен.

Артисты балета ВГКО часто выезжают за пределы Ленинграда и обла­сти. И обидно, что там их принимают как носителей знаменитой ленинград­ской школы танца! А ведь наш «большой балет» мо­жет послужить примером смелых по­исков. Искания балетмейстеров Ю. Григоровича, И. Вельского, К. Боярского, мастеров старшего по­коления Л. Якобсона, К. Сергеева, опиравшихся на традиции русского классического балета, принесли свои хорошие плоды, открыли новые имена. На эстраде же опыт мастеров эстрадного танца, к сожалению, ото­шел на задний план. Забываются на­ходки А. Обранта, М. Понны и А. Каверзина и многих других. Главная традиция эстрады — быст­рая реакция на актуальные темы дня — становится в хореографии поч­ти легендой. В этом смысле стоит вспомнить опыт артистов театра име­ни С. М. Кирова Вайнонена (поста­новщика-балетмейстера) и его това­рищей Армшанской, Осиповой, Вдовиной, Атрафимовича, Зуйкова, пока­завших в 1927 году, а затем мно­го раз повторявших на различных эстрадах злободневный острый номер «Прогульщики». Успех его был не случаен у нового зрителя!

Ирина  Мельникова   и  дипломанты  Всероссийского конкурса артистов  эстрады: Заур Тохадзе, Ра­фаил Алимов, Виктор Тарабукин, Олег Евстратов. Фото  Н. ШАПИРОИрина  Мельникова   и  дипломанты  Всероссийского конкурса артистов  эстрады: Заур Тохадзе, Ра­фаил Алимов, Виктор Тарабукин, Олег Евстратов. Фото  Н. ШАПИРО

Кстати, артисты из этой же груп­пы дали бой распространенному тогда западному танцу «матлот», показав впервые на эстраде танец советских моряков. Бой был выигран, и первое смелое  выступление  открыло  дорогу на большую сцену матросским и сол­датским пляскам, построенным на народной танцевальной основе. Эстрадные танцовщики почти пе­рестали пропагандировать националь­ную классическую хореографию. Ви­димо оттого, что дело это требует чрезвычайно высокого мастерства и квалификации. Эстрадным танцорам нужны знаю­щие балетмейстеры! Усилия отдель­ных «дуэтов», «трио» в создании но­вых номеров часто оказываются тщет­ными и разобщенными. Так, напри­мер, долгое время оставались неиз­вестными молодые способные артисты Л. Муравьев, В. Сырковский, Б. Ва­сильев, пока им не удалось найти постановщика (В. Катаева), создав­шего для них номер «Белый, желтый, черный». Ведь уже давно перестало быть секретом, что артисты балета эстрады вынуждены иногда превра­щаться в своего рода частных пред­принимателей, искать музыку, компо­зитора, постановщика. Хорошо, если «подвернется» творчески заинтересо­ванный постановщик. Хорошо, если удастся привлечь «известного» и сде­лать хороший номер. А если — нет?

Дело тут, мне кажется, не только в специфике работы артистов эстрады, а в отсутствии творческого органи­зующего начала. Опытной экспериментаторской ба­зой мог бы оказаться театр хореографических миниатюр. Есть же у эстрады интересный опыт, удачные находки и ищущие постановщики. Нужно только опыт этот собрать по крупицам, сделать достоянием акте­ров. За последнее время ряд интерес­ных номеров сделал молодой балет­мейстер В. Катаев. Пылятся на пол­ках забвения яркие постановки X. Мустаева «Татарский дуэт», «Пастушья песня», «Освобожденная Африка» и др. Есть чему поучиться у москов­ских балетмейстеров. Очень много может принести пользы мастер хореографической миниатюры Л. Якобсон. И такие балетмейстеры, как В. Таскин, А. Ким, Ш. Лаури, с успехом могли бы передать молодежи свои знания. Вот тут-то и встает вторая про­блема. В основном составе танцовщиков эстрады есть квалифицированные опытные артисты, но многим из них и особенно молодым, вышедшим из самодеятельности, не хватает исполни­тельской культуры и профессионализма. Несмотря на крепкий педагогиче­ский состав, балету эстрады явно плохо без квалифицированных моло­дых исполнительских и постановочных сил. И это при наличии в нашем горо­де старейшего хореографического училища им. А. Я. Вагановой, балет­мейстерского отделения при консерва­тории имени Римского-Корсакова! Почему же их выпускники не рвутся в ВГКО, а предпочитают лучше уехать в любой периферийный опер­ный  театр?

В училище будущим артистам при­виваются разносторонние навыки, но в основном упор делается на изуче­ние классической хореографии прош­лого и советской театральной хореог­рафии. Для того, чтобы работать на эстраде, необходим минимум год на подготовку номеров. И еще неизвест­но — получит ли номер, а с ним и исполнитель, признание. Естествен­но, молодых артистов страшит и не устраивает временная «консервация» сразу после выпуска и неизвестность в будущем. А без сценической прак­тики мастерство артиста резко сни­жается. Были попытки организовать при Ленинградском театре эстрады сту­дию эстрадного искусства. Она даже выпустила несколько артистов и... прекратила свое существование. Не оправдался опыт? Частично оправдал­ся. Но возможности ВГКО, нехватка рабочих помещений да и просто сам профиль работы вряд ли способствуют существованию такой студии.

А почему бы воспитанием кадров для эстрады не заняться тем учеб­ным заведениям, которые готовят ак­теров для театров Советского Союза? Почему бы, например, при Ленин­градском хореографическом училище не создать отделение эстрадного тан­ца, с привлечением туда для препода­вания мастеров эстрады! Здесь могли бы заниматься не только лица, заканчивающие полный курс училища, но и те, кто по своим способностям, по подготовке в студиях и коллекти­вах самодеятельности мог бы в тече­ние двух-трех лет (в зависимости от программы) получить профессиональ­ные навыки, практику и выпускаться с готовыми номерами, как это делает­ся в школах и студиях циркового ис­кусства. Вечерами многие залы хо­реографического училища пустеют. А ведь в них могла бы кипеть большая творческая   жизнь! Каждый год училище показывает новые работы, стремясь приблизиться к решению проблемы современного спектакля, привлекает и пробует но­вых постановщиков. Может быть, и эстрадный танец получит здесь хоро­шую экспериментальную базу? И тог­да откроются для эстрады не только новые имена исполнителей, но и име­на молодых, смелых балетмейстеров, а театр хореографических миниатюр станет   реальностью. Очень хочется верить — придет на­конец время, когда эстрадные артисты приумножат славу ленинградского балета!
 

Г. ХОХЛОВ, артист балета Ленинградского академического театра оперы и  балета  имени   С. М. Кирова

Журнал Советский цирк. Август 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100