В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Театр, цирк, эстрада

К ВЫХОДУ I ТОМА ТЕАТРАЛЬНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ

С интересом читаем мы недавно вышедший первый том Театральной Энциклопедии. Появление этого капитального труда — отрадное событие не только в культурной жизни нашей страны, но и в международном театроведении.
До сих пор подобные попытки не увенчивались успехом. Немногие выходившие ранее справочные издания по вопросам театра либо ставили перед собой частные задачи, либо оказывались далекими от требований, предъявляемых к серьезному научному труду.
Вышедший шесть лет назад Оксфордский театральный словарь-однотомник дает лишь самые краткие и самые общие сведения. Его предшественник — французский словарь Пужена — содержит только театральные термины; в нем нет ни имен, ни исторических фактов.
Итальянская театральная энциклопедия в десяти томах, из которых вышло в свет уже восемь, издана на роскошной бумаге с великолепными многокрасочными иллюстрациями. Но в нее включены статьи самого различного достоинства, и содержит она множество малосущественных имен и подробностей, а ряд сведений, имеющих капитальное значение, отсутствует. К тому же авторы статей расходятся между собой во взглядах на искусство. Стремление включить в энциклопедию буквально все—важное и не важное, бесспорное и сомнительное — обесценивает большой труд, проделанный составителями.
В дореволюционной России единственной попыткой такого рода было издание журналом «Театр и искусство» Словаря сценических деятелей — издание, которое так   и   не   удалось   довести   до   конца.
Нечего и говорить о том, что для сведений об искусстве цирка во всех этих словарях вообще не нашлось места, если не считать самого слова «цирк». Лишь в обширной итальянской энциклопедии о нем говорится подробнее. Давно стал библиографической редкостью словарь Сальтарино (Отто Вальдемара). Но и он включает в себя только сведения об ограниченном числе артистов   и   деятелей цирка.
Потребность в научно-справочном издании по вопросам театра, эстрады и цирка, обладающем необходимой точностью и полнотой, ощущается уже давно. Современному советскому театроведению оказалось по силам разрешить задачу такого масштаба на действительно   высоком   уровне.
Отличительное свойство Театральной Энциклопедии — ясность и цельность замысла, продуманность словника (перечня имен и терминов, которым должны быть посвящены статьи). Поэтому, несмотря на краткость изложения, перед нами свод всесторонних знаний о театре, эстраде и цирке — их теории, истории, технике, их деятелях, условиях труда, профессиональных терминах...
Весь этот огромный материал пронизан единством подхода к историческим фактам, к произведениям литературы и искусства и к творческим биографиям — подхода объективного, основанного на марксистско-ленинской научной основе. Материал изложен скромно, серьезно и деловито. И хотя он расположен в алфавитном, а не в систематическом порядке, стройности замысла  и  единства  подхода  нельзя  не заметить.
Энциклопедия не только объясняет термины, но впервые показывает эволюцию их значения. Так, начиная со средних веков и до наших дней под одним и тем же словом «антре» подразумевался сперва выход костюмированных гостей на балу; затем этот термин перекочевал в оперно-балетный театр, где он обозначал самостоятельную часть балета; потом этим словом стала называться вступительная часть па-де-де в балете и, наконец, клоунский номер в цирке. Для изучающего историю театра или цирка, где еще немало терминологической нечеткости, такое объяснение терминов очень важно.
Колоссальный труд потребовался, чтобы объединить и   систематизировать   сведения,   добытые   по   крупицам из бесчисленных документов, книг и статей, разбросанных по архивам и библиотекам всего мира. Но результат оправдал себя — нигде, кроме Театральной Энциклопедии, нельзя найти таких полных сведений о театральном и цирковом искусстве народов СССР и других стран, в частности стран Азии и Африки. Например, статьи об армянской, азербайджанской, башкирской драматургии и театрах этих республик дают интересные и подробные сведения. Не забыты и национальные цирковые коллективы. Статьи о различных жанрах индийского балета ч японского кукольного театра раскрывают новый и весьма поучительный материал. Издание хорошо иллюстрировано.
Искусству цирка в первом томе посвящено почти сто статей М. Зильбербрандта, М. Зонгер, А. Шнеера и других авторов. Даны краткие определения всех цирковых жанров, названы их подразделения. Такие статьи, как «Акробатика», сопровождаются таблицами и рисунками. Объяснены профессиональные термины — «апач», «апортировка», «газировщик». Приведены имена наиболее видных артистов и деятелей цирка с краткими характеристиками и биографическими данными. Истории и современной жизни цирка Австрии, Англии, Болгарии и Венгрии посвящены специальные разделы в статьях о театрах этих стран.
Разумеется, в работе такого масштаба не может не быть мелких промахов и недочетов. Подавляющего большинства их можно было избежать, если бы редакция не была ограничена небольшим объемом издания. Стараясь отсечь менее важное, редакторы подчас жертвуют существенным. Ничем иным нельзя объяснить, например, такого рода пробелы, как отсутствие указания на то, что цирк Буш стал народным предприятием ГДР (статья «Буш»).
Значительная часть такого рода упущений может быть исправлена в последующих томах. Но для этого необходимо отказаться от ненужного самоограничения, Полнота сведений, составляющая одно из главных достоинств энциклопедии, не может быть принесена в жертву техническим соображениям. Материал Театральной Энциклопедии требует по меньшей мере шести томов, чтобы это издание полностью отвечало своему назначению.
Невольно возникает мысль: не пора ли подготовить специально научно-справочное издание, посвященное цирковому искусству. Мировым и советским цирковедением накоплен огромный материал о цирке. Достаточно вспомнить трехтомную библиографию Тулли Скотта, охватывающую период с 1500 до 1957 года. Только в первом томе этого труда аннотировано 1657 книг о цирке. Советская наука об искусстве, его теории и истории достигла такого уровня, который позволяет научно осмыслить и правильно систематизировать этот материал для создания капитального труда.
Задача эта облегчается тем, что материал, необходимый для такого издания, уже собран и систематизирован. Остается надеяться, что положительное решение вопроса об издании энциклопедии цирка не затянется на   годы.
XXII съезд КПСС поставил перед нашими учеными задачу — занять передовые позиции в мировой науке. Выход в свет Театральной Энциклопедии помогает советскому искусствоведению выполнить эту задачу. Издание энциклопедии цирка явилось бы вторым крупным шагом в этом направлении.
МАРК ТРИВАС
Издание энциклопедии цирка 

 
    
Журнал ”Советский цирк” февраль 1962г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100