Торжествующие на высоте
За последние годы имена воздушных гимнастов Эллы Анзорге и Виктора Голикова стали весьма популярны в нашем цирке.
Воздушные гимнасты Э. АНЗОРГЕ и В. ГОЛИКОВ
Они обратили на себя внимание тем, что противопоставили выступлениям на эффектных и модных сейчас «вертушках» свою оригинальную работу на «рамке». До недавнего времени большинство гимнастов исполняло преимущественно силовые упражнения и завершало номера круткой в «зубнике» и «штраба-тами». Их трюковой репертуар мало чем отличался от репертуара артистов, выступавших на «бамбуке». А ведь возможности этих снарядов далеко не одинаковы; на «бамбуке» они более ограничены, в то время как особенности конструкции «рамки» позволяют использовать не только воздушное пространство цирка, но и кач ловитора, благодаря которому можно исполнять сложные трюки вольтижной акробатики.
Однако за последние десять лет многие наши воздушные гимнасты, пренебрегая этими возможностями «рамки», стали подменять отрывные трюки упражнениями в большинстве своем статичного характера. Первым, кто восстал против такой облегченной работы, был Виктор Голиков, воспитанник Училища циркового и эстрадного искусства. Участие в трехъярусном полете под руководством заслуженного артиста РСФСР Ю. Рябинина явилось для молодого артиста хорошей школой, позволило стать отличным ловитором, в одинаковой степени освоившим работу и на качающейся и на закрепленной ловиторке.
Виктор задумал создать оригинальный номер на «рамке». Но понадобился партнер, который бы поверил, что, работая на этом аппарате, можно летать без трапеции. И он нашел именно такого партнера — выпускницу того же училища Эллу Анзорге. Молодая гимнастка и опытный ловитор составили тот творческий союз, который успешно осуществил замысел. И традиционный номер заиграл новыми красками, стал восприниматься как воздушный полет в миниатюре.
Молодые артисты создали ряд совершенно новых трюков, несомненно принадлежащих к числу рекордных, а недавно особенно порадовали одним достижением, которого воздушная акробатика еще не знала. Вот как исполняется этот редкий трюк: закрепив в ловиторке ноги, Виктор садится на «рамку». Ловким движением партнерша встает ему на плечи. Смолкает оркестр — в зале тишина. Из-под купола слышится магическое «ап». В то же мгновение, спрыгнув с плеч партнера, Элла делает в воздухе полтора сальто-мортале назад... Несколько волнительных секунд, и вот уже гимнастка бесстрашно висит вниз головой, удерживаемая ловитором за ноги.
Э. Анзорге и В. Голиков — не только новаторы, но и прекрасные артисты. Работают они легко и уверенно, словно играют в воздухе, их упражнения, особенно восхождение на «рамку», выглядят как импровизация.
Когда смотришь этот номер, вспоминаются слова А. В. Луначарского: «Цирк — это не обман зрения и чувств. Нет, это — достижения труда упорного, терпеливого, систематического. Летающий под сводами человек, улыбающийся весело и свободно, в то время как под ним бездна и каждый неверный жест грозит ему смертельной опасностью,— это не сон поэта, не измышления о воображаемых опасностях, это не канаты и проволоки театральных подниманий под потолок,— это настоящая жизнь, торжествующая в высоте, победившая земную опасность».
Мне кажется, что эти слова в полной мере относятся к воздушным виртуозам Элле Анзорге и Виктору Голикову.
В. ВЛАДИМИРОВ, артист цирка
Журнал Советский цирк. Февраль 1968 г.
оставить комментарий