Творчество - всегда поиск - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Творчество - всегда поиск

"Поэзия — вся!— езда в незнаемое". Эти широко известные слова Владимира Маяковского в полной мере относятся ко всем видам искусств, в тем числе и к цирку. Надо ли напоминать, «то в творчестве не может быть проторенных дорог, что исполнитель и любом жанре должен выбрать свой путь в искусстве, найти свой, только ему присущий почерк.

Своеобразная манере исполнения, оригинальное построение номера, сложные и необычно преподнесенные трюки, интересное раскрытие темы отличают выступления лучших мастеров манежа. Каждая встреча с ними всегда радостна для нас. Мы видим, что артист освоил еще один жанр или в прежнем жанре подготовил новое выступление, а если и сохранил знакомый нам номер, то обогатил его яркими находками и красками.

Творческие, ищущие художники есть среди исполнителей всех цирковых жанров. Зрителям всегда интересны выступления народного артиста СССР Олега Попова. Он неутомим в поисках актуальных и острых тем, в поисках выразительных, эксцентрических приемов, с помощью которых можно отразить эти темы на манеже.

Творческое беспокойство характерно и для заслуженного артиста PCФCP Мстислава Запашного. Вместе с партнерами он упорно осваивает новые трюки, готовит новые номера в жанрах акробатики, воздушной гимнастики. Артист всякий раз стремится создать такое произведение, какого еще не было на манеже. Он подготовил номер "Акробаты-вольтижеры на лошадях", а вслед за ним — новаторский воздушный аттракцион «К заездами, исполняемый на двух движущихся аппаратах.

Значительно обогатили жанр дрессуры хищников молодые артисты Людмила и Владимир Шевченко. Выступая с львицами, они всеми своими действиями показывают, что тут нет укротителей и укрощенных. Артисты исполняют акробатические и гимнастические трюки, и кажется, что хищники присоединяются к ним. Люди и животные как бы становятся партнерами на разных.

Сравнительно недавно состоялась премьера номера дрессированных медведей, который подготовил Рустам Касеев. Долгое время он демонстрировал с партнером акробатический этюд, в котором артисты исполняли оригинальные трюки, выразительно очерчивали характеры, интересно строили взаимоотношения. Теперь Касеев освоил совершенно новое для себя дело. На манеже развертывается настоящий «медвежий бал». Проявив немалую изобретательность, Касеев добился того, что репертуар его косолапых танцоров весьма широк: от классических балетных па до горской лезгинки. Артистична и выразительна манера поведения дрессировщика и его партнерши Нелли Кассовой; они как бы подзадоривают своих мохнатых питомцев, вовлекают их в танцы.

Подобные примеры можно приводить еще и еще. Закончившийся в начале этого года смотр молодых артистов цирка, посвященный 5O-летию образования СССР, позволяет назвать новые имена исполнителей, для которых характерна постоянная устремленность к новому, назвать тех, кто подготовил оригинальные и новаторские произведения.

Но всегда ли мы видим на манежах стационарных цирков, в программах групп «Цирк на сцене» номера. рожденные подлинно творческим поиском их создателей? Разве так уж редки выступления невыразительные, которые не волнуют, не будят мысли? Недавно в редакцию пришло письмо из Ленинабада. Его автор М. Мирзорахматов сетует на то, что к ним е город три года подряд приезжал передвижной цирк, и всякий раз, как он пишет, «программа ничуть не менялась, каждый год ленинабадцы видели одно и то же».

Допустим даже, что М. Мирзорахматов несколько сгущает краски: одна и та же программа не могло быть трижды направлена в город. И тем не менее его письмо вызывает тревогу. Дело, очевидно. а том, что многие номера всех трех программ были очень похожими один на другой. Можно с уверенностью сказать, что их исполнители никак не раскрыли свою артистическую индивидуальность, не создали образы, которые запомнились бы. Надо ли удивляться, что программы, составленные в основном из таких номеров, были все «на одно лицо». К сожалению, с такими однообразными программами встречаются не только ленинабадцы, а и зрители других городов.

Нетрудно ответить на вопрос — почему и как появляются невыразительные посредственные номера? Не секрет, что создание нового — труд напряженный, забирающий все духовные и физические Силы, все время. Первооткрывателям куда сложнее, чем тем, кто идет следом за ними. Но тому, кто не идет в искусстве своим путем, не приходится рассчитывать на открытия и находки. А без открытий, хотя бы скромных, не может быть подлинного творчества.

Но если исполнитель не определил свой путь, не создал свои образ — что же ему остается делать? Часто в такой ситуации кажется соблазнительным освоить то, что уже апробировано, уже принесло кому-то успех. Но к чему может привести подрожание даже отличным образцам? Трюки, пусть сложные, но взятые без творческого осмысления, не подчиненные оригинальному замыслу, никогда не помогут создать полноценное художественное произведение. Исполнитель а таком случае демонстрирует лишь различные акробатические или гимнастические упражнения, свою натренированность — не больше.

Порой заимствуются не только трюки, но и приемы, методы построения номера, те или иные выразительные средства, которые помогли другим исполнителям сделать образ более выразительным, расширяли возможности жанра, усиливали эмоциональное звучание выступления. Но применяемые бездумно и подражательно, без учета своих возможностей и характера своего номера, они теряли привлекательность новизны, силу воздействия и и конце концов становились штампом.

Скажем, первые вращающиеся аппараты под куполом цирка были когда-то привлекательной новинкой. Они позволили изменить характер выступлений воздушных гимнастов, придали им особую динамичность, чутко и образно отразили средствами цирка стремление советских людей завоевать воздушное. космическое пространство Но затем так называемые «вертушки» — и притом однообразные! — стали появляться в каждой программе, не радуя зрителей ми оригинальностью КОМПОЗИЦИИ, ни новизной трюков.

Возможно, что когда-то в номерах дрессированных собачек эффектно выглядел декорированный кортеж. Это и в самом деле забавно, когда собачки превращаются в миниатюрных лошадок и везут крошечные повозки с «пассажирами». Но прошло некоторое время, и теперь едва ли не каждый второй номер дрессуры собачек заканчивается таким кортежем. Это стало «дежурным блюдом», которое порядком надоело зрителям.

Или такой пример. В свое время Ю. Никулин и М. Шуйдин подготовили репризу с пистолетом, который заражается бантиком. Реприза имела успех и ее сразу же подхватили другие коверные. Правда, иногда бантик заменяли сигаретой, но суть не менялась. И точно так же, как не вызывает улыбки шутка, услышанная вторично, так и реприза, которая уже знакома зрителям, не производит впечатления. К сожалению, вообще нередки случаи, когда те или иные коверные используют заимствованный репертуар. И, как правило, терпят неудачу. Ведь чужая реприза не подходит к их образам-маскам, к их манере; при этом всегда теряются, казалось бы, небольшие, но важные детали.

Пора раз и навсегда понять, что копирование не приводит к творческому успеху. При подражании обычно утрачивается то положительное, что имеет оригинал, и одновременно утрируются его недостатки. Копия всегда бледнее оригинала, она менее выразительна и полноценна. И главное — "копировщики" сами отнимают у себя счастливую возможность творить, чувствовать себя художниками. Вот почему каждый исполнитель должен стремиться к созданию оригинального, интересного произведения, которое бы наиболее полно раскрыло его творческую индивидуальность.

Может возникнуть вопрос, а как быта с хорошими номерами, когда их исполнители уходят или собираются уходить на пенсию? Как известно, такие номера нередко наследует молодежь. Такая передача творческой эстафеты вполне закономерна. Важно лишь, чтобы, продлевая жизнь на манеже ранее созданного произведения, молодые исполнители непременно внесли п него нечто новое, учли последние достижения в данном жанре, растущие эстетические запросы зрителей. Можно привести нем.аяо примеров, когда артисты, приняв номер от ветеранов арены, обогащают его оригинальными трюками, находят свой стиль исполнения, совершенствуют аппарат и т. д.

Во всех случаях, когда механически повторяется ранее существовавшее, произведение наверняка получится бледным и неинтересным. А свое время была достаточно популярная сценка акробатов-эксцентриков «веселые повара». И вот при организации Киргизского коллектива артисты К. Арботаев и А. Юзбашев восстановили эту сценку. Но как! Они старательно повторяли все каскады, аппачи, акробатические прыжки. но не смогли передать своеобразие комических персонажей, характер их взаимоотношений. И в результате сценка, которая у других исполнителей пользовалась успехом, на сей раз не произвела сколько-нибудь отрадного впечатления.

Заслуги мастеров манежа старшего поколения — и тех, кто выступает сегодня, и тех. кто уже покинул арену,— немалые, у них есть чему поучиться. И вполне закономерно, что начинающие артисты, постигая школу ветеранов, какое-то время находятся под их влиянием. Но, постепенно накапливая опыт, все больше и больше проникая в тонкости избранного жанра, молодью исполнители должны стремиться к тому, чтобы сказать а искусстве свое слово, найти свою тему, свою манеру.

Вряд ли нужно напоминать о том, как много делается п нашей стране для развития искусства, в том числе искусства циркового. Мастерам манежа в их творческих поисках помогают режиссеры, художники, литераторы, композиторы; для них изготавливаются нужные аппараты, реквизит. костюмы. Созданию самобытных интересных номеров способствуют всесоюзные смотры новых произведений циркового искусства, которые проводятся систематически, лучшим мастерам манежа присваиваются почетные звания и т. д. Немало предпринимается для поддержки и поощрения творческих. активно ищущих исполнителей.

Но все ли мы делаем для того, чтобы не допустить появления на манеже номеров подражательных, ремесленных: Известно, что в Союзгосцирке существует определенный порядок обсуждения сценария номера, его оформления и т. д. Лишь после одобрений замысла артиста он может приступить к репетициям. Все это, разумеется, очень правильно Но ведь порой случается и по-другому. Скажем, поссорились партнеры или расстались по иной причине, и каждый из них приступает к репетициям нового номера. Делают они это вовсе не потому, что у них появились интересные замыслы, а лишь потому, что нужно подготовить хоть какой-то номер.

Была, например, неплохая акробатическая пара — В. Васечкин и Г. Минасов. Потом Засечкин решил, что ему удобнее выступать с женой. Он расстался с партнером и подготовил с супругой номер, который способен вызвать только недоумение: в нем нет цельности, нет сколько-нибудь интересных трюков.

А вот недавний случай. Воздушная гимнастка Н. Стрекалова «с поладила с партнером и добилась разрешения выступать одной. Может быть, она представила сценарий интересного сольного воздушного номера? В том-то и дело, что нет! Глазное ее желание — разойтись с партнером, а уж номер — какой получится. Можно быть уверенным, что жанр воздушной гимнастки не обогатится в данном случае интересным произведением.

Нередко в оправдание подобных случаев можно услышать, что артист не готовит новый номер, а, как говорится, «трудоустраивается». Но разве дело в названии? Дело в том, что о результате такого «трудоустройства» в нашем цирковом «конвейере» появляется, как правило, еще одно малоинтересное, ремесленное произведение.

Сейчас в Союзгосцирке принимаются меры, которые призваны воспрепятствовать появлению подражательных, однотипных номеров. Однако, какие бы строгие преграды ни возводились на пути ремесленничества, главное заключается в том, чтобы каждый артист чувствовал высокую личную ответственность за свое творчество, помнил, что его долг — быть предельно требовательным к себе, никогда не успокаиваться на достигнутом. Именно к этому призывает творческую интеллигенцию Коммунистическая партия, этого требуют от нас интересы нашего родного циркового искусства,

Творчество несовместимо с успокоенностью. Нашим мастерам искусства много дано, и партия, народ вправе ждать от каждого художника неутомимого вдохновенного труда на благо Родины, во имя торжества коммунизма. Творчество немыслимо без постоянного поиска, без высокой и предельно взыскательной требовательности к себе.

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования