Умеет быть смешным
Нa манеж выходит клоун и начинает прыгать через веревочку. Ее, как и полагается (мы это знаем наперед), отбирает инспектор манежа. Коверный извлекает из кармана другую веревочку, потом снимает галстук, лотом в ход идут шнурки от ботинок, потом... Вариантов превеликое множество, главное, что озорник кoверный мило развлекается вопреки запретам ведущего программы. Когда же все средства для игры в скакалку, казалось бы, исчерпаны, артист сбpаcывает пиджак, выворачивает его наизнанку м, взявшись за рукава, снова прыгaeт.
Забавно? Возможно. Смешно? Не думаю. нем более что эту репризу исполняет едва ли не каждый четвертый коверный нашего цирка.
A вот другой манеж и другой клоун. Он надоедает инспектору тем, что играет на деревянных ложках. У него отнимают одну пару «кастеньет», он вытаскивает вторую, отбирают вторую — достает третью. Когда ведущий прогрaммы в очередной раз призывает его к порядку, коверный вдруг приподнимает полы пиджака, м не манеж вываливается груда ложек, рacписанных хохломскими узорами. И опять же не слышнo веселого всплеска в зрительном зале, разве что какой-нибудь первоклашка тоненько взвизгнeт от ребячьего восторга.
На фото: Клоун СЕМЕН МАРГУЛЯН. Фото A. ШАбАНОВА
Я привел только две репризы, a сколько их — внешне благополучных, как говорится, проверенных и обкатанных, но имеющих весьма существенный, на мой взгляд, недостаток — они несмешные. Бывает, и коверный вроде бы неплохой и проглядывaет y него свое лицо, своя манера, a с манежа он уходит под ленивые «вежливыe» аплодисменты. Порой мне даже Кажется, что и сами артиcты сплошь смирились c таким положением, привыкли, что их искусство сплошь да рядом не рождает в зале того, ради чего, собственно, и существует клоунская профессия, - не рождает смеха. Вышел такой коверный на публику, зaученно «отработал» порядком надоевшую всем репризу со скакалкой или деревянными ложками, и считается, что зрители «получили разрядку». A какая уж тут разрядка, если в лучшем случае дело ограничивается снисходительными улыбками.
Ведущие клoуны нашего цирка всегда умели и умеют рассмешить зрителей. Именно рассмешить — на то они и клоуны! B их репертуаре бывaли лирические репризы (солнечный лучик, который уносит в лукошке Олег Полов), бывали грустные (вспомним многие сценки Леонида Енгибарова) — речь не об этом. Речь o том, что клоун по природе и сути своей смехотворец, ему на роду написано быть смешным и вecелым, И цирк перестает быть цирком, если репризы и сценки коверного не «взрывают» зрительный зал, если люди равнодушно встречают и провожают клоуне...
Обо всем этом я снова подумал, когда смотрел в начале нынешнего года программу - «Раз, два, три...» на манеже Ленинградского цирка. Программа, на мой взгляд, была удачной со многих точек зрения. Демонстрировались интересные номера (особенно запомнились жонглер Борис Тезиков и «летающие акробаты» Виталия Петунова). B хорошем творческом состоянии был аттракцион Игоря Кио, обрeтающий c годами все большую стройность м трюковую насыщенность. И, наконец (это тоже существенно), программа «Раз, два, три...» одна из тех немногих дивертисментных программ, где тема основного аттракционе, его название заявлены в самом начале представления. Огромная, чуть ли не в половину манежа, граммофонная пластинка, которая «разговаривает» голосом Игоря Kио, сразу же вводит зрителей в атмосферу именно этого спектакля, придает программе композиционную завершенность. Такую прямую «сюжетную» взаимосвязь первого отделения c финальным аттракционом далеко не всегда находят постановщики сбoрных программ, A жаль: представление ощутимо выигрывает, когда два отделения как бы приводятся к общему знаменателю, становятся частями единого целого.
Но поговорить в данном случае хочется о коверных, выктупавших в этом спектакле, — Семене Маргуляне и Игоре Подчуфарове. В основном — o Маргуляне, поскольку он ведущий в этом клоунском дуэте, a некоторые сценки играет один, без партнера.
B свое время мне уже доводилось писать o репризе Маргуляна «Вечерний звон», Напомню коротка ее содержание.
Нескольким зрителям, сидящим в первом ряду, артист раздает колокольчики, каждый из которых нестроен на определенную ноту. Потом он объясняет, каким колокольчиком и когда надо «зазвенеть», чтобы сложилась мелодия популярной песни. У тех, кто не видел эту репризу исполнении Маргуляна, могут возникнуть по меньшей мере два вопроса. Первый: не скучает ли, не томитcя в бездействии зрительный зал, когда несколько человек разучивают песню?. (Вспомним, как бывает зачастую: клоун занимается c двумя-тремя зрителями, а остальные откровенно скучают.) И второй вопрос: так ли уж весело наблюдать, как смущенные люди неумело пытаются «подобрать мелодию»? Или, может бььть, зрители относятся к этому c таким же вежливым снисхождением, c каким они относятся к прыганью через скакалку?
В том-то и дело, что реприэе Маргуляна «Вечерний звон» (a она довольно-таки продолжительна по времени) идет, как говорится, на сплошном и нeпрерывном смехе зрительного зала. K игре, затеянной клоуном, как бы подключается весь цирк, она становится интересной всем, кто пришел на представление. И не над неумелым «музицированием» Смеются в конечном итоге зрители — они смеются над тем, как самозабвенно и смешно реагирует на это «музицирование» коверный.
Выступая в роли дирижера импровизировенного оркестра, Маргулян мгновенно переключается c одного внутреннего состояния не другое, безошибочно находя при этом очень точные, по-клоунски зaостренные средства актерской выразительности.
Ом восторгается и негодует, радуется успехам своих «музы кантов» и выходит из себя, когда они нарушают правила игры, — и все это делает весело, темпераментно, увлеченно. Менее всего клоун «отрабaтывает» раз и навсегда заученную репризу, играет заранее отрепетированную роль — впечатление такое, что он всецело поглощен происходящим на манеже, заново переживает забавные перипетии необычного музыкального урока.
И вот что еще примечательно. Реприза «Вечерний звон» импровизационна по своей сути, ее комизм рождается из тех ситуаций, которые непредсказуемо возникают сегодня, сейчас, по ходу именно этого спектакля. Другое дело, что артист хорошо представляет себе многообразие и характер таких ситуаций, он изначально готов к тому, чтобы смешно и весело обыграть их, мгновенно дать нужную реплику. Каждое исполпение pепризы — это, по существу, мини-премьера «Вечернего звонам, и, может быть, именно поэтому артист так увлеченно играет ее.
Последний раз я видел маргуляновскую репризу «Вечерний звон» два или три года назад на арене Воронежского цирка. C тех пор она изменилась, обрела новый финал, которого не было прежде.
Вконец раздосадованный невнимaтельностью одной из участниц игры, Маргулян «в порядке наказания» буквально вытаскивает ее на манеж, дает в руки скрипку и предлагает сыгрaть на ней. Результат, как и следовало ожидать, самый плачевный: для всех ясно, что человек впервые в жизни взял в руки инструмент, ощущение такое, что смычок царапает по железу. И вдруг (это возможно только в цирке) женщина начинает играть как профессиональный музыкант. Только тут зрители догадываются, что они введены в заблуждение, что приглашенная на манеж женщина — искусно скрытая до поры до времени «подсадка» (артистка Ирина Маргулян). И опять-таки не столько над неожиданной метаморфозой смеются зрители, сколько над тем, как воспринимает эту метаморфозу клоун. Он «не верит своим глазам», он изумлен и растерян, и эта растерянность Настолько комична и достоверна, что зал шумно аплодирует.
Умение артиста Маргуляна «сыгрaть характер» комического героя, быть убедительным в каждом своем движении и жесте в полной мере проявляется м в сценке «Загородная прогулка», которую он исполняет c партнером Игорем Подчуфаровым (партнером, на мой взгляд, хорошим, сумевшим найти свое место, свой образ в веселом клоунском дуэте).
Примерно год прошел c тех пор, как было принято известное постановление о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма. Кому как не клоунам советского цирка надлежит сказать свое разящее обличительное слово в общенародной борьбе c «зеленым змием». K сожaлению, антиалкогольная тема все еще редко появляется в репертуаре наших коверных. Из многих клоунов, которых мне довелось видеть в программах минувшего сезона, только Олег Попов счел необходимым обратиться к этой теме в одной из своих новых рeприз («Опьяневшая пальма»).
Сценке Маргуляна и Подчуфарова — прямой отклик на постановление o борьбе c пьянством. Рассказывая o двух любителях вы пить, которые выехали в воскресный, день «на природу», клoуны не добродушно подтрунивают над ними (так нередко бывало а цирке), a зло и остроумно высмеивают их, показывают, до какого непотребного, скотского состояния доходят люди, пристрастные к пагубной привычкe. Особенно выразителем и смешон Маргулян, упорно пытающийся убедить себя и других, что он — «Как стеклышко». Веселый смех, рождaемый этой репризой, становится осуждающим смехом, он не только обнажает негативное явление нашей жизни, но и о6лнчает его.
Комический персонаж Маргуляна смешон даже в тех случаях, когда он произносит по ходу программы одну только фразу или реплику.
Демонстрируется, скажем, эфоектный трюк И. Кио: вместо очаровательной жeнщины в клетке оказываeтся лев. Зрители поражены, многие видят такое превращение впервые. И вдруг — восклицание Маргуляна: «Нет, это не она!» Произносится это с таким безграничным изумлением, клоун Настолько, как говорится, ошарашен трюком иллюзиониста, что немудреная, казалось бы, фраза рождает веселый смех зрительного зала.
Разные репризы в репертуаре C. Маргуляна. Есть среди них «стародавние», которые исполняются много лет («Вечерний звон», «Деревенская кадриль»), есть новые, появившиеся сравнительно недавно («Загородная прогулка», «черепаха Мотя»). Но в каждой из них артист не ограничивается только трюкaми, «не прячется» за них — он умеет убедительно и весело сыграть сюжeтную ситуацию, изнутри рaскрыть образ комического героя, достоверно передать его внутреннее состояние.
Он умеет быть смешным — в этом, мне думается, одно из примечательных достоинств талантливого клоуна нашего цирка Семена Маргуляна.
НИК. КРИВЕНКО
Журнал Советская эстрада и цирк. Июнь1986 г.
оставить комментарий