В Хосте
О Владимире Владимировиче Маяковском невозможно говорить — «был». Он всегда с нами. Его рифмы, его мысли звучат в стихах, в песнях и фильмах. Острота его политических метафор и сегодня злободневна. Юмор и сарказм разят и жалят врагов, а нежность и щедрая теплота его сердца сквозь годы согревают друзей.
Прошло более тридцати лет, но этот солнечный день для меня тоже — сегодня. ...Хоста — зелено-голубая, залитая светом, кудрявая молодая трава на главных улицах. Одноэтажные дачки, деревянные домики, и мы — очень юные, загорелые, неистощимо и беспричинно счастливые. Это ведь первый в жизни выезд к Черному морю, на юг! Веселая таборная жизнь в семье молодежи балета Большого театра. Совсем юные танцовщицы Ильющенко и Никитина; на весь Союз уже известный своим дебютом в «Красном маке» загорелый, изящный Асаф Мессерер; Саша Царман, сочетающий с искусством балета искусство фотографирования. Сегодня у нас в гостях Маяковский. Вечером мы идем на его концерт, а пока тащим в мохнатом полотенце к нам на дачу гигантский арбуз, с треском разламываем его, едим, слушаем Владимира Владимировича и без конца смеемся. Он в ударе, острит, читает стихи...
Саша Царман снимает нас. Его искусство фотографа еще не достигло степени мастерства. Мы, мерясь ростом с Владимиром Владимировичем, долго стоим на солнцепеке, ожидая пока щелкнет затвор аппарата... Владимир Владимирович выступает в Хосте. Жара. Он на маленькой сценке. Медленно снимает пиджак, потом галстук, вешает на спинку стула, отпивает глоток воды из складного стаканчика.
— Елена Михайловна Ильющенко, — начинает он, — встретив меня в Сочи, удивилась: «Как, вы собираетесь выступить в нашей Хосте, в этой дыре?» —Он говорит о том, что для него нет глухой провинции и заштатных мест, если там есть молодежь, которая хочет его слушать,
Маяковский читает. Льются его стихи, чеканятся рифмы — грозные, нежные, острые и беспощадные. Гремит голос Маяковского. Велика власть его над людьми. В один из следующих дней поэт заезжает за нами из Сочи по дороге в Гагры на свой концерт. Он слегка сосредоточен, но юмор и «розыгрыш» присутствуют и в этом нашем путешествии. Он покупает целую пачку открыток с моими фотографиями (они продавались в фото-серии артистов кино) и многозначительно и торжественно преподносит их прохожим; по дороге останавливает машину и дарит мои фотографии встречному пастуху. В машине Маяковский, Асаф Мессерер, моя сестра — студентка и я. Владимир Владимирович острит, сравнивая наши глаза — мои и сестры. Ведь я уже снимаюсь в кино, слегка гримируюсь и чувствую себя немножко «звездой». Владимир Владимирович шутит: «У вас глаза в мировом масштабе, у Софочки в советском, поэтому она мне больше нравится». В компенсацию за обиду дарит мне свою книжку с надписью: «Анеличке».

На фото. В. В. Маяковский и А. А. Судакевич.
В Хосте, С. А. Судакевич, В. В. Маяковский, А. М. Мессерер.
Поездка в Гагры. Справа В. В. Маяковский, А. А. Судакевич, А. М. Мессерер.
Вечером в Гаграх, как всегда входя в необычайно тесный контакт со зрителями, остря и пререкаясь, он затевает с кем-то, недовольным программой концерта, конфликт. Недовольный бурчит: «Я деньги за билеты платил, могу выражать свои желания». Владимир Владимирович немедленно начинает выворачивать карманы своих брюк, вытаскивая смятые деньги, протягивает их через рампу. Недовольный хочет взять. Взволнованный П. И. Лавут — постоянный организатор концертов Маяковского — улаживает конфликт
...Я прохожу мимо памятника на площади его имени и, как всегда, требовательно сравниваю бронзового поэта с живым. Почему сегодня он показался мне более похожим на того, которого мы знали в жизни? В пламенных лучах заката темный силуэт проектируется на стремительно взметнувшуюся ввысь стрелу подъемного крана. Движение огромной конструкции дало фигуре новый ракурс.
Да, только так, в кипучей жизни, среди новостроек, подъемных кранов и строительных лесов мыслится этот человек — всегда живой.
А. СУДАКЕВИЧ
Журнал Советский цирк. Июль 1963 г.
оставить комментарий