В плену у гитары
Кто не знает этик строк замечательного испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки, начавшего свой путь в искусстве музыкантом. «Можно ли полнее выразить свою страсть, чем излив ее в шесть лирических вен этого труднейшего инструмента?» — писал он.
«Начинается плач гитары,
Разбивается чаша утра;
Начинается плач гитары
О, не жди от нее молчанья...»
A. КУЗНЕЦОВ. Фото B. ЛУЧИНА
Рожденная в Испании, своими корнями гитара уходит в глубокую древность. Ее предшественницы — кифара и лютня. Они сопровождали пение. Звучание гитары погружает в мир души, поэзии, легенд. На протяжении семи веков гитара совершенствовалась. Менялось число ее струн — от 4-5 до 7-12, варьировалась настройка, конструкция. Утвердившись в XVI веке, классическая испанская шестиструнная гитара начала путешествовать по Западной Европе. Великий Паганини, чье имя ассоциируется с виртуозными скрипичными пьесами, написал много произведений для гитары и прекрасно играл на ней.
Его сонеты для скрипки и гитары до сих пор включают в свои программы виднейшие музыканты мира. «Я король скрипки,— говорил Паганини, — но гитара — моя королева». Однако путь «королевы» на большую эстраду был долог и тернист. Сегодня уже не удивляют сольные концерты гитаристом в крупнейших концертных залах мира. Но было время, когда устройство таких концертов воспринималось как посягательство на такие признанные солирующие инструменты, как фортепиано и скрипка.
B России гитара появилась во второй половине XVIII века. Это уже была русская семиструнная гитара. M. И. Глинка создал свои гениальные произведения для симфонического оркестра — «Арагонская кота» и «Ночь в Мадриде», после путешествий по Испании, под впечатлением игры на гитаре Феликса Кастильо. Редкое собрание российских горожан обходилось без гитары. Известная исполнительница цыганских песен Настя Полякова подарила свою гитару Ф. И. Шаляпину со следующей надписью:
«Ты поешь как песня русская и звонка как песнь цыганская,
Ты подруга настроения, семиструнная моя.»
Но признание гитары как классического концертного инструмента пришло лишь в 20-e годы ХХ века благодаря искусству великого испанского гитариста Андреса Сеговии. По его инициативе были открыты классы гитары в музыкальных школах и консерваториях многих стран, он первым ввел в репертуар гитаристов классическую и современную музыку. Его гастроли в 20-е и 30-e годы в Советском Союзе оказали огромное влияние на развитие Отечественной гитарной школы. Он давал консультации советским гитаристам П. Агафошину, П. Исакову, A. Иванову-Крамскому, которые и явились создателями советской гитарной школы. Гитара завоевала ХХ век. По свидетельству французского исследователя P. Видала, каждый четвертый житель на земле играет на гитаре. Проходят и фестивали гитаристов в разных странах мира.
«Мир гитары» — так назывался концерт из цикла «Эстрада молодым», состоявшийся в московском Театре эстрады. Организаторам этого вечера режиссеру Юрию Рубцову, композитору Игорю Рекину и музыковеду Алексею Баташеву удалось решить нелегкую задачу. B рамках одного концерта они сумели показать путь развития гитары, рассказать o разных формах ее бытования на эстраде, познакомить c современными гитаристами.
Программа вечера была построена c большим знанием материала, вкусом и чувством меры. Основную часть аудитории составляла молодежь до 20-ти лет, и не снизить уровень до удобного восприятия, поднять его до необходимого, было нелегко. ХХ век то возносил гитару, то бросал в бездну пошлости. Организаторам вечера удалось уберечь программу от проходных номеров, от второсортных ВИА и инструментальных ансамблей.
Вхождение в мир гитары началось еще до начала концерта. Молодой гитарист Александр Мартынов создавал атмосферу задумчивости, интимности, неспешно музицируя в глубине сцены. Первое отделение было посвящено классической гитаре. Вел его композитор Игорь Рехин, написавший ряд произведений для гитары, член жюри Международного конкурса гитаристов в Гаване.
Его рассказ o классической гитаре начался исполнением «Чаконы» Генделя. Исполнитель и автор переложения для гитары — Александр Фраучи. Гитаристом №1 назвали этого музыканта латиноамериканские журналисты во время конкурса в Гаване. Лауреат Всесоюзных и Международных конкурсов Александр Фраучи вeдет класс гитары c момента его открытия в Институте имени Гнесиных. Лиризм, мягкость, музыкальность этого исполнителя покоряют даже в таких виртуозных пьесах, как «Ария и тема c вариациями» Паганини и этюд известного кубинского гитариста и композитора Лео Брауэра.
Противоположна творческая манера лауреата конкурса стран Латинской Америки Николая Комолятоеа. Динамично, темпераментно звучат в его исполнении «Легенда» Исаака Альбениса, «Характеристический танец» Лео Брауэра, танец из сюиты «Памяти Вила Лобоса» Игоря Рехина. Николай Комолятов — активный пропагандист современной советской музыки. Интересным было знакомство с молодыми гитаристами, студенткой Института имени Гнесиных Анастасией Бардиной, исполнившей на русской семиструнной гитаре «шествие» Павлова-Азанчеева и Сонату Рехина, и Александром Мартыновым, сыгравшим сложнейшее виртуозное произведение испанского композитора Тарреги «Арагонская хотя» и «Колибри» Сагрейроса.
Гитара — такой многоплановый инструмент, что может прекрасно звучать и в ансамбле c различными инструментами: фортепиано, скрипкой, флейтой, виолончелью, мандолиной. B концерте выступил камерный дуэт Валентины Фадеевой (гитара) и Людмилы Ястребовой (виолончель). Сочетание сдержанного «говора» гитары и теплого «пения» виолончели создало элегическое настроение, свойственное камерному музицированию прошлого века. Этому способствовал и репертуар: «Сентиментальный вальс» Чайковского, «Элегия» Ивана-Крамского, «Аве Мария» Бахa-Гуно. В первом отделении был представлен еще один не совсем обычный ансамбль. Солисты балета Елизавета Цибулевская и Сергей Ванаев исполнили композицию французского хореографа Ролана Пети и советского хореографа Авария Плисецкого на тему «Чороса» Вила Лобоса. Аккомпанировал этому остроритмичному, полному изящества и экспрессии танцу Николай Комолятов.
Второе отделение вел музыковед Алексей Баташев, чья эрудиция и остроумие еще больше динамизировали столь удачно начавшийся вечер. Он рассказал o роли гитары в джазе, рок-музыке, o гитаре в авторской песне, об испанской гитарной музыке фламенко.
Авторскую песню в концерте представили два исполнителя — Александр Суханов и Валерий Пак. 15 лет работает Александр Суханов в этом жанре. за это время он сочинил полторы сотни песен на стихи западных, русских и советских поэтов, a также на свои собственные. Его исполнение отличает доверительность, лиризм, музыкальность.
Лауреат конкурса творческой Молодежи Москвы Валерий Пак выступает на эстраде 5 лет. Написал немало песен на стихи разных поэтов. Пробует себя в различных стилях, от чисто бaрдовского до стилистики «новой волны». Валерий Пак виртуозно владеет 12-струнной гитарой, обладает хорошими вокальными данными, вы разительной, яркой манерой исполнения. Оба исполнителя тяготеют к поэзии Николая Рубцова, Николая Заболоцкого, Иосифа Уткина, к глубокому, серьезному осмыслению жизни. И все же в их репертуаре попадаются песни неглубокого содержания, невысокого художественного уровня. Очень хочется, чтобы эти тaлантливые исполнители остались до конца верны добрым традициям жанра авторской песни.
B заключение концерта сцена былa предоставлена музыканту, который соединил в себе самые современные гитapные направления: джаз, рок, флaменко, создав при этом свой неповторимый творческий стиль. Музыкант этот — Алексей Кузнецов. Он единственный y нас джазовый гитарист, выступающий соло c исполнением своих произведений и аранжировок классических джазовых тем. Лауреат Всесоюзных и Международных джазовых фестивалей Алексей Кузнецов — великолепный ансамблист, играющий со многими музыкантами. Он руководитель своего постоянного трио в составе: Анатолий Соболев — контрабас, Евгений Казарян — ударные, Алексей Кузнецов — гитара.
B основном репертуаре Алексея Кузнецова и его ансамбля — обработки классических джазовых тем. В концерте прозвучали обработка песни Кола Портера «Со мной всё в порядке», «Минорный блюз» Джона Кориси, написанный в стиле кул (прохладный джаз), пьеса Джимми Ванхойзена «Это могло случиться c тобой, в стиле свинг и блистательная обработка знаменитого «Каравана» Дюка Эллингтона. Яркое впечатление оставила пьеса Кузнецова «Испания». B каких бы направлениях ни выступал этот музыкант, его всегда отличает одухoтвореннoсть, свoбодный полет фантазии. И еще одно качество есть y этого гитариста — удивительное чувство формы, редкое умение вовремя поставить точку. Пора это сделать и автору этик строк.
Два часа в плену y гитaры надолго запомнятся публике, тепло принимавшей каждого исполнителя.
АННА ИCTОМИНА
Журнал Советская эстрада и цирк. Сентябрь 1986 г.
оставить комментарий