В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

В плену у гитары

А. КузнецовКто не знает этик строк замечательного испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки, начавшего свой путь в искусстве музыкантом. «Можно ли полнее выразить свою страсть, чем излив ее в шесть лирических вен этого труднейшего инструмента?» — писал он.

«Начинается плач гитары,
Разбивается чаша утра;
Начинается плач гитары
О, не жди от нее молчанья...»


A. КУЗНЕЦОВ. Фото B. ЛУЧИНА

Рожденная в Испании, своими корнями гитара ухо­дит в глубокую древность. Ее предшественницы — кифара и лютня. Они сопровождали пение. Звучание гитары по­гружает в мир души, поэзии, легенд. На протяжении семи веков гитара совершенствовалась. Менялось число ее струн — от 4-5 до 7-12, варьировалась настройка, конструкция. Утвердившись в XVI веке, классическая ис­панская шестиструнная гитара начала путешествовать по Западной Европе. Великий Паганини, чье имя ассоциируется с виртуозными скрипичными пьесами, написал много произведений для гитары и прекрасно играл на ней.

Его сонеты для скрипки и гитары до сих пор включают в свои программы виднейшие музыканты мира. «Я король скрипки,— говорил Паганини, — но гитара — моя коро­лева». Однако путь «королевы» на большую эстраду был долог и тернист. Сегодня уже не удивляют сольные концерты гитаристом в крупнейших концертных залах мира. Но было время, когда устройство таких концертов вос­принималось как посягательство на такие признанные со­лирующие инструменты, как фортепиано и скрипка.

B России гитара появилась во второй половине XVIII века. Это уже была русская семиструнная гитара. M. И. Глинка создал свои гениальные произведения для симфонического оркестра — «Арагонская кота» и «Ночь в Мадриде», после путешествий по Испании, под впечатлением игры на гитаре Феликса Кастильо. Редкое собрание российских горожан обходилось без гитары. Извест­ная исполнительница цыганских песен Настя Полякова подарила свою гитару Ф. И. Шаляпину со следующей надписью:

«Ты поешь как песня русская и звонка как песнь цыганская,
Ты подруга настроения, семиструнная моя.»

Но признание гитары как классического концертного инструмента пришло лишь в 20-e годы ХХ века благодаря искусству великого испанского гитариста Андреса Сеговии. По его инициативе были открыты классы гитары в музы­кальных школах и консерваториях многих стран, он пер­вым ввел в репертуар гитаристов классическую и совре­менную музыку. Его гастроли в 20-е и 30-e годы в Со­ветском Союзе оказали огромное влияние на развитие Отечественной гитарной школы. Он давал консультации советским гитаристам П. Агафошину, П. Исакову, A. Иванову-Крамскому, которые и явились создателями совет­ской гитарной школы. Гитара завоевала ХХ век. По сви­детельству французского исследователя P. Видала, каж­дый четвертый житель на земле играет на гитаре. Про­ходят и фестивали гитаристов в разных странах мира.

«Мир гитары» — так назывался концерт из цикла «Эстрада молодым», состоявшийся в московском Театре эстрады. Организаторам этого вечера режиссеру Юрию Рубцову, композитору Игорю Рекину и музыковеду Алек­сею Баташеву удалось решить нелегкую задачу. B рам­ках одного концерта они сумели показать путь развития гитары, рассказать o разных формах ее бытования на эстраде, познакомить c современными гитаристами.

Программа вечера была построена c большим знанием материала, вкусом и чувством меры. Основную часть аудитории составляла молодежь до 20-ти лет, и не снизить уровень до удобного восприятия, поднять его до необходимого, было нелегко. ХХ век то возносил гитару, то бросал в бездну пошлости. Организаторам вечера удалось уберечь программу от проходных номеров, от второсортных ВИА и инструментальных ан­самблей.

Вхождение в мир гитары началось еще до начала концерта. Молодой гитарист Александр Мартынов создавал атмосферу задумчивости, интимности, неспешно музицируя в глубине сцены. Первое отделение было по­священо классической гитаре. Вел его композитор Игорь Рехин, написавший ряд произведений для гитары, член жюри Международного конкурса гитаристов в Гаване.

Его рассказ o классической гитаре начался исполнением «Чаконы» Генделя. Исполнитель и автор переложения для гитары — Александр Фраучи. Гитаристом №1 назвали этого музыканта латиноамериканские журналисты во время конкурса в Гаване. Лауреат Всесоюзных и Международных конкурсов Александр Фраучи вeдет класс гитары c момента его открытия в Институте имени Гнеси­ных. Лиризм, мягкость, музыкальность этого исполнителя покоряют даже в таких виртуозных пьесах, как «Ария и тема c вариациями» Паганини и этюд известного кубинского гитариста и композитора Лео Брауэра.

Противоположна творческая манера лауреата конкурса стран Латинской Америки Николая Комолятоеа. Динамично, темпераментно звучат в его исполнении «Легенда» Исаака Альбениса, «Характеристический танец» Лео Брауэра, танец из сюиты «Памяти Вила Лобоса» Игоря Рехина. Николай Комолятов — активный пропа­гандист современной советской музыки. Интересным было знакомство с молодыми гитаристами, студенткой Института имени Гнесиных Анастасией Бардиной, испол­нившей на русской семиструнной гитаре «шествие» Пав­лова-Азанчеева и Сонату Рехина, и Александром Мартыновым, сыгравшим сложнейшее виртуозное произведе­ние испанского композитора Тарреги «Арагонская хотя» и «Колибри» Сагрейроса.

Гитара — такой многоплановый инструмент, что мо­жет прекрасно звучать и в ансамбле c различными ин­струментами: фортепиано, скрипкой, флейтой, виолон­челью, мандолиной. B концерте выступил камерный дуэт Валентины Фадеевой (гитара) и Людмилы Ястребовой (виолончель). Сочетание сдержанного «говора» гитары и теплого «пения» виолончели создало элегическое на­строение, свойственное камерному музицированию прош­лого века. Этому способствовал и репертуар: «Сенти­ментальный вальс» Чайковского, «Элегия» Ивана-Крам­ского, «Аве Мария» Бахa-Гуно. В первом отделении был представлен еще один не совсем обычный ансамбль. Солисты балета Елизавета Цибулевская и Сергей Ванаев исполнили композицию французского хореографа Ролана Пети и советского хореографа Авария Плисецкого на тему «Чороса» Вила Лобоса. Аккомпанировал этому остроритмичному, полному изящества и экспрессии танцу Николай Комолятов.

Второе отделение вел музыковед Алексей Баташев, чья эрудиция и остроумие еще больше динамизировали столь удачно начавшийся вечер. Он рассказал o роли гитары в джазе, рок-музыке, o гитаре в авторской песне, об испанской гитарной музыке фламенко.

Авторскую песню в концерте представили два ис­полнителя — Александр Суханов и Валерий Пак. 15 лет работает Александр Суханов в этом жанре. за это время он сочинил полторы сотни песен на стихи западных, русских и советских поэтов, a также на свои собственные. Его исполнение отличает доверительность, лиризм, музыкальность.

Лауреат конкурса творческой Молодежи Москвы Ва­лерий Пак выступает на эстраде 5 лет. Написал немало песен на стихи разных поэтов. Пробует себя в различ­ных стилях, от чисто бaрдовского до стилистики «новой волны». Валерий Пак виртуозно владеет 12-струнной ги­тарой, обладает хорошими вокальными данными, вы рази­тельной, яркой манерой исполнения. Оба исполнителя тя­готеют к поэзии Николая Рубцова, Николая Заболоцкого, Иосифа Уткина, к глубокому, серьезному осмыслению жизни. И все же в их репертуаре попадаются песни не­глубокого содержания, невысокого художественного уровня. Очень хочется, чтобы эти тaлантливые исполните­ли остались до конца верны добрым традициям жанра авторской песни.

B заключение концерта сцена былa предоставлена музыканту, который соединил в себе самые современные гитapные направления: джаз, рок, флaменко, создав при этом свой неповторимый творческий стиль. Музыкант этот — Алексей Кузнецов. Он единственный y нас джа­зовый гитарист, выступающий соло c исполнением своих произведений и аранжировок классических джазовых тем. Лауреат Всесоюзных и Международных джазовых фести­валей Алексей Кузнецов — великолепный ансамблист, играющий со многими музыкантами. Он руководитель своего постоянного трио в составе: Анатолий Соболев — контрабас, Евгений Казарян — ударные, Алексей Кузне­цов — гитара.

B основном репертуаре Алексея Кузнецова и его ансамбля — обработки классических джазовых тем. В концерте прозвучали обработка песни Кола Портера «Со мной всё в порядке», «Минорный блюз» Джона Кориси, написанный в стиле кул (прохладный джаз), пьеса Джимми Ванхойзена «Это могло случиться c тобой, в стиле свинг и блистательная обработка знаменитого «Каравана» Дюка Эллингтона. Яркое впечатление оставила пьеса Куз­нецова «Испания». B каких бы направлениях ни выступал этот музыкант, его всегда отличает одухoтвореннoсть, свoбодный полет фантазии. И еще одно качество есть y этого гитариста — удивительное чувство формы, редкое умение вовремя поставить точку. Пора это сделать и автору этик строк.

Два часа в плену y гитaры надолго запомнятся пуб­лике, тепло принимавшей каждого исполнителя.
 

АННА ИCTОМИНА

Журнал Советская эстрада и цирк. Сентябрь 1986 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100