В степи под Херсоном
Сельскому зрителю в той же мере, как и городскому, необходимо общение с настоящим искусством.
Кто станет оспаривать эту непреложную истину, поставленную в ряд наипервейших наших задач Директивами XXIII съезда КПСС. Но труден и долог путь от областного центра до села. Не в буквальном понятии километража, а по сумме многих проблем, больших и малых. Все звенья в этой цепи должны быть крепко связаны, иначе цепь разорвется.
Очень хлопотное это дело — привезти бригаду артистов в село, устроить на ночлег, обеспечить удобную эстрадную площадку и достаточную зрительскую аудиторию, чтобы ни исполнители, ни филармония не понесли убытков. Ведь, помимо всего прочего, существует и финансовый план. И порой случается так, что в накладе остается тот, кто, казалось бы, всегда должен быть в выигрыше, — сельский зритель.
В любой филармонии вам назовут цифры (даже весьма впечатляющие) из отчета по обслуживанию села. Но бывает, что за звонкими цифрами кроется профанация большого и нужного дела. Приезжает в колхоз концертная бригада в пять-шесть человек, что-нибудь споет и сыграет под аккомпанемент незаглушенного мотора автомашины, конферансье в измятых брюках «выдаст» пару стародавних острот, и кортеж с незамутненным чувством исполненного долга умчится дальше. Только пыль от колес остается после таких наскоков. Почти всегда подобные бригады составляют артисты, которые заведомо «не пройдут» в городе. Деваться им некуда, они неприхотливы, и филармонии с ними меньше хлопот. Стоит этот суррогат искусства дешево, себя окупает. Легковерные зрители, за неимением лучшего, с радостью (артисты приехали!) устремляются на концерт, а в отчете появляются цифры. Бывает и такое. Бывает...
Случалось такое и на Херсонщине. Уж сколько лет прошло, а до сих пор не могут забыть колхозники резво гастролировавшего пройдоху фокусника Гриндау. Вот что писали о нем и подобных ему гастролерах зрители из села Ново-Алексеевки Скадовского района: «Мы посылаем афишу, которую обнаружили не при археологических раскопках стоянок халтурщиков 900-х годов. Такие афиши появились у нас в селе. Сами по себе они объясняли, каким будет представление, но «концерт» превзошел все ожидания. Впрочем, мы не раз замечали, что, как только пригреет весеннее солнышко, к нам в район приезжают артисты типа Гриндау... Во время концерта колхозники поняли, с кем имеют дело, и потребовали возвратить деньги, но Гриндау, повторив прием Остапа Бендера после сеанса шахматной игры на тридцати досках, скрылся».
В ту незавидную пору на гастрольных тропах Херсонщины беспрепятственно резвились потомки великого комбинатора, а областная филармония не могла похвалиться даже цифрами. По семь-восемь концертов в месяц бывало в селах, да и то лишь по краям большой дороги. Подтверждают это строки того же письма: «...среди степных наших сел есть немало еще таких, где ни разу не ступала нога профессионального артиста. В области есть и театр и филармония, а наш голод на хорошие концерты и спектакли из года в год не утоляется».
На сигнал колхозников из села Ново-Алексеевки первыми откликнулись артисты Херсонского музыкально-драматического театра. Отказавшись от летних «больших гастролей» в другие города страны, они отправились в поездку по своей области. А в филармонии между тем продолжалась спячка, работа в убыток (если это можно назвать работой). Отговоркой была ссылка на бездорожье, отдаленность сел.
Новая эра в культурной жизни области, как в шутку говорят местные летописцы, наступила с приходом нового директора Херсонской филармонии Ильи Семеновича Добрынина. От самых различных людей — артистов, председателей колхозов, работников районных отделов культуры, администраторов — слышала я о нем добрые отзывы. «Хороший у нас хозяин филармонии, деловой человек», — говорит секретарь обкома по пропаганде Николай Абрамович Даниленко. А старший машинист передвижной сцены Федор Николаевич Москаленко выразился несколько метафоричнее: «Как он пришел, филармония закрутилась и загудела».
Однако не будем спешить с выводами, призовем в свидетели цифры. На пять месяцев с начала года было запланировано 502 концерта, состоялось 744. Вместо 190,7 тысячи зрителей по плану присутствовало 265,6 тысячи. Это общие числа. А как на селе? По плану — 233 концерта, состоялось 323; по плану — 119,8 тысячи зрителей, фактически их было 130,6 тысячи. В накладе не остались зрители, не потерпела убытка филармония. Только в первом квартале этого года получена прибыль 3,6 тысячи рублей. Что изменилось, в чем суть «закрута и гудения» филармонии? Область та же, и дороги в ней те же — проселочные, железных не проложили. И зрители не снизили оценок искусства, наоборот — стали разборчивее, научились точнее отличать хорошее от плохого.
Теперь заглянем за цифры. Известно, что полные кассовые сборы дают мастера своего жанра, крупные коллективы с разнообразным репертуаром, оригинальными номерами. Кто из руководителей филармоний не познал этой аксиомы? Однако далеко не везде умело и четко решена проблема культуры приема гастролеров. Недаром в актерской среде печальную популярность приобрела рожденная опытом поговорка: «Совсем как в картине Репина «Не ждали».
Артистов, выезжающих в район, нужно хорошо встретить, облегчить им по мере возможности и компенсировать трудности утомительной дороги, организовать полный зал или наибольшее число зрителей вокруг открытой площадки. Короче говоря, приветить их так, чтобы они снова, по доброй памяти, приехали в область. Кстати, об открытых площадках. На Херсонщине пока еще мало просторных дворцов культуры и клубов: есть на 150, реже — на 600 мест. Для дорогих концертов администраторы филармонии обычно практикуют складчину нескольких колхозов и совхозов, собирая подчас до двух тысяч зрителей. Такую аудиторию не вместят никакие стены, и артистам приходится выступать на площадках грузовых автомашин. Сцена, подвластная капризам погоды, невесть как привлекательна. Работать на такой эстраде вдесятеро труднее: то наскочит тугой степной ветер, то вдруг ливень (к слову, в этом году Херсонскую область заливали дожди), то мошкара тучей слетится на свет.
Тем не менее гастролеры едут в села Херсонской области с охотой (мир слухом полнится); кто здесь уже побывал — приезжают снова по первому зову. Здешняя филармония, кстати сказать, не приглашает кого попало. Сельские зрители Херсонщины знакомятся с лучшими гастрольными коллективами страны. Были у них Омский хор, Запорожский симфонический оркестр, шахтерский ансамбль песни и танца, Государственный заслуженный украинский народный хор, эстрадные группы из Москвы, Ленинграда, Киева.
Так заведено, что каждый малоизвестный коллектив, прежде чем пригласить его в область, директор филармонии непременно смотрит сам. Выезжает или вылетает на самолете туда, где гастролируют артисты. Это может показаться расточительством, лишней тратой денег. По существу же, это разумный, экономически выгодный подход к делу. Проверенный коллектив наверняка окупит расходы, а зрители не получат случайного суррогата искусства. Или другой пример разумного хозяйствования. На приобретение передвижной сцены «махнул» директор 14 тысяч рублей. Такой расход по плечу разве только театру, имеющему дотацию. А вот Добрынин рискнул, и не раскаивается: рентабельность покупки уже очевидна.
Заполучить для филармонии сцену передвижного театра — настоящую сцену на вездеходных колесах, крытую брезентом шапито, с занавесом и задником, гримировочной, мощными светильниками, походной электростанцией — было не просто. Пришлось пройти много инстанций, чтобы ейскому заводу разрешили продать сверхплановую продукцию.
А сцена — заглядение! Ставить ее можно в любом месте, на выбор — прямо в поле, в парке или на берегу Днепра. Хорошая покупка! Но херсонцы сумели улучшить ее, сделать еще практичнее. Увеличили число мест для зрителей, упростили шнуровку брезента, что ускорило сборку, на списанном автобазой прицепе установили электростанцию, а из освободившейся грузовой машины сделали на Черниговском заводе автобус. Как бы то ни было, сцена дает за лето 3—4 тысячи рублей чистой прибыли. Главное же —не будь ее, не услышали бы селяне ни Омского хора, ни симфонического оркестра: на какой другой площадке разместишь коллектив, скажем, в семьдесят человек! Да что говорить, по этой сцене даже медведь на мотоцикле ездил, когда был совместный концерт артистов эстрады и цирка.
Проехав около тысячи километров на автомашинах, я побывала в самых глубинных селах, посмотрела почти все эстрадные коллективы, гастролировавшие в то время по области, да сверх того послушала лекцию-концерт на острове Яношове у колхозных рыбаков. И всюду убеждалась, что четкость, организованность и оперативность — основные качества, определяющие стиль работы Херсонской филармонии. Поэтому за месяц администраторы успевают организовать здесь до пятидесяти концертов для сельских зрителей. Причем концертов «полнометражных», составленных, как и в городе, из двух отделений. Несмотря на частые замены и отмены, которыми еще грешат гастрольные организации, особенно столичные, поток концертных бригад в села не нарушается.
На дорогах Херсонщины я встречала эстрадные коллективы, отмеченные профессиональным мастерством, исполнительской индивидуальностью, хорошим вкусом. В районных центрах области при мне выступал киевский эстрадный коллектив во главе с заслуженным артистом Украинской республики Владимиром Гончаровым. Филармония пошла навстречу желанию киевлян — база их была в Новой Каховке, райском уголке херсонской земли. В переполненной туристами гостинице администратор Марианна Александровна Баратова, бог весть с каким трудом, но разместила артистов в отдельных номерах. На концерты в дома культуры, где есть необходимый для этой бригады клавишный инструмент, она собирала колхозников из окрестных сел.
Полтора месяца с большим успехом выступала в районах области концертная бригада ленинградских артистов под руководством Аллы Беловой. Я видела, как их благодарно принимали зрители в колхозе имени Кирова Генического района. Разнообразный яркий концерт доставил сотням людей много радости, артистов долго не отпускали со: сцены. Парторг колхоза В. А. Краевой преподнес им огромный букет маков.
У бригады Аллы Беловой давняя дружба с сельскими зрителями. Артисты этого Сплоченного коллектива награждены медалями за освоение целинных земель. На Херсонщину ленинградцы попали впервые. И, несмотря на трудные условия работы — нередко под дождем или в битком набитых клубах, даже в амбарах,— у них остались самые лучшие воспоминания о гастролях. Шофер автобуса, он же и администратор, Василий Васильевич Хабленка окружил их вниманием и заботой.
А вот эстрадный коллектив Волынской филармонии (познакомилась я с ним в колхозе «Красная поляна» Чаплинского района) приехал в херсонскую степь уже в шестой раз. Приняли его в филармонии на пять дней раньше назначенного по графику срока — стоило лишь бригадиру Леониду Яхнесу позвонить, пожаловаться, что из-за плохой организации гастролей в соседней области артисты напрасно теряют время, простаивают. Коллектив был немедленно вызван в Херсон. За концертами дело не стало — их оперативно, как он говорит, «заделал» администратор филармонии Василий Семенович Яценко. В колхозах и совхозах сердечно приняли старых! знакомых, выступления прошли с успехом. Вот и документальное тому подтверждение — одна из записей в книге отзывов: «Нам очень понравились все номера. Хочется отметить заслуженного артиста УССР Даниила Должанского, музыкальное трио под руководством Леонида Яхнеса, солистку Зинаиду Иванову, артистов оригинального жанра Леонарду Сребницкую и Иосифа Чубатого, танцоров Александра Капустина и Ростислава Денискжа, конферансье Сергея Самульчика». Словом, все понравилось. Подписавшие отзыв колхозники и учителя сельхозартели «Заря коммунизма» Чаплинского района даже сложили коллективно стихи, приглашая артистов снова приехать в колхоз.
Мы упомянули лишь о трех эстрадных коллективах, оставивших добрый след в сердцах сельских зрителей, коснулись некоторых сторон деятельности филармонии, которой руководит И. С. Добрыкин. Но даже по этим немногим фактам можно судить, сколь заинтересованно и умело прокладываются гастрольные тропы в степи под Херсоном.
Однако хорошо организованный прокат концертов приезжих артистов — это еще полдела. Не менее важно, чтобы филармония планомерно приобщала сельских слушателей к музыкальной культуре, воспитывала их эстетический вкус, учила понимать и любить большое искусство. Но об этом в следующем письме.
В. ЛЕБЕДИНСКАЯ, спецкор «Советской эстрады и цирка»
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1966 г.
оставить комментарий