В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

В степи под Херсоном

Сельскому зрителю в той же мере, как и городскому, необходимо общение с настоящим искусством.

Кто станет оспаривать эту непреложную истину, поставленную в ряд наипервейших наших задач Директивами XXIII съезда КПСС. Но труден и долог путь от областного центра до села. Не в буквальном понятии километража, а по сумме многих проблем, больших и малых. Все звенья в этой цепи должны быть крепко связаны, иначе цепь разорвется.

Очень хлопотное это дело — привезти бригаду артистов в село, устроить на ночлег, обеспечить удобную эстрадную площадку и достаточную зрительскую аудиторию, чтобы ни исполнители, ни филармония не понесли убытков. Ведь, помимо всего прочего, существует и фи­нансовый план. И порой случается так, что в накладе остается тот, кто, каза­лось бы, всегда должен быть в выигры­ше, — сельский зритель.

В любой филармонии вам назовут цифры (даже весьма впечатляющие) из отчета по обслуживанию села. Но бывает, что за звонкими цифрами кро­ется профанация большого и нужного дела. Приезжает в колхоз концертная бригада в пять-шесть человек, что-ни­будь споет и сыграет под аккомпанемент незаглушенного мотора автома­шины, конферансье в измятых брюках «выдаст» пару стародавних острот, и кортеж с незамутненным чувством ис­полненного долга умчится дальше. Толь­ко пыль от колес остается после таких наскоков. Почти всегда подобные бригады составляют артисты, которые заведомо «не пройдут» в городе. Деваться им не­куда, они неприхотливы, и филармонии с ними меньше хлопот. Стоит этот сур­рогат искусства дешево, себя окупает. Легковерные зрители, за неимением лучшего, с радостью (артисты приеха­ли!) устремляются на концерт, а в отчете появляются цифры. Бывает и такое. Бывает...

Случалось такое и на Херсонщине. Уж сколько лет прошло, а до сих пор не могут забыть колхозники резво га­стролировавшего пройдоху фокусника Гриндау. Вот что писали о нем и подоб­ных ему гастролерах зрители из села Ново-Алексеевки Скадовского района: «Мы посылаем афишу, которую обнару­жили не при археологических раскоп­ках стоянок халтурщиков 900-х годов. Такие афиши появились у нас в селе. Сами по себе они объясняли, каким будет представление, но «концерт» прев­зошел все ожидания. Впрочем, мы не раз замечали, что, как только пригреет весеннее солнышко, к нам в район при­езжают артисты типа Гриндау... Во вре­мя концерта колхозники поняли, с кем имеют дело, и потребовали возвратить деньги, но Гриндау, повторив прием Остапа Бендера после сеанса шахматной игры на тридцати досках, скрылся».

В ту незавидную пору на гастроль­ных тропах Херсонщины беспрепят­ственно резвились потомки великого комбинатора, а областная филармония не могла похвалиться даже цифрами. По    семь-восемь    концертов    в    месяц бывало в селах, да и то лишь по краям большой дороги. Подтверждают это стро­ки того же письма: «...среди степных наших сел есть немало еще таких, где ни разу не ступала нога профессиональ­ного артиста. В области есть и театр и филармония, а наш голод на хорошие концерты и спектакли из года в год не утоляется».

На сигнал колхозников из села Ново-Алексеевки первыми откликнулись артисты Херсонского музыкально-дра­матического театра. Отказавшись от летних «больших гастролей» в другие города страны, они отправились в поезд­ку по своей области. А в филармонии между тем продолжалась спячка, работа в убыток (если это можно назвать рабо­той). Отговоркой была ссылка на бездо­рожье, отдаленность сел.

Новая эра в культурной жизни обла­сти, как в шутку говорят местные лето­писцы, наступила с приходом нового директора Херсонской филармонии Ильи Семеновича Добрынина. От самых различных людей — артистов, председа­телей колхозов, работников районных отделов культуры, администраторов — слышала я о нем добрые отзывы. «Хо­роший у нас хозяин филармонии, дело­вой человек», — говорит секретарь об­кома по пропаганде Николай Абрамо­вич Даниленко. А старший машинист передвижной сцены Федор Николаевич Москаленко выразился несколько мета­форичнее: «Как он пришел, филармония закрутилась и загудела».

Однако не будем спешить с вывода­ми, призовем в свидетели цифры. На пять месяцев с начала года было за­планировано 502 концерта, состоялось 744. Вместо 190,7 тысячи зрителей по плану присутствовало 265,6 тысячи. Это общие числа. А как на селе? По пла­ну — 233 концерта, состоялось 323; по плану — 119,8 тысячи зрителей, факти­чески их было 130,6 тысячи. В накладе не остались зрители, не потерпела убыт­ка филармония. Только в первом квар­тале этого года получена прибыль 3,6 тысячи рублей. Что изменилось, в чем суть «закрута и гудения» филармонии? Область та же, и дороги в ней те же — проселоч­ные, железных не проложили. И зрите­ли не снизили оценок искусства, на­оборот — стали разборчивее, научились точнее отличать хорошее от плохого.

Теперь заглянем за цифры. Известно, что полные кассовые сборы дают мастера своего жанра, крупные коллективы с разнообразным репертуаром, оригиналь­ными номерами. Кто из руководителей филармоний не познал этой аксиомы? Однако далеко не везде умело и четко решена проблема культуры приема га­стролеров. Недаром в актерской среде печальную популярность приобрела рожденная опытом поговорка: «Совсем как в картине Репина «Не ждали».

Артистов, выезжающих в район, нужно хорошо встретить, облегчить им по мере возможности и компенсировать трудности утомительной дороги, органи­зовать полный зал или наибольшее чис­ло зрителей вокруг открытой площадки. Короче говоря, приветить их так, чтобы они снова, по доброй памяти, приехали в область. Кстати, об открытых площадках. На Херсонщине пока еще мало просторных дворцов культуры и клубов: есть на 150, реже — на 600 мест. Для дорогих концертов администраторы филармонии обычно практикуют складчину несколь­ких колхозов и совхозов, собирая под­час до двух тысяч зрителей. Такую аудиторию не вместят никакие стены, и артистам приходится выступать на площадках грузовых автомашин. Сцена, подвластная капризам погоды, невесть как привлекательна. Работать на такой эстраде вдесятеро труднее: то наскочит тугой степной ветер, то вдруг ливень (к слову, в этом году Херсонскую об­ласть заливали дожди), то мошкара ту­чей слетится на свет.

Тем не менее гастролеры едут в села Херсонской области с охотой (мир слухом полнится); кто здесь уже побывал — приезжают снова по первому зову. Здешняя филармония, кстати сказать, не приглашает кого попало. Сельские зрители Херсонщины знакомятся с луч­шими гастрольными коллективами стра­ны. Были у них Омский хор, Запорож­ский симфонический оркестр, шахтер­ский ансамбль песни и танца, Государ­ственный заслуженный украинский на­родный хор, эстрадные группы из Мо­сквы, Ленинграда, Киева.

Так заведено, что каждый малоизве­стный коллектив, прежде чем пригласить его в область, директор филармонии не­пременно смотрит сам. Выезжает или вылетает на самолете туда, где гастро­лируют артисты. Это может показаться расточительством, лишней тратой денег. По существу же, это разумный, эконо­мически выгодный подход к делу. Проверенный коллектив наверняка окупит расходы, а зрители не получат случай­ного суррогата искусства. Или другой пример разумного хозяй­ствования. На приобретение передвижной сцены «махнул» директор 14 тысяч рублей. Такой расход по плечу разве только театру, имеющему дотацию. А вот Добрынин рискнул, и не раскаивается: рентабельность покупки уже  очевидна.

Заполучить для филармонии сцену передвижного театра —  настоящую сцену на вездеходных колесах, крытую бре­зентом шапито, с занавесом и задником, гримировочной, мощными светильника­ми, походной электростанцией — было не просто. Пришлось пройти много ин­станций, чтобы ейскому заводу разре­шили продать сверхплановую продук­цию.

А сцена — заглядение! Ставить ее можно в любом месте, на выбор — пря­мо в поле, в парке или на берегу Днепра. Хорошая покупка! Но херсонцы сумели улучшить ее, сделать еще практичнее. Увеличили число мест для зрителей, упростили шнуровку брезента, что уско­рило сборку, на списанном автобазой прицепе установили электростанцию, а из освободившейся грузовой машины сделали на Черниговском заводе авто­бус. Как бы то ни было, сцена дает за лето 3—4 тысячи рублей чистой прибы­ли. Главное же —не будь ее, не услы­шали бы селяне ни Омского хора, ни симфонического оркестра: на какой дру­гой площадке разместишь коллектив, скажем, в семьдесят человек! Да что го­ворить, по этой сцене даже медведь на мотоцикле ездил, когда был совместный концерт артистов эстрады и цирка.

Проехав около тысячи километров на автомашинах, я побывала в самых глубинных селах, посмотрела почти все эстрадные коллективы, гастролировав­шие в то время по области, да сверх то­го послушала лекцию-концерт на остро­ве Яношове у колхозных рыбаков. И всюду убеждалась, что четкость, орга­низованность и оперативность — основ­ные качества, определяющие стиль ра­боты Херсонской филармонии. Поэтому за месяц администраторы успевают ор­ганизовать здесь до пятидесяти концер­тов для сельских зрителей. Причем концертов «полнометражных», состав­ленных, как и в городе, из двух отделе­ний. Несмотря на частые замены и от­мены, которыми еще грешат гастрольные организации, особенно столичные, поток концертных бригад в села не наруша­ется.

На дорогах Херсонщины я встречала эстрадные коллективы, отмеченные про­фессиональным мастерством, исполни­тельской индивидуальностью, хорошим вкусом. В районных центрах области при мне выступал киевский эстрадный коллектив во главе с заслуженным арти­стом Украинской республики Владими­ром Гончаровым. Филармония пошла навстречу желанию киевлян — база их была в Новой Каховке, райском уголке херсонской земли. В переполненной ту­ристами гостинице администратор Ма­рианна Александровна Баратова, бог весть с каким трудом, но разместила артистов в отдельных номерах. На кон­церты в дома культуры, где есть необ­ходимый для этой бригады клавишный инструмент, она собирала колхозников из окрестных сел.

Полтора месяца с большим успехом выступала в районах области концерт­ная бригада ленинградских артистов под руководством Аллы Беловой. Я ви­дела, как их благодарно принимали зрители в колхозе имени Кирова Генического района. Разнообразный яркий концерт доставил сотням людей много радости, артистов долго не отпускали со: сцены. Парторг колхоза В. А. Краевой преподнес им огромный букет маков.

У бригады Аллы Беловой давняя дружба с сельскими зрителями. Артисты этого Сплоченного коллектива награж­дены медалями за освоение целинных земель. На Херсонщину ленинградцы попали впервые. И, несмотря на трудные условия работы — нередко под дож­дем или в битком набитых клубах, даже в амбарах,— у них остались самые луч­шие воспоминания о гастролях. Шофер автобуса, он же и администратор, Васи­лий Васильевич Хабленка окружил их вниманием и заботой.

А вот эстрадный коллектив Волын­ской филармонии (познакомилась я с ним в колхозе «Красная поляна» Чап­линского района) приехал в херсонскую степь уже в шестой раз. Приняли его в филармонии на пять дней раньше назначенного по графику срока — стоило лишь бригадиру Леониду Яхнесу позво­нить, пожаловаться, что из-за плохой организации гастролей в соседней обла­сти артисты напрасно теряют время, простаивают. Коллектив был немедлен­но вызван в Херсон. За концертами де­ло не стало — их оперативно, как он го­ворит, «заделал» администратор филар­монии Василий Семенович Яценко. В колхозах и совхозах сердечно при­няли старых! знакомых, выступления прошли с успехом. Вот и документаль­ное тому подтверждение — одна из за­писей в книге отзывов: «Нам очень по­нравились все номера. Хочется отметить заслуженного артиста УССР Даниила Должанского, музыкальное трио под руководством Леонида Яхнеса, солистку Зинаиду Иванову, артистов оригиналь­ного жанра Леонарду Сребницкую и Иосифа Чубатого, танцоров Александра Капустина и Ростислава Денискжа, конферансье Сергея Самульчика». Словом, все понравилось. Подписавшие отзыв колхозники и учителя сельхозартели «Заря коммунизма» Чаплинского райо­на даже сложили коллективно стихи, приглашая артистов снова приехать в колхоз.

Мы упомянули лишь о трех эстрад­ных коллективах, оставивших добрый след в сердцах сельских зрителей, кос­нулись некоторых сторон деятельно­сти филармонии, которой руководит И. С. Добрыкин. Но даже по этим не­многим фактам можно судить, сколь заинтересованно и умело прокладыва­ются гастрольные тропы в степи под Херсоном.

Однако хорошо организованный про­кат концертов приезжих артистов — это еще полдела. Не менее важно, чтобы филармония планомерно приобщала сельских слушателей к музыкальной культуре, воспитывала их эстетический вкус, учила понимать и любить боль­шое искусство. Но об этом в следующем письме.
 

В. ЛЕБЕДИНСКАЯ, спецкор «Советской эстрады и цирка»

Журнал Советский цирк. Сентябрь 1966 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100