Вдохновенно служить своей Родине
7—8 марта 1963 года состоялась встреча руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства, где произошел большой разговор о судьбах советского искусства, о роли и месте художника в жизни нашего народа.
С яркой и глубокой речью на этой встрече выступил Никита Сергеевич Хрущев. Его речь находится в центре внимания мировой общественности. Работники цирка, как и все мастера советского искусства, восприняли мысли и положения, высказанные в этой речи, как руководство к действию. Мы публикуем ряд откликов на эту речь.
НАПРАВЛЯЮЩАЯ РУКА ПАРТИИ
Творить для народа, во имя народа, жить помыслами и чаяниями народа, его заботами и мечтами — вот к чему вновь и вновь призывает партия советских мастеров искусства и литературы. Высокий долг и великое счастье трудиться для народа, строящего коммунизм, быть активным участником, а не сторонним наблюдателем. Об этом замечательно говорил в своей страстной речи Никита Сергеевич Хрущев. Как прекрасно, что мы, советские деятели искусства, постоянно ощущаем поддержку нашей родной партии, ее твердую и направляющую руку.
СЕРБИНА, заслуженная артистка РСФСР
Я ВИЖУ НОВЫЕ ВЕХИ
Партия всегда подчеркивала великую роль идеологического оружия нашего времени — искусства. И поэтому встреча руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства явилась знаменательнейшим событием. Подкупают искренностью эти удивительно простые дружеские беседы, верные, точные оценки, данные конкретным произведениям. В чем же теперь состоит долг и обязанность нас, артистов цирка? Я считаю, что до сих пор еще не раскрыты полностью богатейшие творческие возможности искусства цирка в деле коммунистического строительства, в физическом и эстетическом воспитании трудящихся, в художественной популяризации новейших достижений науки и техники. В этом я вижу наипервейшую нашу задачу.
Необходимо привлекать общественность к обсуждению новых произведений циркового искусства, шире проводить творческие встречи с деятелями других видов искусств. Наконец, совместно с артистами социалистических стран решать вопросы практики и теории, организовав в этом направлении настоящий творческий обмен. Мы никогда не забываем, что наивысшей похвалой героическому труду монтажников-верхолазов было сравнение их со смелыми и веселыми артистами цирка. И это лестное сравнение из уст главы партии и правительства т. Хрущева услышал весь народ. И пусть впредь на арене и в общественной жизни труженики цирка, высоко сознавая ответственность своей миссии, будут благородно служить народу.
АЛИ-БЕК КАНТЕМИРОВ, заслуженный артист РСФСР и заслуженный деятель искусств СО АССР
ДОЛГ ХУДОЖНИКОВ
Большой мудрый разговор ведет наша партия с деятелями литературы и искусства о целях и задачах, стоящих перед искусством социалистического реализма. Для советского художника нет и не может быть более ответственного долга, чем служение народу. Это так же верно, как и то, что нет более взыскательного критика, чем сам народ. Оторванность от жизни, формалистические выверты и натуралистическое фотографирование глубоко чужды духу и природе искусства, высокой партийности и народности. У народа мы черпаем духовные ценности для творческого труда, народу мы и обязаны своим искусством. Ответственность перед партией и народом, высокая принципиальность, взыскательность к себе — вот чем обязан ответить каждый из нас на повседневную заботу партии и правительства о нашем искусстве.
А. ФАЛЬКОВСКИЙ, художник
МУЗЫКЕ НУЖНА МЕЛОДИЯ
О том, какое место занимает музыка в коммунистическом воспитании трудящихся нашей страны, с исчерпывающей ясностью сказал Никита Сергеевич Хрущев во время встречи руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства: «Мы стоим за музыку мелодичную, содержательную, волнующую души людей, рождающую сильные чувства...» Таково основное требование, предъявляемое партией к музыкальному искусству. Какого качества музыка звучит во время цирковых представлений? Наряду с удачами у нас существуют и недостатки в музыкальном оформлении номеров. Часть артистов, не имеющих хорошего музыкального вкуса, а также отдельные дирижеры иногда пытались протащить антихудожественную, формалистическую музыку, принося вред качеству программ. Были случаи, когда стремления запретить исполнение той или иной мелодии разбивались о противодействие артистов, равнодушие и беспринципность директоров цирков, считавших музыку третьестепенным художественным фактором. Думается, что прошедшая встреча в Кремле заставит творческих работников цирка еще строже и принципиальнее отнестись к вопросу музыкального оформления спектаклей. Музыка в цирке должна быть только отличная.
С. КРОТОВ, режиссер Союзгосцирка
Журнал Советский цирк. Апрель 1963 г.
оставить комментарий