Воспоминания дорогие сердцу
Цирк люблю с детства. Мои первые впечатления о нем необычайно ярки. В памяти, как в альбоме, хранятся воспоминания о железной дороге зверей Владимира Дурова, смелые для того времени сатирические выступления Анатолия Дурова; запомнились отличные конюшни русских дрессировщиков А. Никитина, П. Манжелли, И. Лерри, красочные цирковые пантомимы.
На фото. «Жирофле-Жирофля» Алиса КООНЕН, народная артистка РСФСР
В те времена (начало XX века) цирковые представления обставлялись с подчеркнутой пышностью, даже помпезностью. Конкурирующие между собой директора и антрепренеры прилагали много усилий, чтобы перещеголять друг друга, поразить публику великолепным убранством лошадей, фальшивыми, но сияющими всеми цветами радуги, драгоценностями, дорогими страусовыми перьями на костюмах артистов, применением всевозможных световых эффектов. Зачастую за всем этим «великолепием» терялась прекрасная работа актеров. Но общее впечатление от таких зрелищ было необычайно ярким, увлекательно-веселым и праздничным. Все это не могло не поражать моего детского воображения. И не удивительно, что каждое посещение цирка вызывало во мне страстное желание быть похожей на отважных гимнастов, грациозных наездниц, изящных канатных плясуний, темпераментных танцовщиц, без которых тогда не обходилось ни одно цирковое представление.
С цирком связано и мое первое выступление перед зрителями. Однажды, под свежим впечатлением недавнего посещения цирка, я решила попробовать ходить по канату. Приехав на летние каникулы в деревню, я силой своей фантазии превратила обыкновенную избу в арену цирка. Изобретательность помогла мне соорудить из двух табуреток и гладильной доски нечто напоминающее мостики, между которыми была протянута толстая веревка. Надеты ярко-красные шаровары, в руки взят раскрытый зонтик, и вот я уже, осторожно балансируя, легко передвигаюсь по канату. Потакавшая всем моим увлечениям искусством мама присела за пианино, стала наигрывать какой-то бравурный марш. (Отличная музыкантша, она не расставалась с инструментом даже летом, каждый год возила его в деревню.) Звуки марша привлекли деревенских ребятишек. Окна избы были облеплены такими восторженными лицами, как будто они смотрели не на меня, а на всемирно известного канатоходца Молодцова, которого я видела в цирке.
Дальнейшие упражнения в хождении по канату, занятия гимнастикой, танцами развили мою пластичность, гибкость, и при первом же подвернувшемся случае я не преминула блеснуть ею. Осенью того же года я, пятнадцатилетняя девочка, держала приемные экзамены в школу-студию МХАТ. В фойе театра на помосте сидело целое судилище — члены экзаменационной комиссии, среди них и М. Горький, показавшийся мне тогда огромным и угрюмым. Легкий прыжок, с которым я впорхнула на возвышение, оттолкнувшись сразу с места обеими ногами, чтобы прочесть стихотворение, мог быть оценен по достоинству только артистами цирка. Но Вл. И. Немировичу-Данченко он показался, наверное, детской выходкой, он тут же нравоучительна сказал мне: «Сидите пока дома, читайте книжки». Но в студию меня все же приняли вне конкурса, несмотря на то, что все вакантные места были заняты. Начались незабываемые годы учения в школе МХАТ, а затем и работы в театре под руководством К. С. Станиславского. Сам он, как известно, очень любил цирк, не случайна же его полушутливая фраза — «самое лучшее место в мире — это цирк!». Не удивительно, что несколько позже, в одном из капустников в МХАТ, целое отделение было посвящено пародийным цирковым номерам.
Театр превратился в тот вечер в большой карнавальный зал со столиками в партере, где за буфетной стойкой бойко продавала шампанское известная артистка Большого театра Е. В. Гельцер. А на сцене шла «цирковая» программа, в которой участвовала вся труппа МХАТ во главе с К. С. Станиславским, В. И. Качаловым, И. М. Москвиным, О. Л. Книппер-Чеховой. В этой программе был занят и Ф. И. Шаляпин, выступавший в роли циркового борца. Нередко ответственные роли в этих капустниках отводились и молодежи. Так, мне пришлось выходить на сцену вместе с Константином Сергеевичем, Он изображал дрессировщика лошадей, а я испанскую наездницу, скачущую на лихом бутафорском коне. Огромная, в натуральную величину, деревянная лошадь ставилась на быстро вращающийся круг, а «наездница» должна была проделывать в ее седле с традиционной улыбкой трюки, двигаясь в сторону, обратную вращению круга. Вот тогда-то мне пригодилось мое увлечение цирком. Номер был очень трудный, и мы его долго репетировали. По утрам в фойе театра, отгородившись фанерными щитами «от всего мира», Константин Сергеевич под руководством дрессировщика лошадей, приглашенного из цирка, учился сложному владению шамберьером. Оттуда слышалось сухое пощелкивание бича и неприменное «гоп», произносимое с неподражаемой интонацией прилежным учеником «циркача».
На фото. А. Коонен в роли Куклы («Ящик с игрушками»)
Никогда не забуду своего отчаяния, когда на генеральной репетиции моего номера вдруг обнаружилось, что взятый напрокат из цирка нарядный костюм наездницы оказался слишком тяжелым для меня и никак не совместимым с тем легким юмором и озорной пародийностью, на которой было построено все выступление. Многочисленные оборки путались между ног, плотный неподвижный лиф, расшитый стеклянными бусами, стеснял движения. Помогла мне жена Константина Сергеевича, тоже артистка МХАТ, М. П. Лилина. Из своего «волшебного» сундука, уже не раз выручавшего молодых актрис в тяжелые минуты, Мария Петровна извлекла широкую тюлевую пелерину, расшитую малиновыми блестками, заколола ее на мне наподобие юбки. Вместо лифа она обтянула мою фигуру ярким шарфом, а сбоку завязала большой бант и, воткнув в мои волосы огромный красный цветок мака, радостно захлопала в ладоши: «Вот то, что нужно, — легко и вместе с тем смешно». Почувствовав себя уверенно в новом костюме, я с азартом подбежала к «лошади». Импровизированная юбка запрыгала и затанцевала на мне. Получился нужный эффект. Номер был включен а программу и прошел с большим успехом. «Лошадь» бежала по кругу, я проделывала на ней головокружительные трюки, изгибаясь так, что две длинные мои косы волочились по полу, С видимым наслаждением щелкал саоим шамбарьером Константин Сергеевич. С наклеенными огромными черными усами, загримированный под испанца, он и в самом деле был очень похож на настоящего импозантного дрессировщика лошадей, которого он пародировал.
Несколько лет спустя жизнь свела меня еще с одним замечательным театральным режиссером и любителем цирка народным артистом республики А. Я. Таировым. В созданном им Камерном театре труппа состояла из артистов разных школ и направлений. Александр Яковлевич, мечтавший о синтетическом театре эмоционально насыщенных форм, стремился воедино слить разрозненные начала арлекинады, трагедии, оперетты, пантомимы и арены. Творцом такого театра, по его мнению, мог стать новый артист, с одинаковой легкостью владеющий всеми возможностями своего многогранного искусства. Эмоциональный жест, эмоциональная форма — это и есть тот сценический синтез, без которого не может быть современного театра, в котором органически слились бы все разновидности сценического искусства, — говорил Александр Яковлевич, — так что в одном и том же спектакле все искусственно разъединенные теперь элементы — слова, пения, пантомимы, танца, даже цирка — гармонически сплетались бы между собой, являясь в результате единым монолитным театральным произведением. Помимо Отличного владения голосом Таиров требовал от всех актеров безупречного владения своим телом. Учиться этому большому искусству он призывал нас у артистов цирка, у которых, по его словам, каждый прыжок не только смел, но и оправдан.
На фото. Массовая сцена из пьесы Ш. Лекока «День и ночь»
Порой, наблюдая за не всегда удачными выступлениями актеров театра, Александр Яковлевич повторял замечание Гёте о театре: «Я бы хотел, чтобы сцена была так же узка, как веревка канатного плясуна: это отбило бы охоту у многих неискусных поступать на сцену». И это не были пустые декларации. На репетициях в Камерном театре пантомимы Э. Донани «Покрывало Пьеретты», оперетт Ш. Лекока «Жирофле-Жирофля» и «День и ночь» его сцена была похожа на арену цирка. Акробаты и жонглеры передавали свое мастерство актерам театра. Позже, в дни подготовки спектакля «Ромео и Джульетта», мы видели, как терпеливо цирковой артист обучал юного Ромео виртуозно лазить по веревочной лестнице, ведущей в покои Джульетты. Изобретательно вводимые Таировым цирковые жанры расширяли средства сценической выразительности. С годами росло мое восхищение цирком, Я никогда не упускала возможности побывать на цирковом представлении ни у нас, ни за границей. Во время зарубежных гастролей мне удалось в свое время увидеть великолепного клоуна Грока. Не раз мне доводилось от лица московской театральной общественности приветствовать артистов цирка на их вечерах, быть членом президиума на юбилеях выдающихся мастерое арены. Помню юбилей замечательного клоуна-публициста Виталия Лазаренко. Было неожиданным и эффектным появление юбиляра на сцене на высоких ходулях!
С большим вниманием слежу я и сейчас за успехами артистов советского цирка, представителей самого мужественного и красивого искусства.
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1963 г.
оставить комментарий