В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Всегда неожиданная

Кира СмирноваЖанр пародии существует с незапамятных времен. На нашей эстраде и до Киры Смирновой были пародисты — исполнители куплетов, которые, подметив характерную черту популярного актера (одни лучше, другие хуже), подражали его творческой манере.

Такие пародии напоминают дружеские шаржи. Кира Смирнова обладает несомнен­ной способностью имитировать. Но интересно, что именно этим даром она не всегда пользуется, исполняя пародии. Главное для нее не подражание. У Смирновой-пародистки задачи более широкие И более осмысленные — создать не кон­кретный, а обобщенный пародийный об­раз, подметить отрицательные, достойные осмеяния явления в театре и на эстраде. Вспомните миниатюру «Самодеятель­ная актриса». Поза певицы — самая ге­роическая... И вот она уже поет, поет са­мозабвенно, а точнее, «производит зву­ки». Слова наполовину проглатываются, но этой «актрисе» и не важен смысл — вся соль, как она уверена, в звуках и в жестах. Жест, конечно, не из но­вых, но скольким певицам он помогает изображать страсти, которые они вовсе не переживают, или привлекает внима­ние зрителей в тот момент, когда берет­ся самая высокая нота! А как своеоб­разно исполняет Кира Смирнова паро­дию «Запомните песню»!..

Наблюдательность, умение мгновенно перевоплощаться — одна сторона успе­ха. Другая, может быть, более сущест­венная — незаурядные вокальные дан­ные актрисы, ее безупречная музыкаль­ность. Мастерство Киры Смирновой как ис­полнительницы пародий получило высо­кую оценку зрителей. Все мы открыли в ней отличную пародистку, а для нее па­родии явились своеобразным вступлени­ем к дальнейшему творчеству. Как-то так повелось, что от Смирновой чуть ли не в каждом концерте стали ждать неожиданного, нового. В этом и высокая оценка таланта и большая трудность: по­пробуй удивить, если все настроились только на неожиданное.

Песни Новеллы Матвеевой, исполнен­ные тонко и проникновенно, не разоча­ровали. Еще одна ступень — старинный романс. «Я пою только те песни, которые мне самой по душе, текст которых меня удовлетворяет, — говорит Кира Петров­на. — Мне нравятся произведения, за­ставляющие думать, искренние, краси­вые». «Утро туманное» на слова И. С. Турге­нева. Словно издалека, из дорогого про­шлого звучат слова: «Утро туманное, ут­ро седое. Нивы печальные, снегом по­крытые...». Отдавшись переживаниям, певица вполголоса делится с вами мыс­лями. И вы прекрасно улавливаете раз­личные оттенки чувств, вы ощущаете боль человека, тоскующего по Родине. Артистка исполняет этот романс без эффектных жестов, искренне и просто.

А вот другая вещь — «Не лукавьте». Помните «Московский дворик» Поленова? Кажется, что именно там, в старом московском дворике, объясняется в люб­ви глуповатый телеграфист. Предмет его страсти — горничная. Этой разыгрываю­щей смущение жеманнице с уморитель­ным прононсом по душе слова телегра­фиста. Но правила мещанского тона не позволяют ей сразу обнаружить жела­ния, и она, стыдливо отворачиваясь, пов­торяет бессмысленное: «Не лукавьте, не лукавьте» или: «Ах, оставьте, ах, оставь­те». И надо слышать, как это делает Кира Смирнова! Персонажи видишь так ясно, что первые минуты, когда конча­ется дуэт, искренне недоумеваешь, что на сцене нет ни горничной, ни басовитого телеграфиста.

«Элегия» Яковлева. Я помню один из концертов, когда исполнение этого про­изведения было доведено до совершенст­ва. Певица в тот вечер, как мне показа­лось, волновалась больше обычного. Бо­ялась даже, что не хватит сил на весь концерт. А голос, несмотря ни на что, лился свободно и красиво. Переходы от одной фразы к другой были настолько неуловимы, что у слушателей создава­лось впечатление, будто вся элегия про­пета на одном дыхании. Красота музыки и стиха, звуки виолончели, мастерство исполнения слились в единое — совер­шенное.

Все, что мы слышим обычно на кон­цертах Киры Смирновой, исполняется так легко, свободно, с таким мастерст­вом, что не сразу подумаешь «Как же это трудно и какая огромная работа скрывается за видимой легкостью!» Во многих странах знают сегодня пе­вицу Киру Смирнову. Ее часто спрашивают:   почему вы  начали свою   вторую жизнь в искусстве с пародии, а не с во­кальных выступлений? «Действитель­но, — отвечает она, — я пою с тех пор, как помню себя. Но после войны я оста­вила сцену — работала в редакции «Мо­сковского комсомольца», кончила поли­графический институт, растила дочку. В свободные минуты училась петь. Но свободных минут было так мало! А ког­да наконец я решилась вернуться на сце­ну, не было своего репертуара. Копиро­вать «звезд» не хотелось. Пародии? Па­родии были, скорее, продолжением нача­того на фронте...». Здесь я позволю себе небольшое от­ступление. Помните стихотворение К. Симонова «Встреча на чужбине»?

«Приходит женщина, совсем со сна,
На босу ногу туфли — и с гитарой,
И вот уже поет, поет она.
Начав с какой-то песни, с самой старой.
Про дом, про степь, про снег, про ямщика —
Она щемит и сердце рвет на части,
Но это ж наша, русская тоска,
А на чужбине и она — как счастье».

Это стихотворение Симонов написал во время войны. А спустя двадцать лет, в День Советской Армии, телезрители стали свидетелями необычной встречи. Борис Слуцкий прочитал «Встречу на чужбине» и обратился к Симонову: «А вы помните, кто тогда пел эту песню?». «Пел кто-то, а лица не помню», — отве­тил Симонов. «Кирочка, — попросил Слуцкий акт­рису, — спойте Константину Михайловичу, то, что вы пели тогда...».

Кира Петровна взяла гитару. Телезри­тели могли догадаться, что на студии произошло что-т:о не предусмотренное программой: видели, как дрогнул Симо­нов — узнал. Кира Смирнова пела «Песню военных корреспондентов» К. Симонова, а потом Смирнова-пародистка не удержалась и «изобразила», как эту песню, почти без всякого мотива, пел сам поэт. И Кон­стантин Михайлович смеялся до слез, вернее, смеялся и плакал. Время переда­чи истекало, и все участники встречи «сложились» и отдали Кире Петровне по минуте, чтобы не прерывать ее. Так че­рез двадцать лет Симонов познакомился с героиней своего стихотворения... Актеры, с которыми Кира Смирнова была на гастролях во Франции, расска­зывали нам об ее успехе в Париже. Каковы же впечатления самой акт­рисы?

— Кроме страхов и волнений, — гово­рит она, — все мы пережили радость и удовлетворение. Выступали в парижском театре «Олимпия» — это один из первых мюзик-холлов мира. А вскоре меня вновь пригласили во Францию для участия в программе международного варьете. Второй раз выступать было страшнее, к тому же я была одна. Специально для этой поездки подготовила сатирическое обозрение на французском языке и ро­мансы. Романсы, конечно, на русском...

Сейчас талантливая актриса работает над новым репертуаром. Песня рождает­ся по-разному, бывает так, что уходят месяцы, прежде чем ее услышат зрите­ли. Но всякий раз, будь то премьера или обычный концерт, встреча с Кирой Смирновой — праздник для зрителей. Праздник потому, что Кира Смирнова — всегда интересна, всегда неожиданна..
.

А. АВДУКОВА

Журнал Советский цирк. Март 1968 г. 

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100