Заглядывая в завтра
Артисты цирка готовятся встретить пятидесятилетие Советской власти новыми творческими достижениями. Они ищут пути, которые приведут к созданию оригинальных, ярких номеров и аттракционов.
В этой статье мы предоставляем слово народным артистам РСФСР В. Филатову и М.Туганову. Цирк немыслим без дрессированных животных. Трудно представить его программу, в которой не показывали бы зрителям величественных львов или тигров, забавных медведей или веселых, проворных собачек. Публика любит эти номера и всегда тепло принимает выступления дрессировщиков, восхищается их смелостью и бесстрашием, умением повелевать зверями. Наряду с мастерами манежа других жанров она хорошо знает дрессировщиков — народных артистов РСФСР Владимира и Юрия Дуровых, Ирину Бугримову, Александра Федотова и заслуженных артистов РСФСР Ивана Рубана и Александра Корнилова.
Канатоходцы Гаджикурбановы. Фото Е. Савалова
Не удивительно, что среди различных номеров советского цирка номера и аттракционы с дрессированными животными занимают значительное место. У нашего зооцирка есть свои достижения и свои недостатки. За последние пять лет артистами этого жанра создан ряд интересных номеров. Это прежде всего замечательный аттракцион Александра Буслаева «Львы на лошадях», смешанные группы хищников Вальтера Запашного и Ивана Рубана, дрессированные шимпанзе молодых артистов Ивановых, а также комические сценки дрессировщика медведей Василия Калинина и новая группа слонов Александра Корнилова. Вместе с тем наш зооцирк по своему качеству и темпам роста все же отстает от физкультурно-спортивных жанров. Необходимо проанализировать его сильные и слабые стороны и хотя бы в общих чертах наметить те конкретные меры, которые позволят номерам с дрессированными животными стать более интересными, разнообразными и многочисленными. Ни для кого не секрет, что хороших аттракционов и номеров у нас все-таки еще мало. Их уже сегодня явно недостаточно. А что мы будем показывать зрителям, когда через два-три года откроется сорок новых цирков?
В основном на манежах преобладают номера и аттракционы среднего художественного качества. У их исполнителей порой бывает трудно найти творческое своеобразие в работе. К таким аттракционам следует, в частности, отнести аттракционы Всеволода Денисова, Дмитрия Шевченко и Владимира Борисова. У многих наших дрессировщиков довольно бедный и стандартный репертуар. Не считаясь с тем, что культурные запросы зрителя выросли, они с серьезным видом исполняют примитивные, уже приглядевшиеся трюки столетней давности, представляющие собой азбуку дрессуры. Эти дрессировщики должны перестроить свою работу, иначе для них может не оказаться места на манежах новых цирков-дворцов.
Есть у нас также отдельные артисты, которые предпочитают не утруждать себя творческими поисками и беззастенчиво пользуются плодами чужого труда. Они берут без разрешения оригинальные трюки у их создателей. В результате в цирковом конвейере появляются однообразные номера и нивелируется их художественный уровень. Особенно много у нас за последнее время стало дрессированных медведей. Все это в конечном счете сказывается на качестве программ, а также на сборах и финансовом положении цирка. Бывают случаи, когда некоторые не в меру ловкие исполнители заимствуют у своих товарищей не только репертуар, но даже и их афишу.
Так, например, поступили В. Тин и И. Анисимов, взявшие плакаты у автора этой статьи. В Союзгосцирке с подобными недопустимыми явлениями, к сожалению, никто не борется. Между тем такая практика весьма отрицательно сказывается на творчестве артистов. У некоторых из них пропадает интерес к поискам нового. «Зачем ломать себе голову, — рассуждают они, — выдумывать что-то необычное, оригинальное и тратить много сил и времени на подготовку номера, когда все равно найдется дрессировщик, который возьмет твои трюки. Не лучше ли исполнять старый репертуар? По крайней мере его никто не украдет и жить можно спокойнее». Особенно однообразие присуще номерам с дрессированными собачками. Здесь штамп и заимствования достигли предела. Зачастую номера настолько похожи один на другой, что отличаются только фасоном и цветом платьев дрессировщиц.
Народный артист РСФСР В. Дуров со своим питомцем
В нашем цирке можно буквально пересчитать по пальцам те виды животных, с которыми выступают артисты. В основном преобладают медведи, львы и тигры. Почти совсем отсутствуют номера с мелкими и домашними животными. Забыты и такие представители экзотической фауны, как гигантские черепахи, кенгуру, крокодилы, броненосцы, ламы. В настоящее время у нас почти не выступают клоуны с дрессированными животными. А сравнительно недавно без них не обходилась ни одна цирковая программа. Нет надобности говорить о том, что подготовка номера требует от артиста больших знаний и значительных творческих усилий. Хочется лишь отметить, что порой он вынужден тратить время не столько на репетиции, сколько на то, чтобы обеспечить себя новым реквизитом. К сожалению, директора цирков мало помогают нашим дрессировщикам. Часто артисту самому приходится ходить по различным учреждениям и заводам и упрашивать, чтобы ему сделали аппаратуру.
Производственно-художественный комбинат Союзгосцирка явно не справляется со своими задачами. Он перегружен заказами и не в состоянии вовремя обеспечить мастеров манежа всем необходимым. Нередко комбинат выпускает продукцию низкого качества, иногда и вовсе не выполняет заказы. Еще два года назад мною была подана заявка на изготовление нового костюма. Его до сих пор не сделали, ссылаясь якобы на отсутствие необходимого материала (обыкновенного габардина синего цвета). Переоформление моего аттракциона тянется с 1960 года. Реквизит долго не делали, а недавно наконец изготовили. При этом часть его оказалась негодной. Работники художественного отдела, ведающие зоономерами, должны уяснить себе простую истину: плохой, устаревший реквизит дрессировщиков снижает художественное качество выступлений. Это явно недопустимо сейчас, когда предъявляются высокие требования к цирковому искусству.
До сих пор остается нерешенной и проблема подготовки дрессировщиков. ГУЦЭИ пока не занимается этим. Будущие артисты этого жанра в основном приобретают знания в действующих номерах. Готовятся здесь они от случая к случаю, полукустарным способом. Нередко наши старые опытные дрессировщики покидают манеж, не оставив после себя смены, не думая о будущем нашего зооцирка. Дрессировка животных — сложное и опасное искусство. К сожалению, у нас в цирке не ведется никакой научной работы. Нет ни зоолаборатории, ни специальной литературы. Многолетний опыт ведущих дрессировщиков не обобщается и не становится достоянием молодых артистов, которым нередко приходится в своем творчестве идти ощупью и открывать давно открытые Америки. Между тем, если бы каждый большой мастер этого жанра написал хотя бы одну статью о своей работе, могло бы получиться пособие по дрессуре.
Наш зооцирк несомненно нуждается в изменении системы эксплуатации и подготовки его номеров, в проведении ряда организационных мероприятий. Работникам художественного отдела без помощи цирковой общественности, пожалуй, будет трудно справиться с этими большими и сложными задачами. Здесь значительную организаторскую роль смогла бы сыграть недавно созданная при художественном совете Союзгосцирка секция дрессуры. Свою работу эта секция, на мой взгляд, должна начать с тщательного обследования всех имеющихся сейчас зоономеров — проверить их художественное качество, состав и состояние животных, ознакомиться с творческими планами и запросами артистов. После этого можно дать каждому исполнителю советы, что надо сделать, чтобы улучшить его номер.
Не мешало бы ввести для дрессировщиков творческие паспорта, наподобие тех, какие имеются сейчас у коверных и артистов разговорного жанра. В паспорте было бы записано, какой репертуар разрешается исполнять мастеру манежа. Это было бы началом борьбы с однообразием в работе и заимствованием чужих трюков. Секция могла бы также помочь дрессировщикам пополнить и улучшить состав животных, обновить реквизит. Однако главным направлением ее деятельности должно стать руководство работой по созданию оригинальных номеров и аттракционов. Чувство нового всегда было присуще артистам русского и советского цирка. Необходимо только вовремя поддержать их инициативу. Все творческие заявки желательно обсуждать на заседаниях секции. Нужно всячески поощрять артистов, которые создают сценарии оригинальных номеров, оказывать им режиссерскую помощь, выдавать им за это денежные премии. Хотелось бы также, чтобы авторство новых трюков закреплялось за дрессировщиком приказом по Союзгосцирку, что позволило бы покончить с обезличкой и стимулировало артистов на дальнейшие творческие поиски. Художественный уровень нашего зооцирка может быть поднят, если вводить в номера новые виды животных и применять на манеже новые формы работы. В настоящее время уже не удивишь публику демонстрацией одних только трюков. Это пройденный этап в истории дрессуры. На арену все настойчивее просятся сюжетные номера и аттракционы с участием разнообразных дрессированных животных. В дальнейшем, как мне кажется, без них не будет показываться ни одна цирковая программа. Перед нашими дрессировщиками открыты безграничные возможности для создания сюжетных номеров и представлений. Хорошо бы, например, поставить специальные представления для детей по мотивам русских народных сказок.
Следовало бы возродить добрую традицию русского цирка — включать в программы выступления клоунов с дрессированными животными. Новые номера и аттракционы можно также создать, объединив в них животных, с которыми артисты ранее не работали вместе на арене. Например, можно соединить в одном номере лошадей и морских львов-жонглеров. Весьма большого эффекта можно достигнуть, сочетая дрессуру с другими жанрами циркового искусства. Этот принцип довольно удачно использовал еще в 20-е годы заслуженный артист РСФСР Кадыр-Гулям (В. Янушевский), создавший уникальный номер «Акробаты на верблюдах». В настоящее время его применяет воздушная гимнастка заслуженная артистка Армянской ССР Е. Аванесова. Она выступает под куполом цирка с орлом. Для подготовки новых номеров желательно по примеру наших польских друзей иметь специальный центр. Почему бы для этой цели не использовать зимнюю базу передвижных зооцирков в Краснодаре? Репетиционную работу можно также организовать и в наших передвижных зооцирках, где стоит возобновить демонстрацию дрессированных животных. Здесь артист может пройти большую практическую школу. Не случайно из передвижных зооцирков вышли на большую арену многие наши дрессировщики — заслуженные артисты РСФСР А. Корнилов и И. Рубан.
Было бы весьма полезно иметь в управлении Союзгосцирка специального инспектора, который занимался бы вопросами конструирования и изготовления реквизита для дрессировщиков. Сейчас у большинства исполнителей некрасивая, устарелая, очень тяжелая и плохо приспособленная для транспортировки аппаратура. Между тем можно создать современное и удобное в эксплуатации оборудование, которое позволило бы артистам работать более эффективно и с наименьшей затратой физических сил. Для этого в цирк следует пригласить инженеров-конструкторов, а также использовать опыт наших дрессировщиков. Необходимо также подумать и о механизации погрузки и разгрузки реквизита и клеток с животными. Сейчас даже в новых наших цирках-дворцах для этого пользуются услугами случайных людей со стороны, вместо того чтобы приобрести специальные автопогрузчики. И, конечно, следует как можно быстрее решить проблему подготовки молодых дрессировщиков. Нельзя ждать, пока при ГУЦЭИ откроется отделение дрессуры. Если бы каждый руководитель аттракциона и большого номера взял хотя бы одного ученика, мы имели бы вдвое больше артистов этого жанра. Решить все назревшие вопросы не так-то просто. Они потребуют значительных усилий от наших артистов, режиссеров и сотрудников цирка. Но мы можем и должны это сделать. Нашим дрессировщикам созданы замечательные условия для творчестве, каких не имеют их коллеги за рубежом. Советское государство обеспечивает артистов всем необходимым, изготовляет реквизит, предоставляет и содержит животных. Поэтому в нашем цирке не увидишь такой сцены, какую мне пришлось наблюдать в Париже в цирке Медрано. Там после представления в зрительный зал вышел с кружкой дрессировщик Херкес и стал собирать деньги, чтобы купить мясо для своих полуголодных львов.
Мы имеем неограниченные возможности для творчества. Нужно только умело и рационально их использовать, чтобы наш зооцирк стал лучшим в мире и в самое ближайшее время показал на арене свои новые выдающиеся номера и аттракционы. Это будет творческим подарком дрессировщиков к 50-летию Советской власти.
В. ФИЛАТОВ, народный артист РСФСР
Журнал Советский цирк. Август 1965
оставить комментарий