Жонглер Евгений Биляуэр - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Жонглер Евгений Биляуэр

Евгений Биляуэр — представитель четвертого поколения известной цирковой династии.

Его прадед был уличным акробатом, дед, Калман Биляуэр, выступал в цирке как жонглер, воздушный гимнаст, клоун, а его братья, воздушные гимнасты, по традиции тех времен, имели весьма эффектный псевдоним — «Горные орлы братья Бернардо». Его отец, Эмиль Биляуэр, выступает на манеже в качестве коверного клоуна и на протяжении многих лет является руководителем номера групповых жонглеров «Веселые повара».

Когда состоялся его дебют на манеже, Евгений Биляуэр точно не помнит: ему было то ли четыре, то ли шесть лет. Позже стал выступать с родителями, братом и сестрой в «Веселых поварах» и, возможно, навсегда связал бы свою судьбу с этим «семейным номером», но вдруг решил отправиться в Москву, в Государственное училище циркового и эстрадного искусства.

Он успешно сдает вступительные экзамены и приступает к учебе. Надо сказать, что жонглирование вначале не столь сильно привлекало его, и он стремился попробовать свои силы в других жанрах. Но это его стремление натолкнулось на весьма сильное противодействие со стороны педагогов училища (не за этим они его туда принимали). И вот Евгений попадает в руки Фирса Петровича Земцева, который окончательно определил его будущее амплуа — классический соло-жонглер.

В 1967 году Биляуэр заканчивает ГУЦЭИ, и уже тогда его работа привлекает внимание специалистов, отмечавших, что он привнес в жонглирование необычайный динамизм. Но главное — его выступление рождало атмосферу подлинного праздника, веселья и озорства.

Подлинную популярность Евгению Биляуэру приносит выступление в программе Московского цирка на проспекте Вернадского «Русские самоцветы», поставленной Вилен Головко. Именно тогда пробил его первый звездный час, а затем звездные часы отбивали ему время в различных городах нашей страны и на манежах Польши, Чехословакии, США, Канады, Испании, Португалии, Голландии.

Номер Евгения Биляуэра был заснят на пленку и неоднократно показывался по Центральному телевидению в программе «Огни цирка», это заочно познакомило с ним многомиллионную зрительскую аудиторию. Но такая популярность ко многому обязывала. Зрители теперь шли в цирк «на Биляуэра», и он должен был оправдывать их надежды.

Впоследствии Евгений Биляуэр еще дважды выступал в «новом» Московском цирке, но теперь уже в коллективе народного артиста СССР Олега Попова, и каждый раз его выступления не были похожи на предыдущие, в его номере появились новые краски, в его репертуаре всегда была какая-нибудь новинка.

В этом году Евгений Биляуэр выступил в «олимпийской» программе Московского цирка на Цветном бульваре, и новая встреча с ним вновь дала пищу для размышлений.

Искусство жонглирования — одно из самых древних на земле и одно из самых трудоемких. Любой жонглер должен быть настоящим фанатиком, бесконечно влюбленным в свою профессию. Таким был легендарный Энрико Растелли, а в советском цирке — Александр Кисс, Эдуард Аберт, сегодня их традиции продолжают Сергей Игнатов и Евгений Биляуэр.

Идет репетиция. Монотонно взлетают вверх кольца, мячи, булавы. На манеже уже закончили репетировать один номер, его сменил другой, а жонглер все продолжает тренировки. Иногда его просто выживают с манежа: например, ставится клетка. Тогда он уходит в фойе, и снова вверх взлетают кольца, мячи, булавы. Так по несколько часов в день ради десяти минут выступления на залитом огнями манеже.

...Евгений Биляуэр выбрасывает из-за спины пять булав, а сам делает пируэт, отбивает головой одновременно два мяча, кидает девять колец, отбивая головой мяч, бросает четыре булавы и делает пируэт — таковы лишь некоторые из исполняемых им трюков. Но во время его выступления не замечаешь их сложности, кажется, что все это легко и просто, и весь номер воспринимается, как веселая игра. Иногда даже ловишь себя на мысли, что вот сейчас сам выйдешь на манеж и сделаешь то же самое.

Но подлинной кульминацией выступления Евгения Биляуэра является его работа с тремя булавами. Артист предстает перед зрителями подлинным волшебником, для которого, кажется, нет ничего невозможного. Булавы исполняют в его руках причудливый танец, они то порхают вокруг него, го взлетают под самый купол цирка, а одна из булав даже летит в руки дирижера...

Родился этот трюк, неизменно вызывающий горячую реакцию зрительного зала, совершенно случайно. Шутливый разговор, начавшийся за кулисами на одном из утренних представлений, Евгений Биляуэр и дирижер Львовского цирка Геннадий Борисов продолжали на манеже, естественно, с помощью мимики и жестов. В конце номера Борисов как бы попросил у него на память булаву, жонглер немедленно кинул ее в оркестр и так удачно, что дирижер легко поймал ее, продолжая при этом руководить оркестром.

Актер и дирижер решили повторить этот трюк вечером, и снова имели оглушительный успех. Надо сказать, что не во всех цирках дирижеры соглашаются стать партнерами артиста, в «новом» Московском цирке об этом даже и слышать не захотели, а вот в «старом» на Цветном бульваре, его главный дирижер Владимир Йоффе оказался на редкость «способным жонглером».

— Иногда приходишь в цирк в прескверном настроении, — рассказывает артист, — выходишь на манеж, что называется, через «не могу», правда, работаешь чисто, но настоящего успеха не имеешь. А иногда буквально душа поет, рвешься на манеж и если даже «завалишь» какой-то трюк, зрители, сопереживая, прощают тебе это. Значит со зрительным залом установлен настоящий контакт. Такое выступление доставляет подлинное творческое удовлетворение. И мне кажется, что в понятие «форма артиста» должно входить не только его физическое состояние, но и умение отрешиться от всего будничного, умение настроиться на работу.

Занятия такой психологической самоподготовкой надо, видимо, начинать еще в училище.

И еще несколько слов о нашем жанре. Главная, на мой взгляд, опасность, подстерегающая нас, жонглеров, сегодня, это то, что исполнители могут начать соревноваться друг с другом: кто больше кинет предметов. Но ведь важно не сколько ты кинул булав или колец, а и то, как ты их кинул.

...Но тем не менее Сергей Игнатов уже бросил одиннадцать колец, и этот рекорд будет волновать воображение и, конечно же, найдутся смельчаки, которые постараются сперва повторить, а потом и побить его...

Кстати, имена Сергея Игнатова и Евгения Биляуэра часто произносятся рядом. Да оно и понятно: оба они — классические жонглеры и работают с одними и теми же предметами — мячами, кольцами, булавами, оба — лучшие в жанре. Именно поэтому полезно, мне кажется, определить, чем же они отличаются друг от друга.

Любимый снаряд Евгения Биляуэра, по его собственному признанию, булавы; конек Игнатова — бесспорно, кольца. Если Биляуэр стремится во время своего выступления как бы слиться со зрителями, то Игнатов держит от себя публику на определенном расстоянии. Но главное различие между ними в их актерских индивидуальностях: Сергей Игнатов — прекрасный принц из сказки, романтичный и немного загадочный; Евгений Биляуэр тоже из сказки, но он эдакий бравый солдат, в которого без памяти влюбляются все окрестные принцессы.

Так какой же сказочный герой все-таки лучше? Думаю, не стоит вообще задаваться подобным вопросом. Просто надо радоваться тому, что на манеж выходят разные герои, что в нашем цирке есть Евгений Биляуэр и Сергей Игнатов, как есть Юрий Никулин и Олег Попов, Мстислав Запашный и Владимир Шевченко, Юрий Мерденов и Тамерлан Нугзаров, Игорь Кио и Отар Ратиани...

В канун 60-летия советского цирка Евгению Биляуэру в числе большой группы артистов было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Это не только высокая оценка его труда, но и определенная веха в жизни, когда из представителя талантливой артистической молодежи становишься артистом среднего поколения, составляющего сердцевину и самую суть современного советского циркового искусства.

МИХАИЛ НИКОЛАЕВ

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования