Жонглер на лошади В. Викторов
В цирке быть хорошим артистом — значит быть прежде всего большим тружеником. Эту истину Викторов усвоил еще с детства от своих родителей и всегда свято придерживался ее.
Сын цирковых артистов, он рано стал выступать на арене. Сначала как ассистент в воздушном номере своей матери, позднее — как соло-жонглер в партере и, наконец, — жонглер на лошади. Жонглирование всегда привлекало мальчика. И это стремление всячески поддерживала его мать. Она, собственно, и помогла ему стать настоящим жонглером. Каждый день терпеливо занималась она с Виктором. Да Виктор и сам, мечтая о самостоятельных выступлениях, проявлял немало усердия. Пристроившись где-нибудь у барьера, он по нескольку часов в день подбрасывал и ловил предметы, бесконечное число раз повторял отдельные комбинации, улучшал, отшлифовывал их. Виктор иногда так уставал, что хотелось забросить все тренировки, отдохнуть... Ныла шея, болели бицепсы, щипали и трескались на ладонях мозоли, но желание стать хорошим артистом было сильнее всего — он упрямо продолжал репетиции. И вот мечта его сбылась, упорство и труд не пропали даром. В 1941 году в Куйбышеве состоялся его дебют. Жонглер Викторов выступал перед красноармейцами прямо на вокзале. И что греха таить, дебют не получился блестящим. От волнения не все шло гладко, были накладки, завалы. Но бойцы хорошо принимали, от души аплодировали молодому артисту. С этого времени и начинается самостоятельный творческий путь артиста В. Викторова. В годы войны он работает в одной из цирковых бригад по обслуживанию воинов Советской Армии, активно участвуя в шефских концертах. Став солистом, Виктор постоянно совершенствовал свое мастерство, где-то в глубине души решив со временем, как и его отец, быть жонглером на лошади.
С волнением следил он за работой известного в советском цирке жонглера на лошади, ныне заслуженного артиста РСФСР Н. Ольховикова, во многом обновившего этот классический и трудный жанр циркового искусства. Ольховиков первый снял панно и стал работать на крупе лошади, ввел в номер жокейские трюки и даже... вокал. Смелость, темп, быстрота, отличавшие работу Ольховикова, привлекали и Виктора. Он готов был попробовать свои силы в новом жанре, но не было подходящей лошади. И вот случайно в Новосибирском цирке — это было в 1945 году — Виктор увидел на конюшне старую лошадь, на которой давно уж никто не работал. Тамара — так звали эту старушку — оказалась на редкость строптивой и при первом знакомстве в станке сильно лягнула артиста. Но трудности при покорении ее характера были сущими пустяками в сравнении с теми, которые заключал в себе новый жанр. И, став на лошадь, Виктор по-настоящему понял это. В самом деле, было мудрено не только жонглировать, но и удержаться на ее спине. А требовалось одновременно балансировать, жонглировать и управлять, стоя на крупе быстро скачущей лошади. Целый год под руководством вернувшегося с фронта артиста Г. Зинченко репетировал Викторов. И вот в 1946 году в конвейер вошел новый интересный номер «Жонглер на лошади — Виктор Викторов». Чуть согнув для баланса ноги, легко и непринужденно жонглирует он на галопирующем коне. Быстро мелькают в его руках мячи, палки, ракетки... Предметы словно ему послушны: так легко и свободно меняет он то рисунок, то ритм комбинаций. Викторов работает без нажима, в мягкой, почти игровой манере, привнося в номер бодрое, радостное настроение, и создает в нем видимость легкости при исполнении виртуозных трюков, не акцентируя на сложности исполнения.
Глядя на него, совершенно не подозреваешь, сколько упорных ежедневных репетиций проделал он, прежде чем выступить перед зрителем. Артист не успокаивается на достигнутом, но изо дня в день совершенствует и улучшает свой номер, разнообразя его интересными комбинациями. И пусть не всегда отдельные трюки проходят гладко, например, эффектный фейерверк пылающих факелов на мчащейся лошади, тем не менее постоянные поиски Викторова — верный залог его творческого роста. Но не только репетицией занят день молодого артиста, в свободное время он частый посетитель библиотек: ведь Виктор Викторов еще и студент театроведческого факультета ГИТИСа. Тяжело в условиях переездов сочетать работу в цирке с учебой в институте, но благодаря своему трудолюбию Виктор с этим справляется. Сейчас он готовит дипломную работу о цирке. И в этом отношении судьба Виктора не исключение. Многие молодые артисты овладевают не только цирковым искусством, но и наукой.
В. АНИКЕЕВ
Журнал Советский цирк. Июнь 1963 г.
оставить комментарий