Золотые шарики мимозы
Когда приходит весна? Для одних ее приход связан с прилетом грачей, для других — с пронзительной голубизной освобождающегося от облаков высокого неба, для третьих — с ребятишками, прыгающими через веревочку на асфальтовых мостовых, с которых поднимается легкий парок.
Для меня у весны иные приметы. Даже если снег еще плотно лежит на дорожках Цветного бульвара, а с тротуаров не исчезли причудливые песочные узоры, напоминающие тигровую шкуру, я знаю — весна уже на подходе. Пусть снег порошит глаза, пусть свирепствует ветер, она близка: ведь скоро Восьмое марта!
У меня еще свежо в памяти, что раньше Женский день был просто отвлеченной календарной датой, отмечаемой лишь лекцией в клубе да газетной статьей. Но постепенно этот праздник стал шириться, и теперь он поистине всенароден. Ему неизменно предшествует какое-то особое настроение приподнятости и радостного ожидания. Уже задолго до Восьмого марта мужчины начинают задумчиво топтаться у прилавков парфюмерных магазинов, а у наших соседей — на Центральном рынке — выстраиваются длинные очереди за мимозой. Пушистыми золотыми шариками усыпаны все подходы к рынку, и нежный запах первой посланницы юга и тепла проникает даже на арену цирка.
В этот день я невольно вспоминаю о своих подругах по искусству и прежде всего по нелегкому нашему цирковому ремеслу. Но кого из них назвать в первую очередь? Тут я просто в затруднении. Ведь если начать перечислять всех женщин, работающих в цирке и на эстраде и достойных доброго слова, — не хватит целого журнала! Поэтому в этой статье я ограничусь лишь несколькими наиболее близкими мне именами, хотя мысленно обнимаю вас всех, милые женщины цирка и эстрады. Одна из первых в славной когорте, конечно же, — Ирина Николаевна Бугримова. Об искусстве этой удивительной женщины, овладевшей самой неженской профессией в мире, много говорить не надо: ее блистательное мастерство известно каждому любителю цирка. Если я добавлю, что Бугримова активная общественница, — это прозвучит по-протокольному сухо. Но поговорите с кем-нибудь из тех артистов, которым она помогла справиться с профессиональными или семейными неурядицами, и вам сразу станет ясно: Ирина Николаевна — золотой человек.
Отдает всю себя цирку и Виолетта Кисс, покоряющая нас артистизмом и отточенным мастерством жонглера-эквилибриста. Горячо аплодируя ее виртуозной технике, зрители не подозревают, сколько мужества и самообладания требует порой профессия цирковой артистки. Был случай, когда в гастрольной поездке Виолетта серьезно повредила ногу. Но она не прекратила выступления, не сорвала ни одного спектакля.
Коль уж я заговорила о мужестве, то как не назвать воздушную гимнастку Полину Чернегу, настоящего «Маресьева арены». Получив тяжелейшую травму, признанная медиками «безнадежной», Полина отказалась от наркотиков, снимающих жесточайшие боли, и начала тренироваться, буквально закованная в гипсовые латы. Ее железная воля разбила мрачные прогнозы врачей: мужественная артистка снова вернулась на манеж.
Хочу вспомнить в связи с этим случай, происшедший у меня на глазах во время гастролей артистов советского цирка в Австралии. Падкие на сенсации австралийские газеты поместили сообщение: «Маргарита Назарова выступать больше не будет — тигр поранил ей руку», Да, так оно и было: тигр действительно поранил руку артистке. Но, вопреки предсказанию журналистов, грациозная укротительница хищников появилась в назначенный час на манеже.
Порадовала меня в этой поездке и юная представительница «слабого пола» — канатоходец Евгения Волжанская. Ее партнерша Марина не смогла выехать на гастроли, так как ожидала ребенка. Поэтому на хрупкие плечи «крошки Женечки» легла двойная нагрузка. И она ее выдержала, не посрамила славных традиций семьи Волжанских. По три раза в день приходилось ей выступать. Жаловаться на усталость, ныть — нет, это не в характере Евгении.
Когда говорят о литературных произведениях, написанных слабой, «немужской» рукой, то часто употребляют выражение «женское рукоделие». А если перенести это выражение из литературы в цирк? Право же, никак не назовешь «женским рукоделием» темпераментные и яркие выступления обеих Нонн из семейства Запашных, Людмилы Котовой, Нази Ширай, Валентины Сурковой, Дзерассы Тутановой и многих замечательных артисток манежа.
Женщины советского цирка несут трудовую вахту наравне с мужчинами и ничуть не хуже их справляются со своими обязанностями. Уже давно никого не удивляет, что женщины зачастую являются не только исполнителями, но и творцами, руководителями номеров и коллективов. Артистка Анна Русских, например, возглавляет известный в нашей стране «Цирк лилипутов»; во главе больших интересных иллюзионных аттракционов стоят Зинаида Тарасова и Евгения Ренард-Кио; давно и плодотворно работает директором цирка в городе Фрунзе Людмила Иванова...
Сколько часов в сутках? Неужели только двадцать четыре? А быть может, они и впрямь растяжимы? Иногда просто диву даешься: когда наши женщины все успевают? После репетиций и выступлений они находят время и силы, чтобы заниматься спортом, посещать лекции и концерты, сидеть над учебниками и конспектами. А ведь, кроме того, есть еще дом, семья, тысяча насущных дел и забот, от которых не избавлена, кажется, ни одна женщина в мире. И представьте — все успевают!.. Дрессировщица собачек Генриетта Белякова и акробатка Лидия Худе, что называется, «без отрыва от производства» окончили театроведческий факультет ГИТИС, а воздушная гимнастка Юлия Ларионова (Остравинская), получив диплом об Окончании института, поступила в аспирантуру. Дрессировщица Наталья Дурова, не прерывая своих выступлений, работает над книгой о людях арены.
Время не стоит на месте, да и «цирковой век» куда короче, чем бы того хотелось. Много славных имен уже не появляется более на афишах, много артисток ушло на заслуженный отдых. Но разве понятие отдыха и безмятежного покоя совместимо с именами сестер Кох, Елены Синьковской, Елены Либединской и других артисток, ушедших на пенсию? Они передают свою эстафету новому поколению, готовят молодую смену, консультируют, преподают в Государственном училище циркового и эстрадного искусства.
Прямо с манежа перешла в кабинет директора передвижного цирка велосипедистка и дрессировщица Ирина Польди. Мне, ее коллеге, особенно хочется пожелать Ирине Михайловне успехов на беспокойном поприще, где нет, как говорится, ни сна, ни отдыха. Порой так намаешься за день, что сгоряча подумаешь: «Все. Хватит. Ухожу». Но, скажу по секрету, я так «собираюсь уходить» уже больше двадцати лет. А пройдет часок-другой, отдышишься — и снова манит тебя властный зов цирка. Не ошибусь, если скажу, что такое же чувство испытывает каждый, кто когда-либо работал в цирке. Иначе разве вернулась бы на свой хлопотливый пост старший контролер Екатерина Алексеевна Ермолова, вышедшая было на пенсию после более чем тридцатилетней службы в Московском цирке? Разве отдавала бы столько лет всю себя многотрудной деятельности главного художника Союзгосцирка Анель Алексеевна Судакевич, безукоризненному вкусу которой мы обязаны появлению в наших спектаклях волшебных костюмов.
Сердечно приветствуя и поздравляя всех тружениц эстрады и цирка — артисток, художниц, режиссеров, администраторов, портных, помощниц дрессировщиков, — мне хочется, слегка перефразировав слова поэта, пожелать:
«Дай бог вам всем большое бабье лето и осень ясную, когда она придет».
Жизнь у тружениц эстрады и цирка, что греха таить, порой нелегкая. Ведь они не только артистки, но матери и жены. Им приходится зачастую жить, что называется на колесах, постоянно тревожась за семью, за детей. А все это не может не отражаться на настроении, на работе. Поэтому, мне кажется, стоит подумать о создании интернатов для детей сотрудников цирка.
Но интернаты интернатами, а в первую очередь помогать женщинам облегчать быт и семейные заботы должны все-таки мужчины. Они должны быть рыцарями не только на манеже и на эстраде, но и в жизни, в семье — благородными, заботливыми, отзывчивыми. Тогда наш женский праздник продлится весь год. И как много это сбережет всем нам нервов и здоровья, как поднимет и наше настроение и нашу работоспособность!
Вот какие мысли приходят мне в голову, когда я вижу за окном золотые пушистые шарики мимозы, которые, словно выводок цыплят, разбежались по рыхлому предвесеннему снегу.
С праздником вас, дорогие подруги!
ГАЛИНА ШЕВЕЛЕВА, зам. директора Московского цирка

На первой странице обложки: народный артист РСФСР Аркадий Райкин.
На четвертой странице обложки: конферансье «Необыкновенного концерта».
Журнал Советский цирк. Март 1966 г.
оставить комментарий