В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Золотые шарики мимозы

Когда приходит весна? Для одних ее приход связан с прилетом грачей, для других — с пронзительной голубизной освобождающегося от облаков высокого неба, для третьих — с ребятишками, прыгающими через веревочку на асфальтовых мостовых, с которых поднимается легкий парок.

Для меня у весны иные приметы. Даже если снег еще плотно лежит на дорожках Цветного бульвара, а с тротуаров не исчезли причудливые песочные узоры, напоминающие тигровую шкуру, я знаю — весна уже на под­ходе. Пусть снег порошит глаза, пусть свирепствует ветер, она близка: ведь скоро Вось­мое марта!

У меня еще свежо в памяти, что раньше Женский день был просто отвлеченной ка­лендарной датой, отмечаемой лишь лекцией в клубе да газетной статьей. Но постепенно этот праздник стал шириться, и теперь он поисти­не всенароден. Ему неизменно предшествует какое-то особое настроение приподнятости и радостного ожидания. Уже задолго до Вось­мого марта мужчины начинают задумчиво топтаться у прилавков парфюмерных мага­зинов, а у наших соседей — на Центральном рынке — выстраиваются длинные очереди за мимозой. Пушистыми золотыми шариками усыпаны все подходы к рынку, и нежный за­пах первой посланницы юга и тепла проникает даже на арену цирка.

В этот день я невольно вспоминаю о своих подругах по искусству и прежде всего по не­легкому нашему цирковому ремеслу. Но кого из них назвать в первую очередь? Тут я про­сто в затруднении. Ведь если начать перечис­лять всех женщин, работающих в цирке и на эстраде и достойных доброго слова, — не хва­тит целого журнала! Поэтому в этой статье я ограничусь лишь несколькими наиболее близ­кими мне именами, хотя мысленно обнимаю вас всех, милые женщины цирка и эстрады. Одна из первых в славной когорте, конеч­но же, — Ирина Николаевна Бугримова. Об искусстве этой удивительной женщины, овла­девшей самой неженской профессией в мире, много говорить не надо: ее блистательное ма­стерство известно каждому любителю цирка. Если я добавлю, что Бугримова активная об­щественница, — это прозвучит по-протоколь­ному сухо. Но поговорите с кем-нибудь из тех артистов, которым она помогла справиться с профессиональными или семейными неуря­дицами, и вам сразу станет ясно: Ирина Ни­колаевна — золотой человек.

Отдает всю себя цирку и  Виолетта Кисс, покоряющая нас артистизмом и отточенным мастерством жонглера-эквилибриста. Горячо аплодируя ее виртуозной технике, зрители не подозревают, сколько мужества и самооб­ладания требует порой профессия цирковой артистки. Был случай, когда в гастрольной поездке Виолетта серьезно повредила ногу. Но она не прекратила выступления, не сорвала ни одного спектакля.

Коль уж я заговорила о мужестве, то как не назвать воздушную гимнастку Полину Чернегу, настоящего «Маресьева арены». По­лучив тяжелейшую травму, признанная меди­ками «безнадежной», Полина отказалась от наркотиков, снимающих жесточайшие боли, и начала тренироваться, буквально закованная в гипсовые латы. Ее железная воля разбила мрачные прогнозы врачей: мужественная ар­тистка снова вернулась на манеж.

Хочу вспомнить в связи с этим случай, происшедший у меня на глазах во время гастролей артистов советского цирка в Авст­ралии. Падкие на сенсации австралийские га­зеты поместили сообщение: «Маргарита На­зарова выступать больше не будет — тигр поранил ей руку», Да, так оно и было: тигр действительно поранил руку артистке. Но, во­преки предсказанию журналистов, грациозная укротительница хищников появилась в назна­ченный час на манеже.

Порадовала меня в этой поездке и юная представительница «слабого пола» — канато­ходец Евгения Волжанская. Ее партнерша Марина не смогла выехать на гастроли, так как ожидала ребенка. Поэтому на хрупкие плечи «крошки Женечки» легла двойная нагрузка. И она ее выдержала, не посрамила славных традиций семьи Волжанских. По три раза в день приходилось ей выступать. Жаловаться на усталость, ныть — нет, это не в характере Евгении.

Когда говорят о литературных произведе­ниях, написанных слабой, «немужской» ру­кой, то часто употребляют выражение «жен­ское рукоделие». А если перенести это выра­жение из литературы в цирк? Право же, ни­как не назовешь «женским рукоделием» тем­пераментные и яркие выступления обеих Нонн из семейства Запашных, Людмилы Котовой, Нази Ширай, Валентины Сурковой, Дзерассы Тутановой и многих замечательных артисток манежа.

Женщины советского цирка несут трудовую вахту наравне с мужчинами и ничуть не хуже их справляются со своими обязанностями. Уже давно никого не удивляет, что женщины зача­стую являются не только исполнителями, но и творцами, руководителями номеров и кол­лективов. Артистка Анна Русских, например, возглавляет известный в нашей стране «Цирк лилипутов»; во главе больших интересных ил­люзионных аттракционов стоят Зинаида Тара­сова и Евгения Ренард-Кио; давно и плодо­творно работает директором цирка в городе Фрунзе Людмила Иванова...

Сколько часов в сутках? Неужели только двадцать четыре? А быть может, они и впрямь растяжимы? Иногда просто диву даешься: ко­гда наши женщины все успевают? После репе­тиций и выступлений они находят время и си­лы, чтобы заниматься спортом, посещать лек­ции и концерты, сидеть над учебниками и кон­спектами. А ведь, кроме того, есть еще дом, семья, тысяча насущных дел и забот, от кото­рых не избавлена, кажется, ни одна женщина в мире. И представьте — все успевают!.. Дрес­сировщица собачек Генриетта Белякова и ак­робатка Лидия Худе, что называется, «без отрыва от производства» окончили театроведче­ский факультет ГИТИС, а воздушная гимнаст­ка Юлия Ларионова (Остравинская), получив диплом об Окончании института, поступила в аспирантуру. Дрессировщица Наталья Дурова, не прерывая своих выступлений, работает над книгой о людях арены.

Время не стоит на месте, да и «цирковой век» куда короче, чем бы того хотелось. Мно­го славных имен уже не появляется более на афишах, много артисток ушло на заслужен­ный отдых. Но разве понятие отдыха и безмятежного покоя совместимо с именами се­стер Кох, Елены Синьковской, Елены Либединской и других артисток, ушедших на пенсию? Они передают свою эстафету новому поколению, готовят молодую смену, консуль­тируют, преподают в Государственном учили­ще циркового и эстрадного искусства.

Прямо с манежа перешла в кабинет дирек­тора передвижного цирка велосипедистка и дрессировщица Ирина Польди. Мне, ее колле­ге, особенно хочется пожелать Ирине Михай­ловне успехов на беспокойном поприще, где нет, как говорится, ни сна, ни отдыха. Порой так намаешься за день, что сгоряча поду­маешь: «Все. Хватит. Ухожу». Но, скажу по секрету, я так «собираюсь уходить» уже боль­ше двадцати лет. А пройдет часок-другой, отдышишься — и снова манит тебя властный зов цирка. Не ошибусь, если скажу, что такое же чувство испытывает каждый, кто когда-либо работал в цирке. Иначе разве вернулась бы на свой хлопотливый пост старший контролер Екатерина Алексеевна Ермолова, вы­шедшая было на пенсию после более чем три­дцатилетней службы в Московском цирке? Разве отдавала бы столько лет всю себя мно­готрудной деятельности главного художника Союзгосцирка Анель Алексеевна Судакевич, безукоризненному вкусу которой мы обязаны появлению в наших спектаклях волшебных костюмов.

Сердечно приветствуя и поздравляя всех тружениц эстрады и цирка — артисток, ху­дожниц, режиссеров, администраторов, порт­ных, помощниц дрессировщиков, — мне хо­чется, слегка перефразировав слова поэта, по­желать:

«Дай бог вам всем большое бабье лето и осень ясную, когда она придет».

Жизнь у тружениц эстрады и цирка, что греха таить, порой нелегкая. Ведь они не толь­ко артистки, но матери и жены. Им прихо­дится зачастую жить, что называется на ко­лесах, постоянно тревожась за семью, за детей. А все это не может не отражаться на настроении, на работе. Поэтому, мне кажется, стоит подумать о создании интернатов для де­тей сотрудников цирка.

Но интернаты интернатами, а в первую очередь помогать женщинам облегчать быт и семейные заботы должны все-таки мужчины. Они должны быть рыцарями не только на манеже и на эстраде, но и в жизни, в семье — благородными, заботливыми, отзывчивыми. Тогда наш женский праздник продлится весь год. И как много это сбережет всем нам нер­вов и здоровья, как поднимет и наше настрое­ние и нашу работоспособность!

Вот какие мысли приходят мне в голову, когда я вижу за окном золотые пушистые шарики мимозы, которые, словно выводок цыплят, разбежались по рыхлому предвесен­нему снегу.

С праздником вас, дорогие подруги!

ГАЛИНА ШЕВЕЛЕВА, зам. директора Московского цирка

На первой странице обложки: народный ар­тист РСФСР Аркадий Райкин.  На четвертой странице обложки: конфе­рансье «Необыкновенного концерта».

На первой странице обложки: народный ар­тист РСФСР Аркадий Райкин.
На четвертой странице обложки: конфе­рансье «Необыкновенного концерта».


Журнал Советский цирк. Март 1966 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100