Птицы
Птицы. Многие виды птиц селятся около людских жилищ. Они вьют гнезда под крышами домов, на деревьях, растущих во дворах, устраиваются в скворечниках, сооружаемых для них человеком, охотно принимают пищу, оставленную им, и в то же время не проявляют стремления к более тесному контакту с человеком. При его приближении птицы, как правило, мгновенно улетают.
Осторожность птиц продиктована инстинктом самосохранения. Подавить этот инстинкт очень трудно. Даже в домашних условиях птиц содержат все же в клетках. (Исключением, являются, пожалуй, только ручные голуби.)
Известно, что отдельным любителям птиц удавалось приучить некоторых своих питомцев к более свободному общению с человеком и даже на какое-то время выпускать их из клетки. Но это единичные примеры. Ведь одно дело - ручная птица в домашних условиях, и совсем другое - выступление птиц на публике, когда необходимо демонстрировать усвоенные трюки. К тому же многие известные виды птиц для показа па манеже непригодны - они слишком мелки.
Из сказанного выше становится попятным, почему дрессировка птиц представлена в цирке в значительно меньших масштабах, чем разнообразных животных. Наибольшее распространение в цирковой дрессировке получили попугаи и голуби.
Другие представители мира пернатых - орлы, пеликаны, гуси, петухи - встречаются только в смешанных зоономерах, где их участие сводится к функциям живописно-декоративных пятен. Они лишь эффектные статисты, а не "актеры".
Попугаи и голуби быстрее, чем другие птицы, привыкают к человеку. Кроме того, попугаи не способны хорошо летать, поэтому отличаются усидчивостью.
Красивое яркое оперение попугаев и способность некоторых из них воспроизводить человеческую речь издавна привлекали цирковых артистов. Попугаи заучивают и произносят довольно свободно значительное количество слов, что позволяет дрессировщику строить в номере диалог из вопросов и ответов. Впрочем, подражать чужим голосам, в том числе и голосу человека, могут и некоторые другие птицы. Биолог В. Гусев, например, упоминает о скворце, который "произносит свое имя, имя жены владельца и довольно мило чертыхается". У любителя птиц из румынского города Залэу вороненок в своем лексиконе насчитывает несколько десятков слов.
Воспроизводить звуки человеческой речи способны грачи, сороки, галки и особенно вороны. По для выступления в цирке более интересны попугаи.
Дрессированные попугаи способны выполнять многие действия. Они перепрыгивают через невысокие барьеры, вальсируют, качаются на качелях, кружатся на каруселях, вертятся вокруг перекладины крошечного турника, повисают на клювах. Дрессировщики строят трюки, учитывая цепкость лап и силу клюва птиц. Так, в номере Л. Филатовой три попугая, повиснув лапками на круглом штамборте, держат в клювах по кольцу, на каждом из которых, зацепившись клювами, висит еще по одному попугаю. И вся эта пирамида поднимается, опускается и вращается по кругу.
Довольно легко осваивают многие трюки и голуби. Они бегают по мячу и ступенькам лесенки, которые дрессировщик вращает в руках. Облетев над манежем круг, птицы стайкой приземляются на попону маленькой лошадки, бегущей по кругу. Артистка Л. Жирнова даже жонглировала тремя порхающими голубями.
Отдельные номера строятся на природной склонности голубей летать стаями. Среди номеров такого типа наиболее популярна дуровская сценка "Сон охотника": по первому выстрелу дрессировщика голуби вылетают из-за кулис и прямехонько устремляются в охотничью сумку; после второго выстрела еще одна стайка садится на ружье; третий выстрел производится из ружья, на котором уже сидят голуби. Действительно, такое можно увидеть только во сне или в цирке. Многое сделали советские мастера-дрессировщики для развития жанра. В числе задач, которые стоят перед ними, - создание целых зоопредставлений с разнообразными занимательными сюжетами, в том числе и для детей на темы популярных сказок, а также и конных пантомим - этого прекрасного циркового зрелища, хорошо зарекомендовавшего себя в прошлые годы.
Материал предоставлен крайне фрагментарно.
Для получения дополнительной информации обращайтесь на: info@ruscircus.ru.
Литература:
3.Б. Гуревич, О жанрах советского цирка, М., 1977.